Статус документа
Статус документа

     

Руководящий документ
Р3112194-0366-97


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

УТВЕРЖДЕНО
Первым заместителем министра
транспорта РФ А.П.Насоновым
29 апреля 1997 года

Нормы расхода топлив и смазочных материалов
на автомобильном транспорте

____________________________________________________________________
Утратили силу в связи с введением в действие новых
норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте,
 утвержденных приказом Минтранса России от 29 апреля 2003 года.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
 Министерством юстиции Российской Федерации -
письмо Минюста России от 16 июля 1999 года N 5717-ЭР
____________________________________________________________________

Срок действия до 01.01.2002


Разработаны в отделении транспортной химмотологии Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) с участием Минстроя РФ, Минобороны РФ, Министерства внутренних дел РФ.

В документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и порядок (методика) их применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов.

Нормативные материалы предназначены для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации, в целях организации планирования поставки, учета и контроля расхода топлив и масел.

Предлагаемые нормативы могут быть использованы в качестве основы для разработки ведомственных норм для специальных и специализированных автомобилей.

Данный нормативно-методический документ введен в действие со дня утверждения до 1 января 2002 года взамен "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" Р3112199-0295-93 от 26 августа 1993 года.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Понятие норма расхода топлива или смазочного материала, применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для ведения оперативной и статистической отчетности, планирования потребности предприятий в ТСМ на последующий период, обеспечения расчетов налогообложения предприятий, осуществления режима экономии и рационального использования потребляемых нефтепродуктов, а также расчетов с водителями.

Нормирование расхода того или иного расходного материала - это установление допустимой меры его потребления на определенном этапе эксплуатации, при техническом обслуживании или ремонте автомобиля. При этом различают базовое значение расхода данного материала, которое определяют для каждой модели автомобиля по стандартной методике в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее условия эксплуатации или ремонта рассматриваемого автомобиля.

Расходование топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.

Нормы расхода ТСМ имеют статус постоянных или временных норм. Вновь устанавливаемые нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных.

Временные нормы* разрабатываются по "Методике определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте", разработанной НИИАТ и утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой России 14 октября 1996 года, и действительны на срок не более 2-х лет с момента их разработки (в системе Минобороны РФ и МВД РФ в соответствии с приказами министров временные нормы действительны на срок до 5 лет). В этот период осуществляется проверка соответствия установленного значения временной нормы среднестатистическому расходу для данной модели автомобиля и, при необходимости, проводится уточнение значения нормы.

________________

* временные нормы далее по тексту в данном документе выделены жирным шрифтом

Апробация временных норм выполняется НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий и других институтов и ведомств в установленном Минтрансом РФ порядке. После уточнения (апробации) временных норм, они утверждаются в Минтрансе РФ и приобретают статус постоянно действующих норм.

1. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ


Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

- норма на 100 тонно-километров (ткм) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);

- норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля.

Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;

- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе - в литрах сжиженного газа;

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе - в нормальных метрах кубических (куб.м);

- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб.м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

- работа в зимнее время: в южных районах страны - до 5%; в северных районах страны - до 15%; в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - до 20%; в остальных районах страны - до 10% (предельные значения зимних надбавок представлены в приложении 1);

- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1500 м - на 5%;

от 1501 до 2000 м - на 10%;

от 2001 до 3000м - на 15%;

свыше 3000 м - на 20%;

- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) - до 10%;

- работа в городах с населением свыше 2,5 миллионов человек - до 20%;

- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 миллионов человек - до 15%;

- работа в городах с населением до 0,5 миллиона человек - до 10%;

- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более, чем одна остановка на один километр пробега - маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.) - до 10%;

- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующие пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час) - до 10%;

- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10%; при перегоне в спаренном - до 15% или строенном состоянии - до 20%;

- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, - до 5%;

- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов - до 10%;

- работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом - до 10%;

- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) - до 20%;

- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях - до 35%;

- при учебной езде - до 20%;

- при использовании кондиционера или установки "климат-контроль" - до 5%.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%;

- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 до 1000 м) - до 10%;

- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м над уровнем моря) - до 5%.

В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел. в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) не применяются;

- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах - до 10%.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок, норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На основании приказа руководителя предприятия допускается:

- на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива увеличивается до 1,0 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;

- при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;

- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива устанавливается в тех же размерах, что и для базовой модели;

- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирование и т.д.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми; до 1,3 л/100 км дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе; до 2,0 куб. м по автомобилям, работающим на сжатом природном газе и при газодизельном режиме до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.

Принимая во внимание многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, состояния дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров, а также в случае острой производственной необходимости введения новых поправочных коэффициентов, руководители краев, республик в составе РФ и регионов РФ, руководители министерств и ведомств вправе ввести новые поправки к нормам расхода топлива по согласованию с Минтрансом РФ.

Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до 1 года. Временная норма расхода топлива должна быть установлена в соответствии с требованиями "Методики определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте", утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой 14 октября 1996 г.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

- для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до 5 л;

- для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 град. С) на один автомобиль 10 л в месяц;

- на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа - 25% бензина и дизтоплива от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.

Ниже приведены нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля:

- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».