Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПРИКАЗ

от 24 мая 1999 года N 93


О внесении изменений и дополнений в Положение
о порядке разработки (пересмотра), введения в действие
нормативных документов Госгортехнадзора России
и согласования нормативных документов других
федеральных органов исполнительной власти

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Госгортехнадзора России от 6 ноября 2001 года N 147
____________________________________________________________________

С целью приведения в соответствие требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.99 N 154, внесшим изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации",

приказываю:

1. Внести изменения и дополнения в Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти, утвержденное приказом Госгортехнадзора России от 12.11.98 N 223.

2. Утвердить новую редакцию Положения о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти с учетом внесенных изменений и дополнений.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.Лозовой



 Изменения и дополнения
в Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие
нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования
нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти

1. Общие положения

 

Госгортехнадзор России для решения возложенной на него задачи по нормативному регулированию вопросов обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и рационального использования полезных ископаемых, безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом осуществляет следующие функции:

участвует в разработке проектов законодательных актов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию;

организует разработку (и разрабатывает), утверждает федеральные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, рациональное использование минеральных ресурсов, на обеспечение безопасности при транспортировке опасных продуктов, охраны недр и относящиеся:

к проектированию опасных производственных объектов;

безопасному ведению работ;

устройству, изготовлению, монтажу, ремонту, диагностике и эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

разработке, испытаниям, изготовлению, хранению, перевозке, использованию и учету взрывчатых материалов промышленного назначения;

перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;

добыче и переработке минерального сырья, производству геолого-маркшейдерских работ;

проведению экспертизы промышленной безопасности и др.;

устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых указанными правилами и нормами, и порядок их реализации;

согласовывает принимаемые (издаваемые) другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, содержащие требования или нормы, влияющие на уровень промышленной безопасности, охраны недр, безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, устройства, изготовления, монтажа и эксплуатации оборудования для опасных производственных объектов;    

участвует в разработке и согласовании международных правил и норм, содержащих требования промышленной безопасности;

содействует гармонизации утверждаемых им нормативных документов в области промышленной безопасности с международными и международно признанными стандартами;

создает информационный фонд нормативных документов в области промышленной безопасности, обеспечивает формирование, ведение и актуализацию банка и баз данных нормативных документов;

утверждает организационно-методические документы, регламентирующие надзорную, контрольную и разрешительную деятельность органов Госгортехнадзора, а также устанавливающие форму, порядок и объемы осуществления контроля, испытаний и др. проверок по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны недр, рационального использования полезных ископаемых, безопасности при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом, устройства, изготовления, монтажа и эксплуатации оборудования для опасных производственных объектов.

Под нормативным регулированием в настоящем Положении понимается деятельность Госгортехнадзора России по созданию на опасных производственных объектах и при пользовании недрами условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности и общества от аварий, а также от нерационального использования минеральных ресурсов путем установления норм, правил, процедур, характеристик, параметров и других требований в области промышленной безопасности, устройства и безопасной эксплуатации технических устройств, охраны недр, безопасной транспортировки опасных продуктов.

Настоящее Положение устанавливает порядок планирования, разработки (пересмотра), согласования, утверждения, регистрации, издания и ввода в действие нормативных технических, нормативных правовых и организационно-методических документов Госгортехнадзора России, а также согласования нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти.

Госгортехнадзор России осуществляет нормативное регулирование путем издания нормативных правовых и технических актов и организации контроля за соблюдением устанавливаемых в них требований.

Порядок организации и осуществления контроля за соблюдением требований нормативных документов устанавливается Госгортехнадзором России в документах организационно-методического характера как ведомственного, так и межведомственного применения*.

________________

*В дальнейшем по тексту все утверждаемые Госгортехнадзором России документы называются нормативными документами Госгортехнадзора России.


Нормативные документы включают в себя правовые акты, решения и другие документы, в которых устанавливаются (содержатся) какие-либо нормы, правила, предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие.

Определение понятий, используемых в настоящем Положении, соответствует ГОСТ Р 1.0-92 (изменение N 2) и разъяснениям Минюста России "О применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденным 17.04.98 приказом Минюста России N 42, и приведены в приложении 1.

II. Планирование разработки (пересмотра) нормативных документов

2.1. Нормативные документы Госгортехнадзора России должны систематически не реже 1 раза в 10 лет пересматриваться с учетом достижений научно-технического прогресса, практики надзорной деятельности, результатов анализа аварийности, травматизма, проблем охраны недр и в целях обеспечения гармонизации требований этих документов с законодательством, другими нормативными правовыми актами, международными и международно признанными стандартами и переутверждаться в установленном порядке.

2.2. Разработка (пересмотр) нормативных документов осуществляется в соответствии с планами: перспективным (сроком на 3-5 лет) и ежегодным.

2.3. Перспективный план разработки (пересмотра) нормативных документов разрабатывается в виде Программы сроком на 3-5 лет, утверждаемой начальником Госгортехнадзора России.

Программа разработки (пересмотра) нормативных документов предусматривает годовые сроки поэтапной подготовки документа от разработки первой редакции до ввода в действие утвержденного документа. В Программе указываются характер работы (разработка нового документа, пересмотр и внесение изменений и дополнений), а также головной исполнитель, исполнители, согласующие подразделения, возможные источники и объемы финансирования работ.

Программа разрабатывается по предложениям управлений и отделов Госгортехнадзора России, представляемых в НТЦ "Промышленная безопасность" их руководителями не позднее 6 месяцев до окончания срока завершения программы, предшествующей разрабатываемой.

Общую координацию работ по подготовке проекта Программы осуществляет Техническое управление.

