ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 октября 2011 года Дело N А57-15708/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Меленьтевой Р.Р., судей Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителей:

истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - Афанасьевой В.А. по доверенности от 11.01.2011 N 03д, Бидзиля Е.А. по доверенности от 11.01.2011 N 01д,

ответчика - открытого акционерного общества «Торговый дом «Центральный» - Борисова М.А. по доверенности от 04.02.2011 N 62, Свиридова А.В. по доверенности от 04.02.2011 N 62,

ответчика - закрытого акционерного общества «Крытый рынок», г. Саратов - Левиной Е.М. по доверенности от 17.12.2010, Клюевой О.В. по доверенности от 17.12.2010,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества «Торговый дом «Центральный», г. Саратов и закрытого акционерного общества «Крытый рынок», г. Саратов на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 (председательствующий судья Самохвалова А.Ю., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)

по делу N А57-15708/2010 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1106454003028) к закрытому акционерному обществу «Крытый рынок», г. Саратов (ИНН 6455003937, ОГРН 1026403668818), открытому акционерному обществу «Торговый дом «Центральный», г. Саратов (ИНН 6455002429, ОГРН 1026403673306) о признании права собственности и о признании отсутствующим права собственности, с участием третьих лиц: администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Комитета по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области», г. Саратов, открытого акционерного общества «Сбербанк России», г. Саратов (ОГРН 1027700132195), Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к закрытому акционерному обществу «Крытый рынок» (далее - ЗАО «Крытый рынок»), открытому акционерному обществу «Торговый дом «Центральный» (далее - ОАО «ТД «Центральный») о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 9555,1 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж, 2-й этаж); признании отсутствующим права собственности ОАО «ТД «Центральный» на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 9555,1 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж, 2-й этаж); признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 6393,4 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж); признании отсутствующим права собственности у ЗАО «Крытый рынок» на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 6393,4 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация МО «Город Саратов»), Комитет по управлению имуществом города Саратова, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области), открытое акционерное общество «Сбербанк России» (далее - ОАО «Сбербанк России»), Комитет по управлению имуществом Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2011 в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества в Саратовской области отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2011 отменено, принят новый судебный акт: заявленные требования ТУ Росимущества в Саратовской области удовлетворены: признано право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 9555,1 кв. м ( в том числе подвал, 1-ый этаж, 2-й этаж); признано отсутствующим право собственности ОАО «ТД «Центральный» на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 9555,1 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж, 2-й этаж); признано право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 6393,4 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж); признано отсутствующим право собственности ЗАО «Крытый рынок» на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 59, площадью 6393,4 кв. м (в том числе подвал, 1-ый этаж).

ОАО «ТД «Центральный» и ЗАО «Крытый рынок», не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить как не соответствующее нормам материального, процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2011.

Представители ОАО «ТД «Центральный» и ЗАО «Крытый рынок» в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции поддержали доводы кассационных жалоб.

Представители ТУ Росимущества в Саратовской области в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить без изменения обжалуемый судебный акт.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 04 октября 2011 года до 14 часов 00 минут 06 октября 2011 года.

Проверив законность обжалуемого постановления арбитражного апелляционного суда исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Крытый рынок» создано 10.02.1995 и является правопреемником ТОО «Крытый колхозный рынок», созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 N 721, «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 24.12.1993 N 2284, правопреемником АООТ «Крытый рынок».

ЗАО «Крытый рынок» (в лице правопредшественников) являлось арендатором здания по ул. Чапаева, 59 в г. Саратове.

В 1997 приватизация ОАО «Крытый рынок» завершена, акции, находившиеся в муниципальной собственности, выкуплены полностью.

29.05.1997 на основании договора купли-продажи N 582 нп/п, заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Саратова, ЗАО «Крытый рынок» было приобретено помещение площадью 6900,2 кв. м, в том числе 59,8 кв. м мест общего пользования, по адресу: г. Саратов ул. Чапаева, 59, в здании, являющемся недвижимым памятником истории и культуры.

26.06.1997 Комитетом по управлению имуществом города Саратова было выдано ЗАО «Крытый рынок» свидетельство о собственности на указанный объект недвижимости, регистрационный номер 595 н/п.

07.10.1997 дополнительным соглашением к договору купли-продажи объекта нежилого фонда N 582 нп/п от 29.05.1997 была уточнена площадь приобретаемого помещения до 6978,9 кв. м, в том числе 39,5 кв. м мест общего пользования по адресу г. Саратов ул. Чапаева, 59, в здании, являющемся недвижимым памятником истории и культуры.

10.10.1997 Комитетом по управлению имуществом города Саратова выдано ЗАО «Крытый рынок» свидетельство о собственности, регистрационный N 625 н/п с отметкой ,что ранее выданное свидетельство о собственности N 595 н/п от 26.06.1997 считать аннулированным.

23.10.1997 государственным учреждением «Саратовская областная регистрационная палата» произведена государственная регистрация права собственности ЗАО «Крытый рынок» на нежилое встроенное помещение общей площадью 6939,4 кв. м, в том числе первый этаж - 4819,8 кв. м, подвал - 2119,6 кв. м, о чем в единый государственный реестр внесена запись за кадастровым номером 64:48:06 03 70:02:3:00.

28.11.1997 заключено дополнительное соглашение о новой редакции пункта 3.2.8 к указанному договору купли-продажи объекта нежилого фонда N 582 нп/п от 29.05.1997.

В соответствии с условиями вышеуказанного договора ЗАО «Крытый рынок» 19.09.1997 оформило охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры - здание крытого рынка по ул. Чапаева, 59 и до настоящего момента несет ответственность за сохранность и качество указанного объекта.

ОАО «ТД «Центральный» создано путем реорганизации 05.04.1993 в результате приватизации муниципального предприятия розничной торговли «Торговый Дом «Центральный».

