МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 ноября 2003 года N 567


О совершенствовании медико-социальной и
психологической реабилитации детей-инвалидов и
инвалидов с детства


В целях совершенствования помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства

приказываю:

1. Утвердить Концепцию "Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства" (приложение N 1) и План мероприятий по реализации Концепции (приложение N 2).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.И.Вялкова.

Министр
Ю.Л.Шевченко

     

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 25 ноября 2003 года N 567

     
КОНЦЕПЦИЯ
совершенствования медико-социальной и
психологической реабилитации детей-инвалидов
и инвалидов с детства



Предлагаемый Вашему вниманию проект Концепции разработан:

- Управлением организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- Департаментом организации и развития медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- Российским реабилитационным центром "Детство" Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- Российской медицинской академией последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- Центром нейрореабилитации Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- Московским НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава Российской Федерации.

Обоснование Концепции совершенствования комплексной
(медико-социальной и психологической) реабилитации детей-инвалидов
и инвалидов с детства


В настоящее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний.

Повышение уровня детской инвалидности за последние десять лет обусловлено, наряду с ростом заболеваемости детей, недостаточным уровнем ранней диагностики тяжелых инвалидизируюших заболеваний, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.

Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями воспитываются в семье, 1/3 - находятся в специализированных и интернатных детских учреждениях.

Всего в системе здравоохранения России по оперативным данным действует более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения, кабинеты и т.д. и 248 домов ребенка, в которых детям оказывается реабилитационная помощь.

Несмотря на растущее число реабилитационных клиник, специализированных интернатов, детских садов, санаториев, дневных стационаров и т.д. проблемы инвалидности детей и взрослых инвалидов с детства в нашей стране не теряют своей остроты.

Главными причинами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства, являются недостаток квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации, а социальными служащими - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Отсутствует система этапности и преемственности в работе с семьями детей-инвалидов и инвалидов с детства, недостаточна преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности. Отсутствует государственная статистика инвалидов с детства, перешедших во взрослые возрастные группы.

Требуют совершенствования стандарты реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства с учетом современных реабилитационных технологий.

Кроме того, в настоящее время остро назрела необходимость создания службы реабилитации в регионах, проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий детям-инвалидам и инвалидам с детства.

На основе проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий возможна выработка как теоретических принципов, так и практической методологии процесса комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.

Служба реабилитации инвалидов призвана скоординировать усилия специалистов различного профиля, обеспечить необходимый уровень диагностического обслуживания, комплексный подход к организационному и научно-методическому обеспечению реабилитационных мероприятий детям-инвалидам и инвалидам с детства.

Важной проблемой в системе реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства является развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений для осуществления ранней диагностики не только основного заболевания, но и сопутствующей соматической патологии и оказания своевременной реабилитационной помощи. В настоящее время оснащение реабилитационных учреждений носит бессистемный характер, имеющееся оборудование не отвечает современным требованиям, и не используется со 100% отдачей.

Все вышесказанное является свидетельством назревшей необходимости создания службы реабилитации детей-инвалидов и службы реабилитации инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации.

Разделы Концепции


I. Введение.

II. Основные направления государственной политики в области оказания комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста.

III. Цель и задачи Концепции совершенствования комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации.

IV. Механизмы реализации Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации.

V. Научные исследования в области детской и взрослой реабилитологии, в частности,  нейрореабилитологии.

VI. Структура службы комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации.

VII. Система подготовки, переподготовки и усовершенствования кадров в области комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста.

VIII. Работа по повышению информированности общества в вопросах инвалидности и реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.

I. Введение


В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения России остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем.

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей, увеличение числа хронических и сочетанных форм заболеваний, рост частоты интранатальных повреждений, наследственной, врожденной патологии.

Сохраняющаяся тенденция и прогнозируемый на начало XXI века значительный рост численности детей-инвалидов и инвалидов с детства могут создать серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для самих инвалидов, так и для общества в целом, составляя определенную угрозу для национальной безопасности.

Скоординированное взаимодействие при оказании комплексной реабилитации детям-инвалидам и инвалидам с детства, преемственность в работе учреждений здравоохранения являются ведущими принципами Концепции совершенствования и систематизации комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. При этом основополагающее значение имеет взаимодействие специалистов разного профиля в оказании детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста реабилитационной помощи.

