Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 25 июня 1997 года N 22


О местном референдуме в городе Москве

(с изменениями на 21 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 августа 2004 года
на основании закона Москвы от 30 июня 2004 года N 43
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 20 декабря 2000 года N 43 (Тверская, 13, N 5, 31.01-06.02.2001 года);

Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001).

____________________________________________________________________

     

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы местного референдума

Местный референдум в городе Москве (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации - жителей Москвы, проживающих в границах одного или нескольких районов города Москвы (далее - район), по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Москвы. Референдум наряду со свободными выборами является формой прямого волеизъявления жителей района в решении вопросов местного значения (часть в редакции, введенной в действие с 31 января 2001 года Законом Москвы от 20 декабря 2000 года N 43, -  см. предыдущую редакцию).

Референдум проводится на всей территории района на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

Житель района при проведении референдума голосует на участке по проведению референдума в соответствии с местом своего проживания. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются комиссиями по проведению референдума, органами власти города и района открыто и гласно.

Статья 2. Законодательство о референдуме

Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 26 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" и настоящим Законом.     

Статья 3. Право на участие в референдуме

В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в районе, зарегистрированные в данном районе в соответствии с установленными правилами регистрации и достигшие 18 лет на день проведения референдума.

Не имеют права участвовать в референдуме жители района, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум

       1. На референдум выносятся вопросы местного значения, отнесенные законами города Москвы к ведению органов власти района города Москвы.

2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов власти района, а также о проведении досрочных выборов органов власти района либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов власти района, персональном составе органов власти района;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности главы Управы и советников районного Собрания;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств района;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жителей района.

3. На референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении района.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить федеральным законам, Уставу и законам города Москвы.

5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 января 2001 года Законом Москвы от 20 декабря 2000 года N 43, -  см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

Референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в городе Москве, и в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не проводится в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Повторный референдум с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса (вопросов) не проводится в течение года после опубликования результатов голосования на референдуме.

Статья 6. Совместный референдум

Возможно одновременное проведение референдума по одному и тому же вопросу (вопросам) в двух и нескольких районах в порядке, установленном настоящим Законом. Вопросы, вынесенные на совместный референдум, должны соответствовать статье 4 настоящего Закона.

Глава II. Назначение референдума

     

Статья 7. Инициатива проведения референдума

Право на инициативу проведения референдума принадлежит:

- не менее чем 10 процентам от числа жителей района, имеющих право на участие в референдуме;

- районному Собранию;

- префекту административного округа.

     

Статья 8. Порядок реализации инициативы жителей о
проведении референдума

Каждый житель или группа жителей района, имеющие право на участие в референдуме в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, а также районное общественное объединение или районное отделение общероссийского, межрегионального, регионального (городского) общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах органов власти и зарегистрирован соответственно Управлением юстиции города Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, либо орган территориального общественного самоуправления могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума (далее - инициативная группа).

Инициативная группа обращается в районное Собрание с ходатайством о ее регистрации.

Районное Собрание поручает территориальной избирательной комиссии осуществление предусмотренных настоящим Законом действий по рассмотрению ходатайства инициативной группы, ее регистрации, работе с петиционными листами и представлению в районное Собрание решения о регистрации инициативы жителей о проведении референдума.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;

- фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об инициативе проведения референдума, а также копия устава общественного объединения, от имени которого действует инициативная группа.

Территориальная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы требованиям настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение территориальной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в установленном порядке в месячный срок со дня получения соответствующего решения территориальной избирательной комиссии.

Число подписей жителей, необходимых в поддержку проведения референдума, устанавливает районное Собрание в соответствии со статьей 7 настоящего Закона.

Статья 9. Порядок сбора подписей

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы о проведении референдума. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе территориальной избирательной комиссией, действительно в течение 6 недель. Инициативная группа вправе создавать группы содействия для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Расходы по сбору подписей и изготовлению подписных листов несет инициативная группа.

Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, установленной настоящим Законом (приложение), и заверяются территориальной избирательной комиссией.

Каждый подписной лист после его заполнения должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи жителей, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, его заменяющего, каждого из этих лиц.

Подписи в поддержку инициативы о проведении референдума собираются только среди жителей района, где предполагается проведение референдума.

Если по истечении срока действия регистрационного свидетельства не было собрано необходимого количества подписей жителей, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года.

После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей жителей района и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в территориальную избирательную комиссию, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение о регистрации инициативы жителей района о проведении референдума, копию которого направляет инициативной группе.

В случае если территориальная избирательная комиссия обнаружит нарушения в оформлении подписных листов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 2 недели.

В случае, если территориальная избирательная комиссия в результате проверки установит, что число действительных подписей окажется менее числа, установленного настоящим Законом, то она принимает решение об отказе в регистрации инициативы жителей о проведении референдума. Копия решения в недельный срок направляется инициативной группе. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с инициативой о проведении референдума в течение одного года.

Решение о регистрации инициативы жителей о проведении референдума территориальная избирательная комиссия направляет в районное собрание в двухнедельный срок со дня поступления подписных листов.

     

Статья 10. Назначение референдума

Право назначения референдума принадлежит районному Собранию.

Районное Собрание принимает решение о назначении референдума не позднее 1 месяца со дня поступления к нему решения территориальной избирательной комиссии о регистрации инициативы жителей района или обращения префекта административного округа о проведении референдума. Районное Собрание принимает решение об отказе в назначении референдума, если вопрос (вопросы), выносимый инициативной группой или префектом административного округа, противоречит требованиям статьи 4 настоящего Закона. В этом случае районное Собрание направляет инициативной группе или префекту административного округа мотивированный отказ. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в суд в течение месяца после его получения.

Решение районного Собрания о назначении референдума, противоречащее законодательству, может быть отменено Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо самостоятельно.

Голосование на референдуме назначается на любой выходной день в период от полутора до двух месяцев со дня принятия районным Собранием решения о назначении референдума.

В случае если районное Собрание не назначит проведение референдума и не направит инициативной группе или префекту административного округа мотивированный отказ в установленный настоящей статьей срок, назначает референдум и устанавливает дату его проведения глава районной Управы.

После назначения референдума другие инициативы о его проведении до опубликования результатов назначенного референдума не рассматриваются.

Глава III. Комиссии по проведению референдума

Статья 11. Комиссии по проведению референдума

Организацию и проведение референдума осуществляют:

- территориальная комиссия по проведению референдума (далее территориальная комиссия);

- участковые комиссии по проведению референдума (далее участковые комиссии).

Статья 12. Порядок формирования и полномочия
 территориальной комиссии

Территориальная комиссия образуется районным Собранием одновременно с принятием решения о назначении референдума не позднее чем за 60 дней до дня референдума в количестве 5-11 членов по представлению главы районной Управы на основе предложений общественных объединений, собраний граждан по месту жительства, а также органов территориального общественного самоуправления.

Районное Собрание может возложить полномочия территориальной комиссии на территориальную избирательную комиссию.

В случае проведения референдума одновременно с выборами в федеральные, городские органы власти, выборами советников районного Собрания, а также референдумом города Москвы полномочия территориальной комиссии осуществляет соответствующая территориальная избирательная комиссия или территориальная комиссия по проведению референдума города Москвы.

Территориальная комиссия:

- обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории района;

- образует участковые комиссии, организует и контролирует их деятельность, информирует население об их адресах и номерах телефонов, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или бездействие) этих комиссий;

- распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, распределяет их между участковыми комиссиями и обеспечивает контроль за их целевым использованием;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»