АООТ «Торговый Дом «Центральный» приобрело право собственности на спорные помещения на основании договора купли-продажи объекта нежилого фонда, сданного в аренду N-н/п от 08.08.1997, заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Саратова. ОАО «ТД «Центральный» является правопреемником АООТ «Торговый Дом «Центральный», которое было создано в процессе приватизации находящегося в муниципальной собственности предприятия розничной торговли ТОО «Торговый Дом «Центральный» с правом аренды фактически занимаемых помещений сроком на 15 лет.

В 1995 приватизация АООТ «ТД «Центральный» завершена, акции, принадлежавшие государству, выкуплены полностью.

Между ОАО «ТД «Центральный» и Комитетом по управлению имуществом г. Саратова был заключен договор купли-продажи объекта нежилого фонда, переданного в аренду N-н/п от 08.08.1997.

24.03.1998 Комитетом по управлению имуществом города Саратова ОАО «ТД «Центральный» выдано свидетельство о собственности, регистрационный N 671 н/п.

В соответствии с условиями вышеуказанного договора ОАО «ТД «Центральный» 06.08.2003 оформило охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры на здание крытого рынка по ул. Чапаева, 59, общей площадью 9555,1 кв. м.

Право собственности на спорные помещения зарегистрировано за ОАО «ТД «Центральный».

30.09.2010 при проведении проверки фактического использования объектов культурного наследия ТУ Росимущества в Саратовской области стало известно, что за ОАО «ТД «Центральный» и ЗАО «Крытый рынок» зарегистрировано право собственности на объект культурного наследия -здание крытого рынка 1910-1915 гг. постройки, архитектор В.А. Люкшин.

ТУ Росимущества в Саратовской области, посчитав, что право собственности за ОАО «ТД «Центральный» и ЗАО «Крытый рынок» зарегистрировано в отсутствие каких-либо оснований, поскольку спорный объект относится исключительно к федеральной собственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, мотивировав тем, что в процессе приватизации запрещена продажа не всех объектов недвижимого имущества, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения, а только тех из них, которые включены в соответствующий Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации; спорный объект реализовывался из муниципальной собственности, право которой было зарегистрировано надлежащим образом, органами местного самоуправления на законных основаниях; истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а также пропущен срок исковой давности, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

При этом арбитражный апелляционный суд исходил из того, что спорное здание является объектом федеральной собственности в силу закона; государственная регистрация права собственности ответчиков на указанное здание является незаконной; истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права и срок исковой давности им не пропущен.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проанализировав материалы дела, судебные акты, доводы сторон и кассационных жалоб, считает, что принятое по делу постановление арбитражного апелляционного суда соответствует нормам материального, процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.

Данный вывод арбитражного суда кассационной инстанции основан на следующем.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (далее - Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327) утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

Советом Министров РСФСР 04.12.1974 было принято постановление N 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624), которым в список памятников культуры государственного значения наряду с иными подлежащими охране объектами включено здание крытого рынка 1910-1915 гг., архитектор В.А. Люкшин, расположенное по адресу: г. Саратов, площадь С.М. Кирова.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, которым утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, к таким объектам отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 с учетом принятых к нему дополнений.

В числе таких дополнений в Указе Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 названо и постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, включившее в состав охраняемых памятников истории и культуры памятник архитектуры - здание крытого рынка 1910-1915 гг., находящееся г. Саратов, площадь С.М. Кирова.

Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 3 раздела I названного приложения в состав имущества, находящегося исключительно в федеральной собственности, входят объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судами было установлено, что здание крытого рынка, имевшее на момент отчуждения адрес: г. Саратов, ул. Чапаева, 59, постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 включено в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, которым зданию крытого рынка присвоен особый статус, прямо поименован в Указе Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 в числе правовых актов, которые определяют состав памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.

Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации. Данные полномочия Правительства Российской Федерации были делегированы Госкомимуществу России.

Согласно пунктам 1, 5, 8 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп (далее - Положение) для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.

Верховный Совет республики в составе Российской Федерации, Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально - государственного, национально - или административно - территориального образования.

Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней требованиям пунктов 2, 3, 4 настоящего Положения.

В случае несоответствия отдельных объектов в представленных перечнях требованиям пунктов 2, 3, 4 настоящего Положения Государственный комитет по управлению государственным имуществом Российской Федерации исключает их из зарегистрированного перечня и уведомляет об этом в недельный срок со дня регистрации орган, утвердивший перечень.

Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что запрещается включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

Кроме того, согласно пункту 2.1.7 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация объектов исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, запрещена.

С учетом изложенного и пункта 9 Положения арбитражный апелляционный суд правомерно посчитал, что указанное Положение не устанавливает порядок передачи объектов из федеральной собственности непосредственно в муниципальную собственность и направление Комитетом по управлению имуществом города Саратова в Комитет по управлению имуществом Саратовской области перечней не может являться надлежащим уведомлением Российской Федерации, поскольку направлено органом, не уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью.

В установленном порядке спорный объект из состава федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации не передавался.

Ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что объект исторического и культурного наследия федерального значения - здание крытого рынка, площадь С.М. Кирова г. Саратова и объект недвижимого имущества, расположенного г. Саратов, ул. Чапаева, 59 - это один и тот же объект.

При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что спорное здание является объектом федеральной собственности в силу закона, а государственная регистрация права собственности ответчиков на указанное здание в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаконной.

Поскольку спорный объект является федеральной собственностью в силу закона, уполномоченный орган не принимал решения о его отчуждении, то наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах ответчиков напрямую нарушает право Российской Федерации, как участника гражданских правоотношений и равнозначного субъекта экономических правоотношений, в том числе его законных прав на распоряжение спорным объектом.