Недействующий

     

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 июля 2004 года N 206/37


Об утверждении Наставления по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 ноября 2009 года на основании
совместного приказа Минобороны России и Минпромторга России
от 25 сентября 2009 года N 1024/859

____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемое Наставление по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации (НАПС-2004).

2. Главнокомандующему Военно-воздушными силами обеспечить переработку инструкций по авиационному поиску и спасанию в зонах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в соответствии с настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на главнокомандующего Военно-воздушными силами и руководителя Федерального агентства по промышленности.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов

Министр промышленности
и энергетики
Российской Федерации
В.Христенко


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

12 августа 2004 года,

регистрационный N 5975

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
и Министра промышленности и энергетики
Российской Федерации
от 12 июля 2004 года N 206/37


НАСТАВЛЕНИЕ
по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации



Настоящее Наставление разработано в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации* и Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в государственной авиации**.

_______________

* Федеральный закон от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483).

** Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 65 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 6, ст.527).


В настоящем Наставлении применяются следующие основные понятия:

1) "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной* или экспериментальной** авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета;

_______________

* Здесь и далее в тексте настоящего Наставления под государственной авиацией понимается авиация федеральных органов исполнительной власти, авиационных организаций и авиационных предприятий, выполняющая задачи, определенные статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации.

** Здесь и далее в тексте настоящего Наставления под экспериментальной авиацией понимается авиация, используемая для проведения работ и испытаний в соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, осуществляемое в целях уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

3) "авиационные силы и средства поиска и спасания" - воздушные суда с экипажем и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их доставки к месту бедствия (парашютами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), аварийно-спасательные и наземные поисково-спасательные команды, органы и пункты связи, контроля и управления;

4) "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;

5) "авиационный поиск и спасание" - составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи пассажирам и экипажам воздушных судов при возникновении аварийных ситуаций;

6) "авиационный спасатель" - специалист, подготовленный к оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования;

7) "автономное существование" - вынужденное пребывание пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на водной поверхности без помощи извне;

8) "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

9) "воздушное судно, терпящее бедствие" - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;

10) "выживание экипажа воздушного судна" - активные действия экипажа воздушного судна, направленные на сохранение жизни и здоровья экипажа в условиях автономного существования;

11) "вынужденная посадка воздушного судна" - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;

12) "вынужденное покидание воздушного судна" - покидание воздушного судна в воздухе, на земле (на воде) при возникновении угрозы жизни пассажирам или экипажу;

13) "Главный координационный центр" - орган Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;

14) "зона авиационного поиска и спасания" - зона (зоны) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в пределах которых организуется и проводится авиационный поиск и спасание;

15) "координационный центр" - орган, ответственный за оказание содействия эффективной организации работы поисково-спасательной службы и координацию проведения поисково-спасательных работ в пределах зоны авиационного поиска и спасания;

16) "наземная поисково-спасательная команда" - штатная или нештатная команда, предназначенная для проведения наземного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажам воздушного судна, потерпевшего бедствие;

17) "поисково-спасательные работы" - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие;

18) "поисково-спасательное воздушное судно" - оснащенное специальным оборудованием воздушное судно, экипаж которого подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;

19) "поисково-спасательное обеспечение" - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ;

20) "район поисково-спасательных работ" - часть зоны авиационного поиска и спасания, в пределах которой организуются и проводятся поисково-спасательные работы;

21) "спасание терпящих бедствие" - комплекс мероприятий по оказанию помощи с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации;

22) "спасательная парашютно-десантная группа" - штатная или нештатная группа, организуемая в авиационных частях*, подготовленная к десантированию с целью оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;

_______________

* Здесь и далее в тексте настоящего Наставления под авиационной частью понимаются авиационная воинская часть, авиационное предприятие или авиационная организация.

23) "спасательные работы" - проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и в районе аэродрома, а также по эвакуации с летного поля поврежденных и выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы воздушных судов;

24) "средства спасения и жизнеобеспечения" - набор приспособлений и устройств для покидания воздушного судна пассажирами и экипажем в аварийной ситуации в воздухе, на земле (на воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств связи и сигнализации.

Глава I. Авиационный поиск и спасание

Организация авиационного поиска и спасания

Общие положения

1. Целью авиационного поиска и спасания является спасение пассажиров и экипажей воздушных (морских) судов при возникновении аварийных ситуаций, эвакуация космонавтов и спускаемых аппаратов с места посадки, а также оказание авиационными средствами помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера*.

_______________

* Здесь и далее в тексте настоящего Наставления под оказанием помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера понимается также оказание помощи людям при любых других экстремальных ситуациях, в которых возникает угроза их жизни, здоровью и безопасности.

2. Основными принципами организации авиационного поиска и спасания являются:

постоянная готовность поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ (ПСР) (операций);

своевременность, активность и эффективность действий при возникновении аварийных ситуаций с воздушными или морскими судами и космическими объектами и целесообразность использования авиационных поисково-спасательных сил и средств;

заблаговременное создание резервов поисково-спасательных сил и средств, их эффективное использование и своевременное восстановление;

тесное взаимодействие авиационных поисково-спасательных сил и средств с другими поисково-спасательными силами и средствами Российской Федерации и иностранных государств;

всестороннее обеспечение действий поисково-спасательных сил государственной и экспериментальной авиации;

централизованное управление поисково-спасательными силами и средствами с широким применением автоматизированных систем управления.

3. В соответствии с Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в государственной авиации* авиационный поиск и спасание организовываются Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации (ФПСУ).

_______________

* Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 65 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 6, ст.527).

4. Исходя из этого ФПСУ:

осуществляет разработку нормативных и методических документов по авиационному поиску и спасанию, поисково-спасательному обеспечению (ПСО) полетов авиации и космических объектов в мирное и военное время;

осуществляет организацию дежурства и контроля готовности поисково-спасательных сил и средств государственной и экспериментальной авиации к ПСР, обеспечению посадок космических аппаратов (КА);

осуществляет прием и обработку информации о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, аварийных посадках космических аппаратов, выдачу команд на применение дежурных сил и средств в системе авиационного поиска и спасания;

участвует в проведении наиболее сложных и длительных ПСР по воздушным судам, потерпевшим бедствие, в обеспечении запусков и посадок КА;

организует взаимодействие поисково-спасательных сил государственной и экспериментальной авиации с поисково-спасательными силами гражданской авиации, аварийно-спасательными службами федеральных органов исполнительной власти, а также с аналогичными силами и службами иностранных государств;

запрещает полеты воздушных судов, не обеспеченных в поисково-спасательном отношении, через центры Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и органы управления полетами;

участвует в работе межправительственных и государственных комиссий по вопросам готовности поисково-спасательных сил и средств к обеспечению запусков и посадок КА;

участвует в разработке планов запусков КА военного и гражданского назначения, согласовании сроков и районов посадки возвращаемых КА.

5. Авиационный поиск и спасание в Российской Федерации осуществляются несущими дежурство в системе авиационного поиска и спасания поисково-спасательными силами и средствами авиационных сил и средств поиска и спасания федеральных органов исполнительной власти.

6. Для оперативного руководства и координации их действий в составе ФПСУ действует Главный координационный центр поиска и спасания (ГКЦПС), указания которого для всех пунктов управления полетами авиации в Российской Федерации по вопросам организации авиационного поиска и спасания являются обязательными.

7. Авиационный поиск и спасание в зоне авиационного поиска и спасания организовываются в соответствии со служебным документом по авиационному поиску и спасанию в зоне (зонах) ЕС ОрВД.

8. Авиационный поиск и спасание в районе аэродрома и в районе аэроузла организовываются в соответствии со служебным документом по производству полетов в районе аэродрома (в районе аэроузла).

Организация дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания

9. Для поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных (морских) судов, потерпевших бедствие, и оказания им помощи на территории Российской Федерации организуется дежурство поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп (СПДГ), наземных поисково-спасательных команд (НПСК), личного состава ГКЦПС, координационного центра поиска и спасания (КЦПС), регионального координационного центра поиска и спасания (РКЦПС), пунктов управления полетами авиации, пунктов приема информации космической системы КОСПАС-САРСАТ и Международного координационно-вычислительного центра (МКВЦ) в соответствии со служебным документом по авиационному поиску и спасанию в зоне (зонах) ЕС ОрВД.

10. Обязанности личного состава НПСК и СПДГ, порядок несения дежурства и их действия при проведении ПСР установлены служебными документами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»