Предложения в Программу вносятся на основании проведенного анализа состояния нормативной базы в курируемой отрасли надзора в части соответствия действующих документов законодательным и иным нормативным правовым актам по вопросам промышленной безопасности, охраны недр, с учетом прогрессивных разработок в области техники, технологии, систем противоаварийной защиты, методов безопасного ведения работ, повышения эффективности надзорной деятельности и т.п., а также обеспеченности нормативными документами и в связи с истечением срока пересмотра в соответствии с п.2.1.

Подготовленный проект Программы рассматривается управлениями и отделами Госгортехнадзора России и при необходимости на заседании Бюро НТС.

2.4. Ежегодные планы разработки (пересмотра) нормативных документов составляются на основе перспективного плана (Программы), а также с учетом дополнительных предложений управлений и отделов Госгортехнадзора России, связанных с необходимостью оперативного решения проблем в области нормативного регулирования вопросов промышленной безопасности, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, вызвавшими необходимость внесения дополнений и изменений в действующие документы, разработки новых нормативных документов, аргументированной корректировки плана.

Ежегодный план разработки (пересмотра) нормативных документов включается в план работы Госгортехнадзора России на очередной год.

В ежегодный план из Программы включаются нормативные документы на этапе утверждения в планируемом году с указанием поквартальных сроков их представления на утверждение и исполнителя (управление, отдел Госгортехнадзора России, НТЦ "Промышленная безопасность", ответственные за внесение нормативного документа на утверждение в установленном порядке).

2.5. Информация о планах работ на текущий год по разработке и пересмотру нормативных документов представляется в Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России и публикуется в первых номерах журнала "Безопасность труда в промышленности".

III. Разработка и пересмотр нормативных документов

3.1. Организация разработки (пересмотра) нормативных документов отраслевого применения возлагается на управление и отделы в соответствии с осуществляемым видом надзора. В случае если документ имеет межотраслевое применение, организует его разработку (пересмотр) управление (отдел), НТЦ "Промышленная безопасность", т.е. подразделение, ответственное за внесение документа на утверждение в соответствии с планом.

3.2. Разработка (пересмотр) нормативных документов осуществляется:

соответствующими специализированными научно-исследовательскими организациями;

проектными, экспертными и др. компетентными организациями;

НТЦ "Промышленная безопасность";

творческими коллективами специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, органов надзора, предприятий;

специалистами Госгортехнадзора России.

3.3. Управления и отделы Госгортехнадзора России, НТЦ "Промышленная безопасность" в соответствии с их компетенцией анализируют эффективность применения нормативных документов, готовят предложения по их совершенствованию, с учетом достижений научно-технического прогресса, результатов проводимых экспериментов, направленных на повышение уровня промышленной безопасности, а также рассматривают предложения от заинтересованных организаций, территориальных органов надзора, принимают соответствующие решения и подготавливают материалы по использованию поступивших предложений при разработке (пересмотре) нормативных документов, внесении необходимых дополнений и изменений.

3.4. Нормативные документы Госгортехнадзора России должны быть разработаны с учетом действующего законодательства в области промышленной безопасности, охраны недр и рационального использования полезных ископаемых, иных нормативных правовых актов, содержащих положения в этой области, а также должны быть увязаны с требованиями нормативных документов по проектированию и строительству, технических регламентов, норм технологического проектирования, санитарных, противопожарных и других норм и не противоречить принятым международным соглашениям и конвенциям в части обеспечения безопасности труда, защиты населения и территорий от возможного негативного воздействия опасных производственных объектов, отвечать современному уровню науки и техники в области промышленной безопасности и охраны недр.

3.5. Для обеспечения координации работы и подготовки проекта нормативного документа по указанию первого заместителя начальника Госгортехнадзора России создается рабочая группа, возглавляемая представителем управления (отдела) Госгортехнадзора России, НТЦ "Промышленная безопасность", ответственного за внесение документа на утверждение. На возглавляющего рабочую группу возлагается ответственность за соблюдение сроков разработки (пересмотра) нормативного документа. В состав рабочей группы входят специалисты организации-разработчика (члены творческого коллектива) и представители заинтересованных управлений (отделов) Госгортехнадзора России.

3.6. В процессе работы над проектом нормативного документа должны быть изучены относящиеся к теме проекта законы Российской Федерации, практика применения соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а также международных стандартов и технических регламентов, научная литература и другие материалы по рассматриваемому вопросу.

3.7. Структура нормативного документа должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного документа, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные документы могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных документах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном документе приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

3.8. Одновременно с разработкой проекта нормативного документа должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативные документы, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного документа.

3.9. Если при подготовке нормативного документа выявилась необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные документы или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные требования, которые сохраняют свою силу.

3.10. Контроль за ходом разработки (пересмотра) нормативных документов осуществляется заместителем начальника Госгортехнадзора России, курирующим соответствующий вид надзора, и Техническим управлением.

3.11. Подготовленный проект нормативного документа до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка.

3.12. Проект нормативного документа, подготовленный рабочей группой, представляется начальнику управления (отдела) Госгортехнадзора России или руководителю НТЦ "Промышленная безопасность", т.е. руководителю подразделения, ответственного за внесение на утверждение нормативного документа, в срок не позднее 3 месяцев до предусмотренного планом.

3.13. Окончательная редакция проекта нормативного документа подготавливается редакционной комиссией, формируемой и возглавляемой начальником управления (отдела) или НТЦ "Промышленная безопасность", ответственного за внесение документа на утверждение. Состав редакционной комиссии согласовывается с курирующим соответствующий вид надзора заместителем начальника Госгортехнадзора России. В состав редакционной комиссии включаются помимо специалистов управления (отдела), ответственного за внесение документа на утверждение, специалисты других заинтересованных подразделений Госгортехнадзора России, НТЦ "Промышленная безопасность", также представители юридической службы и отдела нормативно-методического и научно-технического обеспечения Технического управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»