СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2011 года Дело N 33-2770/2011

23 марта 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Третьяковой В.П.,

судей Гребенщиковой О.А., Проценко Е.П..

при секретаре Арикайнен Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело

по кассационной жалобе Администрации г. Кемерово на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 января 2011 года

по иску Т. к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Т. обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С  ...  находилась на воспитании в интернатных учреждениях. В настоящее время обучается на втором курсе факультета «Истории и международных отношений» Кемеровского государственного университета и временно проживает в общежитии ВУЗа. Закреплённого за ней жилого помещения нет.

В июле 2009 года на имя Главы г. Кемерово истцом было подано заявление о предоставлении ей по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения. Ответа не последовало.  ...  истец родила дочь, в настоящее время является одинокой матерью и проживает с грудным ребенком в общежитии.

Истец нуждается в обеспечении жильём, так как ни в собственности, ни на основании муниципального найма жилья не имеет. До настоящего времени, в соответствии с законом, жильё ей не предоставлено.

Указывает на то, что право граждан на внеочередное получение жилого помещения возникает с момента принятия на учёт и закон не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий, поэтому наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями, не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения. Следовательно, истцу должно быть предоставлено юридически и фактически свободное, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям расположенное в черте г. Кемерово размером не менее 18 кв. метров жилой площади по договору социального найма. Обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Администрацию города Кемерово.

Просила обязать Администрацию г. Кемерово предоставить ей юридически и фактически свободное, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Кемерово размером не менее 18 кв. метров жилой площади по договору социального найма.

Представитель ответчика Ф. действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 13 января 2011 года постановлено:

Требования Т. удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Кемерово предоставить Т. вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Кемерово.

В кассационной жалобе представитель ответчика Е., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Ссылаясь на нормы Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на установленные судом обстоятельства, в частности на то, что Т. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях как ребенок-сирота в муниципальном образовании  ...  с  ...  по настоящее время, и что проживание в городе Кемерово Т. носит временный характер, находит противоречащим действующему законодательству вывод суда о том, что закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку как федеральное законодательство, так и областное прямо указывает на возможность предоставления жилого помещения только по месту постановки гражданина на учет нуждающихся.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Т., просившую решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями истца Т.,  ...  года рождения являются Т1., умершая  ...  и Т2., который решением Зенковского районного суда  ...  от  ...  лишен в отношении дочери родительских прав. Распоряжением администрации  ...   ...  №-Р несовершеннолетняя Т. направлена в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 6).

Т. окончила ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат» (л.д. 16), является студенткой Кемеровского государственного университета, факультета международных отношений, очной формы обучения (л.д. 15), зарегистрирована по месту пребывания:  ... , общежитие, до  ... . (л.д. 54).

Т. имеет статус ребёнка-сироты, по окончанию образовательного учреждения и прекращения опеки, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

На момент рассмотрения дела, Т. состоит на учёте в администрации  ... , номер её очереди №.

Из смысла нормы пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с частью 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приёмной семье или окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приёмной семье или окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Таким образом, данная категория граждан жилыми помещениями в силу закона обеспечивается вне очереди, поэтому по правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях во внеочередном порядке, если они не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как для лиц, указанных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса.

Часть 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года №67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

Постановлением Кемеровского совета народных депутатов от 28.10.2005 года № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.

При таких данных, с учетом вышеприведенных норм материального права суд правильно пришел к выводу о необходимости обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Т. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.

Судебная коллегия согласна с названным выводом суда первой инстанции и находит его законным и обоснованными.

При этом, суд должным образом и в полном объеме исследовал и проанализировал доводы истицы, положенные ею в обоснование заявленных требований, дал им верную, аргументированную правовую оценку, на основании чего сделал правильные соответствующие требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела выводы.

В силу изложенного, доводы заявителя жалобы, что о том, что истица состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г. Прокопьевска и не состоит на учёте в Администрации г. Кемерово само по себе в соответствии с нормами закона не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Т., и, соответственно, для отмены решения суда. Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий, что судом было учтено при разрешении спора.

Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, кассационная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь частью 1 статьи 347, статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г. Кемерово - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка