Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Срок действия настоящего Генерального соглашения продлен на 2017 год - Дополнительное соглашение от 29 декабря 2016 года.

____________________________________________________________________



Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2014-2016 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

I. Экономическая политика


Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на обеспечение устойчивости экономического развития и рост инвестиций в человеческий капитал. В связи с этим к числу основных приоритетов государственной политики в сфере экономического развития Стороны относят:

обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России, создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных секторах экономики;

превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития России, основанной на инновациях;

модернизацию традиционных секторов экономики;

обеспечение структурной диверсификации экономики;

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечение защиты прав собственности;

совместную работу по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны;

снижение избыточных административных барьеров в экономике, содействие снижению уровня коррупции, создание эффективной институциональной среды;

формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности;

развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, поддержку инициатив по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.

Для достижения указанных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1.1. Содействовать модернизации экономики, диверсификации ее структуры, переходу к инновационной модели развития, созданию условий для устойчивого экономического роста путем совершенствования государственной экономической политики, включая:

создание системы стратегического управления на основе государственных программ Российской Федерации и долгосрочного прогнозирования, рассмотрение хода реализации стратегических документов развития, включая государственные программы Российской Федерации, в том числе "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, и "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 года N 1414-р, и подготовки при необходимости предложений по их корректировке;

повышение эффективности государственного управления и бюджетных расходов;

повышение конкурентоспособности отечественной экономики, сбалансированное развитие промышленности и сектора услуг, в том числе высокотехнологичных, внедрение эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, сокращение зависимости российской экономики от импорта потребительских и инвестиционных товаров, расширение мер государственной поддержки определенных в стратегических документах приоритетных секторов экономики, а также малого и среднего предпринимательства как фактора экономического роста и развития конкуренции, в том числе стимулирование условий закупки товаров, работ, услуг естественными монополиями и государственными корпорациями у субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение доступности недвижимого имущества для малого и среднего бизнеса;

создание высокопроизводительных и модернизацию существующих рабочих мест;

содействие реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения к 2018 году производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

улучшение инвестиционного и делового климата, совершенствование важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышение эффективности функционирования институтов развития;

учет интересов Сторон в рамках интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, связанных с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с формированием Евразийского экономического союза;

адаптацию экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации, расширение инструментов поддержки отечественного бизнеса на зарубежных рынках и технологического обмена, мониторинг реализации мер по поддержке уязвимых секторов экономики и их корректировка в случае необходимости;

развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, и повышение эффективности агропромышленного комплекса;

обеспечение опережающего развития инфраструктуры;

защиту и развитие конкуренции, проведение эффективного антимонопольного регулирования;

повышение эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

стимулирование энергосбережения, модернизацию системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.

1.2. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:

анализ возможности реализации дополнительных мер, в том числе налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, развитие человеческого капитала;

проведение оперативного мониторинга доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентности российских товаров и снижение импортозависимости;

проведение анализа практики применения нормативной правовой базы, регулирующей осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения сроков и качества при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, являющихся предметом контракта;

проведение мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения их возможного банкротства, включая при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций.

1.3. В рамках дальнейшего совершенствования системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны Стороны принимают на себя следующие обязательства:

участвовать в системе государственного стратегического планирования и контроля;

рассматривать основные параметры среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны в увязке с документами государственного стратегического планирования;

анализировать результаты реализации решений в сфере государственного стратегического планирования;

анализировать ход и промежуточные результаты реализации стратегических документов социально-экономического развития страны, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, отраслевые стратегии развития, планы деятельности министерств и ведомств на 2013-2018 годы, подготавливать предложения, в случае необходимости, по уточнению стратегических документов;

обеспечивать в соответствии со стандартным порядком участие объединений работодателей (предпринимателей) и объединений профсоюзов в проведении всех видов экспертизы, в том числе экспертизы в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти.

1.4. Стороны в рамках обеспечения развития конкурентной среды, повышения уровня защиты конкуренции и прав собственности, эффективности антимонопольной политики и ликвидации избыточных административных барьеров обязуются:

осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2579-р, и оценку влияния мероприятий на рынок труда, разрабатывать предложения по повышению эффективности государственной политики в сфере развития конкуренции;

осуществлять мониторинг регулирования основных социально значимых рынков и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны;

проводить консультации о возможности создания системы критериев локализации производства по видам деятельности на размещаемых в Российской Федерации организациях зарубежных фирм;

обеспечивать оптимизацию функций контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства, сокращение избыточных временных затрат и других издержек, связанных с получением разрешительных документов, повышение прозрачности деятельности органов публичной власти;

проводить анализ практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических преступлений в целях минимизации негативных последствий правонарушений со стороны руководителей или отдельных сотрудников для организации и ее работников, ограничения возможности использовать механизм возбуждения уголовных дел при рейдерских захватах активов.

1.5. Стороны исходят из необходимости проведения эффективной и сбалансированной бюджетной политики, направленной на развитие и повышение качества человеческого потенциала, модернизацию и формирование новой структуры экономики, создание потенциала будущего роста. В связи с этим стороны принимают на себя следующие обязательства:

проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам консолидированного бюджета Российской Федерации, по основным параметрам проекта федерального бюджета в рамках формирования и реализации государственных программ Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в соответствии с перечнем показателей согласно приложению N 1), в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;

осуществлять анализ эффективности выполнения государственных программ Российской Федерации - главного механизма достижения целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития;

учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;

осуществлять анализ реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

1.6. Отмечая, что тарифная и ценовая политика должны быть согласованы с динамикой денежных доходов населения и способствовать снижению темпов инфляции, Стороны принимают на себя обязательства:

проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики, по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства;

рассматривать вопросы о государственном контроле соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

участвовать в общественной экспертизе инвестиционных программ естественных монополий;

рассматривать вопросы о выполнении норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами соглашений в сфере социального партнерства с учетом занятости населения в целом в Российской Федерации и обеспечения экономического роста при установлении на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и определении объемов бюджетного финансирования работ, услуг в рамках выполнения государственных заданий, осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, по итогам рассмотрения вышеуказанных вопросов в случае необходимости проводить обсуждение направлений совершенствования законодательства;

рассматривать вопросы формирования новых и совершенствования существующих механизмов привлечения в развитие транспортной, энергетической, коммунальной и иной инфраструктуры внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов.

1.7. Стороны считают, что эффективная налоговая политика должна основываться на принципе социальной справедливости и стимулировать инвестиции в развитие экономики и создание рабочих мест. Стороны принимают на себя обязательства:

рассмотреть возможность введения необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума с учетом необходимости компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц;

содействовать снижению налоговой нагрузки на предпринимателей, инвестирующих в модернизацию экономики и создающих новые рабочие места, реализующих социально значимые проекты;

провести анализ существующих стимулов и механизмов поддержки инвестиционной активности организаций;

обеспечить дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования;

рассмотреть вопрос о возможности расширения использования заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость без банковской гарантии;

подготовить предложения по решению проблем уклонения от уплаты налогов, включая практику размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли.

Стороны обязуются рассматривать в Комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты, регулирующие вопросы налогообложения и затрагивающие социально-трудовые отношения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»