Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2001 года N 963-ПП


О ходе выполнения распорядительных документов
Правительства Москвы по выводу хозяйственных обществ с
участием города Москвы на рынок ценных бумаг

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 3 июля 2007 года N 576-ПП
____________________________________________________________________

Развитие организованного рынка ценных бумаг в Москве Правительство Москвы считает важнейшей частью работы по совершенствованию экономики города в целом. Обеспечение перехода хозяйственных обществ с участием города Москвы (далее - предприятия или общества с долей города) на фондовый рынок - необходимое звено для решения указанной задачи.

В этой связи был принят ряд нормативных документов, определяющих комплекс мероприятий по развитию рынка корпоративных ценных бумаг хозяйственных обществ с долей города Москвы, включающий меры по упорядочению системы учета, отчетности и анализа финансово-экономического положения хозяйственных обществ, повышению инвестиционной привлекательности Московского региона, развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг, повышению уровня инвестиционной активности населения.

В результате, в целях создания системы оперативного мониторинга городского портфеля Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Региональным отделением ФКЦБ в Центральном федеральном округе сформирован и постоянно актуализируется Реестр предприятий с долей города. По состоянию на 1 июня 2001 года в реестре числятся 544 предприятия. В 2000 году осуществляло финансово-хозяйственную деятельность 451 хозяйственное общество.

Для обеспечения профессиональной и эффективной работы представителей города Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с Региональным отделением ФКЦБ в Центральном федеральном округе сформирован институт представителей города, организована система обучения в очном и заочном режиме. Ведется реестр представителей интересов города.

В целях оценки эффективности управления долями города разработана система отчетности хозяйственных обществ с участием города Москвы, утверждены стандарты аудиторского заключения, созданы программные средства для проведения финансово-экономического анализа хозяйственных обществ с участием города Москвы.

Вместе с тем исполнительными органами акционерных обществ сдерживается процесс раскрытия отчетной информации по стандартам и формам, утвержденным нормативными актами городской администрации. Не стала повседневной практикой исполнительных органов акционерных обществ разработка бизнес-планов развития предприятия, что сдерживает привлечение инвестиций.

Позиция отраслевых департаментов Правительства Москвы по использованию бюджетных мер поддержки развития акционерных обществ с долей города в условиях недостаточного технико-экономического обоснования (бизнес-плана) приводит к низкой эффективности мер поддержки и не позволяет сформировать информационную базу для проведения анализа финансово-экономического положения предприятий с долей города и определения перспектив их развития.

Для привлечения внимания профессиональных участников к предприятиям и оценке потенциальной стоимости принадлежащих городу пакетов акций организована система индикативных котировок, в которой на 11 июня 2001 года выставлено 204 хозяйственных общества с участием города Москвы.

Определен перечень из 33 предприятий с долей города, потенциально подготовленных к выводу на реальный рынок ценных бумаг, по которым проведен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности и определены конкретные инструменты фондового рынка, применимые к каждому конкретному предприятию, что обеспечило реализацию начального этапа вывода предприятий с долей города на фондовый рынок.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.10.98 N 763 "О ходе выполнения комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы" создана система фондовых центров - более 240 организаций занимаются обслуживанием населения.

Важнейшей новацией в повышении привлекательности инструментов фондового рынка региона для индивидуальных инвесторов стало налоговое стимулирование. На текущий момент Москва является единственным регионом России, где введена льгота по подоходному налогу при реализации ценных бумаг. В результате объем операций с ценными бумагами физических лиц вырос в 30 раз и составляет 50 млрд. руб. в квартал, а общий объем налоговых отчислений не только не сократился, но и вырос более чем в три раза.

Таким образом, в настоящее время созданы организационно-правовые условия для вывода предприятий с долей города на рынок ценных бумаг. Однако сохраняемые нормы федерального законодательства о приватизации сдерживают работу, проводимую Правительством Москвы, по выводу этих предприятий на фондовый рынок.

В целях реализации практических мер по исполнению принятых Правительством Москвы распорядительных документов по вопросам развития московского рынка ценных бумаг и вывода предприятий с долей города на фондовый рынок Правительство Москвы

постановляет:

1. Принять к сведению информацию о ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы по выводу хозяйственных обществ с участием города Москвы на рынок ценных бумаг и об использовании новых финансовых инструментов для повышения эффективности экономики города и отметить, что система мер по привлечению инвестиций в экономику города отраслевыми подразделениями Правительства Москвы в целом не освоена.

2. Установить, что целью вывода хозяйственных обществ с долей города на фондовый рынок является:

2.1. Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики и осуществление поэтапного перехода от прямого бюджетного финансирования предприятий с долей города к финансированию с использованием инструментов фондового рынка.

2.2. Осуществление биржевых котировок акций предприятий с долей города для определения реальной цены пакетов акций.

2.3. Осуществление продаж пакетов акций предприятий с долей города через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

2.4. Раскрытие информации о деятельности предприятий с долей города с целью повышения их инвестиционной привлекательности.

3. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Региональным отделением ФКЦБ в Центральном федеральном округе (по согласованию) и отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы в целях формирования фондового рынка города продолжить работу по выводу акционерных обществ с участием города Москвы на организованный рынок ценных бумаг по следующим направлениям:

3.1. Совершенствование системы и повышение эффективности управления городскими пакетами акций, что позволит предприятиям привлечь дополнительные инвестиции, а также увеличить налоговые и неналоговые доходы городского бюджета, в т.ч. за счет дивидендных выплат.

3.2. Раскрытие информации эмитентами и обеспечение прозрачности рынка ценных бумаг, что обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и широких слоев населения.

3.3. Развитие инфраструктуры фондового рынка и обеспечение условий реального выхода предприятий с долей города на рынок ценных бумаг.

3.4. Обучение администрации эмитентов и представителей интересов города в органах управления хозяйственных обществ.

3.5. Просветительская работа с населением.

4. В целях повышения эффективности управления пакетами акций, принадлежащими городу:

4.1. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету по внешнеэкономической деятельности, Управлению транспорта и связи, Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы в срок до 30 декабря 2001 года представить в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы предложения по вопросу оптимизации размера городского пакета акций предприятий с долей города, согласно отраслевой принадлежности.

4.2. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и Региональным отделением ФКЦБ в Центральном федеральном округе (по согласованию) в срок до 1 июня 2002 года с учетом представленных предложений (п.4.1) разработать и внести на рассмотрение Межведомственной комиссии по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах для последующего утверждения Правительством Москвы Программу реструктуризации городского портфеля ценных бумаг на период до 2004 года, в т.ч. включающую разработку критериев и проведение классификации хозяйственных обществ с участием города Москвы по следующим группам:

- доля города должна ограничиваться "золотой акцией";

- доля города должна составлять 25% плюс 1 акция;

- доля города должна составлять 50% плюс 1 акция;

- доля города должна составлять 75%;

- доля города должна составлять от 75 до 100%;

- участие города в капитале общества нецелесообразно.

4.3. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы:

4.3.1. В срок до 31 января 2002 года разработать и внести на рассмотрение Межведомственной комиссии по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах:

- требования к плану доверительного управления пакетами акций хозяйственных обществ с участием города, в т.ч. включающие условия их вывода на рынок ценных бумаг путем размещения дополнительных выпусков;

- перечень хозяйственных обществ с участием города Москвы, акции которых могут быть переданы в доверительное управление профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

4.3.2. В срок до 31 января 2002 года разработать Положение о реестре хозяйственных обществ, акционерами которых являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия города Москвы. Обеспечить создание и приведение в актуальное состояние в срок до 1 июня 2002 года Реестра хозяйственных обществ, акционерами которых являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия города Москвы.

4.3.3. В срок до 31 декабря 2001 года провести классификацию предприятий с долей города Москвы по их ведомственной подчиненности.

4.4. В срок до 31 января 2002 года произвести замену не прошедших обучение и аттестацию в Региональном отделении ФКЦБ в Центральном федеральном округе представителей города в хозяйственных обществах.

5. Для создания полноценной системы сбора и анализа информации о хозяйственных обществах с участием города Москвы:

5.1. Утвердить примерную форму составления бизнес-плана (приложение 1).

5.2. Утвердить Временные методические рекомендации по расчету показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города (система показателей утверждена постановлением Правительства Москвы от 16.10.98 N 763, приложение 1), согласно приложению 2.

5.3. Утвердить примерную форму составления годовой отчетности общества с долей города (приложение 3).

5.4. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету по внешнеэкономической деятельности, Управлению транспорта и связи, Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы и префектам административных округов через представителей города в органах управления хозяйственных обществ с долей города Москвы:

5.4.1. Ежегодно в срок до 30 января вносить на рассмотрение органов управления хозяйственных обществ вопрос о представлении в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы бизнес-планов и годовых отчетов хозяйственных обществ по формам, утвержденным настоящим постановлением (приложения 1, 3), и аудиторских заключений по форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 06.10.98 N 763 (приложение 3), а также информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством.

5.4.2. При условии согласия общего собрания акционеров ежегодно в срок до 15 июля обеспечивать сбор с исполнительных органов власти хозяйственных обществ и представление в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы и Региональное отделение ФКЦБ в Центральном федеральном округе информации, указанной в п.5.4.1 настоящего постановления.

