Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 октября 2009 года N 2625-РП

О Концепции комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 декабря 2011 года N 583-ПП
____________________________________________________________________


В целях формирования единой городской программы в области обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз различного характера:

1. Утвердить Концепцию комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы (приложение).

2. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 8 апреля 2009 года N 614-РП "О разработке проекта комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы" (далее - комплексная программа) определить государственными заказчиками комплексной программы департаменты, комитеты и управления города Москвы.

3. Управлению координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы обеспечить координацию и взаимодействие государственных заказчиков, правоохранительных органов и других ведомств при разработке мероприятий комплексной программы в соответствии с ее структурой, утвержденной рабочей группой по разработке проекта комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Коробченко В.А.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 8 октября 2009 года N 2625-РП

КОНЦЕПЦИЯ
комплексной городской целевой программы профилактики
правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения
безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы

Основание разработки

Распоряжение Правительства Москвы от 8 апреля 2009 года N 614-РП "О разработке проекта комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы".

1. Общие положения

Концепция комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности объектов жизнедеятельности и социальной сферы города, защиты населения Москвы от преступных посягательств.

Правовую и методологическую базу Концепции составляют:

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности".

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537.

3. Концепция безопасности города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 года N 654.

4. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы, устанавливающие правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяющие систему безопасности и ее функции, порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

Концепция является основой для разработки и реализации комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы (далее - Программа).

Концепция содержит взгляды и основные положения, имеющие долговременный характер и закладываемые в основу формирования Программы.

В Концепции отражены проблемы безопасности Москвы, сформулированы цель, задачи Программы и методы их решения.

Концепция определяет наиболее приоритетные направления по обеспечению безопасности города, формы реализации Программы и необходимые для этого источники финансирования.

Концепция формирует основные показатели эффективности Программы и дает предварительную оценку результата реализации ее мероприятий.

Концепция является обязательным документом при разработке Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 годы.

2. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

В городе Москве ведется целенаправленная работа по повышению безопасности столицы. В первую очередь это относится к предупреждению террористической деятельности, проявлений различных форм экстремизма, социальных конфликтов.

Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. Предпринимаются конкретные меры и скоординированные действия по своевременному предупреждению, защите и оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и аварий.

Деятельность Правительства Москвы и правоохранительных органов в области обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения и города в целом.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, безопасность Москвы не является достаточной. Экономическая нестабильность в стране и мире, снижение жизненного уровня населения, изменение миграционных процессов, рост социальной напряженности обусловливают сохранение различных видов угроз устойчивому развитию Москвы.

В условиях экономического кризиса на криминальную обстановку в городе серьезное влияние оказывает рост числа преступлений, совершенных иногородними, ранее судимыми лицами и лицами, не имеющими постоянного источника дохода.

В 2008 году ранее судимыми лицами совершено (по законченным делам) 14153 (+15,4%) преступления, в том числе 4676 (+15,8%) средней тяжести и 3550 (+2,7%) тяжких и особо тяжких. Указанной категорией лиц совершено 123 убийства, 5830 краж, 1379 грабежей, 503 разбойных нападений, 167 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и 1552 преступления по линии незаконного оборота наркотиков.

За отчетный период (по законченным делам) зарегистрировано 38745 (+8,7%) преступлений, совершенных приезжими, из них 15072 (+11,8%) жителями ближнего и 237 (+53,9%) дальнего зарубежья.

Лицами, не имеющим постоянного источника дохода в городе, совершено 14153 (+15,4%) преступления или более половины от числа раскрытых. Из числа лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений, в том числе и иногородних, 65,1% не работали, следовательно, не имели средств к существованию, что и явилось, в большинстве случаев, основной причиной совершения ими противоправных деяний.

В связи с этим при разработке Программы необходимо учитывать складывающуюся криминогенную ситуацию в условиях мирового финансового кризиса, жесткой экономии и сокращения выделения бюджетных средств, сложной миграционной ситуации и возможного наплыва в город асоциальных элементов, склонных к правонарушениям.

3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Москвы

Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Федерации, в котором проживает около 6% населения государства. Площадь Москвы составляет 1081 кв.км. Москва является политическим, административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром Российской Федерации. На территории столицы находятся свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 19 радиационных, 48 химических, 7 биологически (эпидемиологически) опасных объектов, около 3800 образовательных учреждений, свыше 3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных учреждений и пожароопасных объектов, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации.

В современных условиях негативные факторы криминогенного, террористического, техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз стабильному социально-экономическому развитию Москвы, повышению качества жизни горожан. Негативное воздействие этих факторов не ослабевает, становится все более масштабным и оказывает ощутимое влияние не только на психологический климат в городе, но и имеет ощутимые экономические последствия, способствует снижению привлекательности Москвы как центра деловой активности и туризма.

В силу ряда геополитических условий, в первую очередь, статуса столицы, географического положения, относительно высокого уровня жизни Москва является центром притяжения наркобизнеса. По экспертным оценкам в городе насчитывается более 150 тысяч наркозависимых лиц. При этом сохраняется устойчивая тенденция роста уровня преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и наркотизации населения.

Большие проблемы возникают при обеспечении безопасности на объектах социальной сферы.

В современной ситуации особое внимание должно быть уделено безопасности на транспорте, предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Несмотря на недопущение в 2008 году террористических акций, проблема противодействия террористическим проявлениям остается первоочередной в деятельности правоохранительных органов.

Продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся на территории города Москвы уникальных, в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также активное освоение подземного пространства повышает уровень террористических угроз, как на отдельных уникальных объектах, так и на территориально-высотных комплексах.

Остаются проблемой пожары и техногенные катастрофы, которые из разряда стихийных бедствий, в некоторых случаях, переходят в класс инструментов преступной конкурентной борьбы, проведения диверсий т.п.

В 2008 году в городе Москве произошло 68 чрезвычайных ситуаций, 27408 аварий, происшествий и пожаров, в результате которых пострадало 20329 человек, погибло 1460 человек.

Особое опасение вызывает состояние пожарной безопасности в Москве. За 2008 год произошло более 10 тыс. пожаров, потери от которых составили около 358 млн.рублей. При пожарах погибло 331 человек, 461 человек получили травмы.

Несмотря на общее снижение количества пожаров, обоснованную тревогу вызывает противопожарное состояние жилищного фонда города Москвы. Проведенный анализ показывает, что в нем происходит более 70% всех пожаров и именно здесь погибает более 85% всех жертв пожаров.

За 10 последних лет в жилом секторе города произошло 94084 пожара, из них в квартирах - 25725, лестничных клетках - 17912, мусоропроводах - 25601, лифтах - 2671, балконах - 6844, подвальных помещениях - 1788 и чердачных помещениях - 312.

В настоящее время более 20% установок автоматической пожарной защиты в жилых домах находятся в неисправном состоянии, в 17% жилых домов внутренний противопожарный водопровод в неработоспособном состоянии, в 24% жилых домов шкафы пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода разукомплектованы, в 45% лечебно-профилактических учреждений отсутствуют, неисправны или требуют замены системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.

В домах повышенной этажности происходит 53% от общего количества пожаров в жилом секторе. На сегодняшний день в домах повышенной этажности из имеющихся 23379 систем дымоудаления и противопожарной автоматики 7681 (33%) система неисправна.

Сложная обстановка сохраняется на водоемах города. Это приводит к тому, что за последние 5 лет в среднем на водных объектах города Москвы ежегодно гибнет от 190 до 300 человек, происходят аварии и происшествия с судами, последствиями которых являются загрязнение водоемов и гибель людей.

В настоящее время на территории городских районов создано и оснащено 77 учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций. В связи с ежегодно увеличивающимся строительством новых жилых кварталов и увеличением численности населения необходимо создавать и развивать новые учебно-консультационные пункты.

Также необходимо развивать систему подготовки и повышения квалификации спасателей. Это обеспечивается комплексом мер организационного, материально-технического и финансового характера.

Имеется вероятность возникновения санитарно-эпидемиологических, экологических и других видов угроз.

Для нейтрализации указанных угроз в рамках программы предполагается широкое внедрение технических средств, как важнейшего элемента обеспечения безопасности.

4. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Высокий уровень преступности продолжает оставаться серьезной угрозой для жителей города.

Существующая система управления обеспечением безопасности еще не в полной мере соответствует изменениям спектра угроз городу Москве в рассматриваемой сфере.

Социальные, экономические, геополитические, миграционные, техногенные и другие факторы негативно влияют на устойчивое развитие общества и предопределяют нестабильное развитие инфраструктуры Москвы.

Сложившееся положение требует разработки и реализации долгосрочных мер, направленных на решение задачи повышения защищенности населения города, которая на современном этапе является одной из наиболее приоритетных. При этом проблемы безопасности населения столицы должны решаться программными методами.

В этих целях предполагается:

1. Разработка и реализация механизмов эффективного взаимодействия и единого централизованного руководства для решения проблем безопасности на общегородском, окружном и районном уровнях, а также в комплексах городского управления с целью своевременного предупреждения, выявления и ликвидации угроз.

2. Совершенствование системы координации деятельности и взаимодействия органов государственной власти, контрольных органов, органов обеспечения безопасности и общественных организаций в сфере безопасности.

3. Обеспечение выполнения требований по безопасности для критически важной инфраструктуры и населения города, организация контроля их выполнения.

4. Организация и проведение постоянного мониторинга состояния безопасности города по территориально-отраслевому принципу, анализа и прогнозирования факторов воздействия существующих и развивающихся угроз на безопасность населения и инфраструктуру города.

5. Формирование единого информационного пространства обеспечения безопасности Москвы в системе органов исполнительной власти, комплексов городского управления, министерств и ведомств федерального уровня, предприятий и организаций города независимо от их формы собственности, негосударственных организаций и населения в соответствии с их правами и полномочиями в области безопасности.

6. Применение современных, быстродействующих средств наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение оперативного принятия решения и интеграции систем безопасности в единую систему мониторинга обеспечения безопасности города.

7. Повышение степени защищенности граждан, объектов, в том числе критически важных, на основе объединения усилий всех органов управления, сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности.

8. Осуществление комплексных мер социальной профилактики правонарушений.

9. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве.

10. Обеспечение координации и взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти города с правоохранительными органами в сфере безопасности с учетом изменений в области распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

11. Улучшение оснащенности и подготовленности личного состава правоохранительных органов, внедрение в их деятельность продукции высоких технологий и информатизации, укрепление межведомственного сотрудничества, а также их взаимодействия с заинтересованными городскими ведомствами, общественными организациями и населением города.

12. Осуществление категорирования территорий и объектов города по степеням и уровням опасности с последующим созданием специальных реестров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»