     

II. Основные направления государственной политики в
области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам
с детства независимо от возраста


В связи с тем, что проблемы детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации данной Концепции.

Право населения на охрану здоровья на основе Конституции Российской Федерации определено рядом федеральных законов: "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Трудовым кодексом Российской Федерации", "Семейным кодексом Российской Федерации".

С 90-х годов российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей динамично совершенствовалось и развивалось. Приняты меры по реализации международных документов, в том числе направленных на поддержку материнства и детства, ратифицированных нашей страной: Всеобщей декларации прав человека. Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Важнейшими национальными документами, направленными на реализацию государственной политики по охране материнства и детства в условиях происходящих в стране политических и социально-экономических преобразований, являются Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей, национальные планы действий по улучшению положения женщин и детей, семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 909 была утверждена программа "Дети России", в состав которой включена подпрограмма "Дети-инвалиды". Указом Президента Российской Федерации N 1696 от 18.08.94 программе "Дети России" был придан статус Президентской. В развитие федеральных законодательных актов и программ в субъектах Российской Федерации приняты и реализуются соответствующие документы.

Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 году, когда Министерством здравоохранения СССР был издан приказ N 1265 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет" и определены показания для установления инвалидности детям. Это ознаменовало начало нового государственного подхода к пониманию проблем детей-инвалидов с переходом на решение проблем инвалидов с детства независимо от возраста.

В 1991 году был издан приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет". Важное значение для приведения законодательства России в соответствие с нормами Конвенции о правах инвалидов и расширения социальной помощи инвалидам явилось принятие в 2000 году постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября N 707, в котором категория "ребенок-инвалид" устанавливается в возрасте до 18 лет.

Однако, действующий в Российской Федерации приказ Минздрава России Министерства труда России от 29.01.97 N 1/30 "Об утверждении Классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы", основанный на "Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности" (МКН), уже не отвечают современным положениям нового документа Всемирной организации здравоохранения - "Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья" (МКФ).

Следует также отметить, что в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 N 181-ФЗ нет четкого определения медико-социальной экспертизы детей-инвалидов и инвалидов с детства, а также статей, касающихся как комплексной реабилитации, так и статей об организации жизнедеятельности инвалидов с детства.

III. Цель и задачи Концепции совершенствования медико-
социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов
с детства в Российской Федерации


Целью Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации является создание единой системы комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства, основанной на внутри- и межведомственном взаимодействии с учетом принципов этапности и преемственности.

Основными задачами Концепция комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства являются:

1. Обеспечение реализации единой государственной политики в области медико-социальной, психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста.

2. Совершенствование законодательной и нормативной базы по проблемам детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста, представление в Правительство Российской Федерации пакета документов для разработки федерального закона о медико-социальных гарантиях, предоставляемых самостоятельно не передвигающимся и себя не обслуживающим, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Разработка дополнений к закону Российской Федерации "О квотировании рабочих мест" в части рационального трудоустройства инвалидов с детства.

3. Дальнейшее развитие и оснащение специализированных центров, пансионатов необходимым оборудованием, предназначенным для осуществления медико-социальной и психологической реабилитации инвалидов с детства, и обеспечения этих учреждений медицинскими кадрами, владеющими методами комплексной реабилитации.

Обеспечение возможности общественного постоянного контроля исполнения действующего законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, регламентирующих обеспечение жизнедеятельности детей-инвалидов и инвалидов с детства.

4. Унификация статистических форм учета и отчетности по организациям, работающим с детьми инвалидами и инвалидами с детства.

5. Обеспечение доступной (безбарьерной) среды жизнедеятельности (жизнеобитания для детей и инвалидов с детства независимо от возраста) в учреждениях здравоохранения.

8*. Обеспечение необходимого уровня информированности населения по вопросам инвалидности детей и инвалидов с детства и необходимости проведения им медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу.

     

IV. Механизмы реализации Концепции совершенствования
медико-социальной и психологической реабилитации
детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от
возраста


Механизмы реализации Концепции предусматривают:

1. Разработку единой научной методической основы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста.

2. Содействие межведомственным координационным советам при администрациях субъектов Российской Федерации в реализации программ комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства

3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и контроля за реализацией современных реабилитационных технологий.

4. Взаимодействие с общественными организациями родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства и с благотворительными фондами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»