5.5. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету по внешнеэкономической деятельности, Управлению транспорта и связи, Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы ежегодно в срок до 1 августа организовывать проведение анализа финансово-экономической деятельности хозяйственных обществ с долей города, хозяйственных обществ, созданных государственными (муниципальными) предприятиями (п.4.3.2), их места (значения) в отрасли, состояния отрасли и обеспечивать представление результатов проведенного анализа, включая рекомендации о возможных направлениях работы Правительства Москвы с хозяйственным обществом в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы, Департамент экономической политики и развития г.Москвы, Региональное отделение ФКЦБ в Центральном федеральном округе.

5.6. Предложить Региональному отделению ФКЦБ в Центральном федеральном округе в срок до 1 декабря 2001 года по заявкам структурных подразделений Правительства Москвы, связанных с управлением пакетами акций, установить на безвозмездной основе программные средства для анализа финансово-экономического состояния эмитентов и провести обучение сотрудников подразделений работе с установленными средствами.

6. В целях обеспечения условий реального выхода на фондовый рынок на начальном этапе:

6.1. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету по внешнеэкономической деятельности, Управлению транспорта и связи, Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Региональным отделением ФКЦБ в Центральном федеральном округе (по согласованию) внести на рассмотрение Межведомственной комиссии по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах:

6.1.1. В срок до 31 января 2002 года предложения по реализации мероприятий по финансированию инвестиционных проектов 3-4 хозяйственных обществ с участием города Москвы (от каждого структурного подразделения) путем размещения корпоративных ценных бумаг на фондовом рынке. В 4-месячный срок после одобрения Межведомственной комиссией по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах организовать реализацию указанных предложений с использованием инструментов фондового рынка.

6.1.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы в срок до 1 марта 2002 года предложения по формированию системы льгот для хозяйственных обществ, принявших решение о привлечении инвестиций с фондового рынка, а также для инвесторов, вкладывающих финансовые средства в инвестиционные проекты, под которые размещаются на фондовом рынке корпоративные ценные бумаги предприятий с долей города.

6.2. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету по внешнеэкономической деятельности, Управлению транспорта и связи, Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы и префектам административных округов через представителей интересов города в органах управления хозяйственных обществ с долей города Москвы, составляющей более 50%, в срок до 1 марта 2002 года внести на рассмотрение органов управления предприятий с долей города вопрос о целесообразности привлечения дополнительных инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг. В случае принятия органами управления хозяйственных обществ положительного решения представлять на рассмотрение Межведомственной комиссии по оценке эффективности использования долей (паев) Правительства Москвы в хозяйственных обществах план мероприятий по выводу предприятия на фондовый рынок.

6.3. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов, Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету по внешнеэкономической деятельности, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Управлению транспорта и связи, Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы в срок до 1 декабря 2001 года составить перечень хозяйственных обществ с участием города Москвы, в которых целесообразно привести размер уставного капитала в соответствие с реальной стоимостью активов компании путем проведения дополнительной эмиссии.

6.4. Департаменту Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы в срок до 30 января 2002 года внести в повестку дня общего собрания акционеров вопрос об увеличении уставного капитала обществ в соответствии с п.6.3 настоящего постановления и приведении учредительных документов обществ в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах".

6.5. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту продовольственных ресурсов и другим главным распорядителям бюджетных средств, которым дано право от имени города заключать договоры о бюджетном кредитовании, в соответствии с порядком, установленным распоряжением Мэра Москвы от 03.05.2001 N 426-РМ "О бюджетном кредите города Москвы", предоставлять бюджетные кредиты предприятиям с долей города только при условии представления отчетности, указанной в п.5.4.1 настоящего постановления, на цели финансовой поддержки проектов и программ развития предприятий, а также для пополнения оборотных средств, направляемых на увеличение производства продукции, имеющей устойчивый рынок сбыта.

6.6. Департаменту науки и промышленной политики и Департаменту продовольственных ресурсов в пределах средств, предусмотренных соответствующими статьями бюджета, принимать к рассмотрению заявки на частичную компенсацию (в форме бюджетной субсидии) процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам, средства от выпуска которых хозяйственные общества направляют на цели развития.

6.7. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы в пределах средств, предусмотренных соответствующими статьями бюджета,принимать к рассмотрению заявки на выкуп части эмиссии ценных бумаг обществ с участием города в объеме, определенном с учетом интересов города в обществе в соответствии с п.4.2 настоящего постановления, при условии размещения оставшейся части эмиссии на организованном рынке ценных бумаг.

7. В целях обучения представителей хозяйственных обществ и разъяснения политики Правительства Москвы по выводу предприятий с долей города на рынок ценных бумаг Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы и Региональному отделению ФКЦБ в Центральном федеральном округе (по согласованию) организовать:

7.1. В срок до 1 декабря 2001 года на постоянной основе бесплатные консультации представителей хозяйственных обществ с участием города Москвы по заполнению форм годовых отчетов, составлению бизнес-планов, проведению аудиторских проверок в соответствие со стандартами Правительства Москвы, в том числе с привлечением независимых финансовых консультантов на безвозмездной основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»