ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2005 года N СН-570/14


О разъяснениях к Методическим указаниям


В связи с обращениями региональных энергетических комиссий и субъектов регулирования по вопросам расчета экономически обоснованных тарифов в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (зарегистрированными Минюстом России 20.10.2004, регистрационный N 6076), направляются разъяснения к данным Методическим указаниям.

Руководитель
С.Новиков

     

РАЗЪЯСНЕНИЯ
к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на
электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке
,
 утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (зарегистрированным Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный номер 6076)



1. Пункт 5.3

Иными услугами, являющимися неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (мощности), оказываемыми организациями на розничном рынке, могут быть:

- услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;

- услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- абонентная плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;

- услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);

- услуги по обеспечению системной надежности.

Размер платы за оказание вышеперечисленных услуг определяется в соответствии с Методическими указаниями ФСТ России и не является предметом рассмотрения данных  Методических указаний.

2. Пункт 6

Под расходами на сбытовую деятельность в настоящих Методических указаниях понимаются расходы на контроль и снятие показаний с приборов учета и контроля, установку и эксплуатацию указанных приборов, организацию и содержание систем учета и обработки данных, ведение договорной работы.

Тариф на электроэнергию для потребителей (покупателей), получающих электроэнергию по прямым договорам, рассчитывается без сбытовой надбавки.

Величина расходов на сбытовую деятельность определяется по каждой точке подключения обслуживаемых абонентов.

Распределение общих расходов на сбыт электрической энергии между уровнями напряжения рекомендуется производить пропорционально суммарной заявленной мощности потребителей (покупателей) на планируемый период регулирования.

Распределение общих расходов на сбыт тепловой энергии между сбытом теплоносителей "пар" и "горячая вода" рекомендуется производить пропорционально полезному отпуску тепловой энергии в виде пара и горячей воды.

3. Пункт 7

Тарифы на электрическую энергию (мощность) установлены в соответствии с п.58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации (далее - Основ ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст.791).

Двухставочный тариф включает в себя полную стоимость 1 кВтч электрической энергии и плату за 1 кВт заявленной потребителем наибольшей мощности, участвующей в годовом максимуме нагрузки энергосистемы.

Расчет дифференцированных по зонам (часам) суток тарифов производится в соответствии с п.71 Методических указаний.

4. Пункт 14

При установлении тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов по регулируемым видам деятельности. Так, например, если в технологической схеме производства электроэнергии на электростанции используется повышающий трансформатор, выдающий электроэнергию на сборные шины 110 кВ, и затраты на его обслуживание учтены в тарифе на производство электроэнергии, с потребителей, непосредственно подключенных к шинам высокого напряжения электростанции, плата за услуги по передаче электроэнергии не взимается.

5. Пункт 15

При расчете суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, оплата услуг иных организаций производится по тарифам, рассчитанным по утвержденным ФСТ России Методическим указаниям, в частности оплата услуг системного оператора оптового рынка электрической энергии определяется на основе Методических указаний по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных приказом ФСТ России от 24.08.2004 N 45-э/4 (зарегистрировано Минюстом России 24.09.2004, регистрационный номер 6042), администратора торговой системы на основе Методических указаний по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных приказом ФСТ России от 24.08.2004 N 43-э/2 (зарегистрировано Минюстом России 21.09.2004, регистрационный номер 6037).

6. Пункт 16

Состав расходов определяется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положениями по бухгалтерскому учету в части, не противоречащей главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. В качестве положений по бухгалтерскому учету рекомендуется использовать, в частности, следующие документы:

- Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организаций" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н (зарегистрировано Минюстом России 31.05.99, регистрационный номер 1790);

- Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, с изменениями от 30.12.99 и 30.03.2001 (зарегистрировано Минюстом России 31.05.99, регистрационный номер 1791);

- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н (не нуждается в государственной регистрации; письмо Минюста России от 16.03.2000 года N 1838-ЭР).

В случае выделения организации, осуществляющей производство и передачу электроэнергии, субвенций из федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию указанные субвенции рекомендуется относить (как дополнительный источник дохода) на производство и передачу электроэнергии в соответствии с принятой в организации учетной политикой. При этом рекомендуется учитывать мнение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичным образом рекомендуется поступать в случае поступления регулируемой организации дохода других дополнительных источников (например, дотаций из бюджетов всех уровней) для компенсации расходов на осуществление регулируемых видов деятельности.

7. Пункт 19

Данный пункт изложен в соответствии с п.7 Основ ценообразования. Под необоснованными расходами в Методических указаниях понимаются расходы, не включенные органом регулирования в тарифы на энергию, обоснованность которых не доказана органу регулирования. При этом решения органа регулирования должны быть подтверждены документами, представленными организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также данными результатов официальных проверок.

8. Пункт 23

При отсутствии нормативов (норм) по отдельным статьям расходов до их утверждения в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти рекомендуется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных регулируемых организаций. При обосновании расходов рекомендуется также использовать нормы и нормативы, приведенные в правилах технической эксплуатации, производственных и заводских инструкций.

При расчете расходов на сырье, материалы, работы и услуги производственного характера, топливо для технологических целей и на услуги по его перевозке, а также на иные услуги рекомендуется применять следующие цены (тарифы):

регулируемые государством тарифы (цены) - в отношении продукции (услуг), регулируемых государством;

цены, установленные на основании договоров, заключенных в соответствии с правилами закупок (конкурсов, торгов), - в отношении продукции (услуг), на получение которой регулируемой организацией заключены соответствующие договора;

биржевые котировки, прайс-листы. При отсутствии другой информации применяются прогнозные индексы потребительских цен на расчетный период регулирования, определяемые Минэкономразвития России.

До разработки Минпромэнерго России соответствующего документа для определения нормативов создания запасов топлива (кроме ядерного) рекомендуется использовать проектные данные, а также объемы запасов топлива, доводимые до производителей энергии ежегодными приказами РАО "ЕЭС России", и отчетные данные по запасам топлива за предыдущие периоды регулирования.

При комбинированном производстве электрической и тепловой энергии расходы на покупную электроэнергию на производственные (хозяйственные) нужды рекомендуется разносить между производством электрической и тепловой энергии в соответствии с принятой в регулируемой организации учетной политикой.

24. Пункт 24

Под прямыми расходами рекомендуется понимать расходы, которые напрямую должны быть отнесены на один из видов регулируемой деятельности, регламентированных Основами ценообразования.

Под косвенными расходами рекомендуется понимать все другие расходы, которые необходимы для осуществления двух и более указанных видов деятельности.

25. Пункт 27

Дифференциация тарифов на электрическую энергию по группам потребителей в Методических указаниях производилась в соответствии с п.59 Основ ценообразования.

1 группа. Базовые потребители

Отнесение к группе "Базовые потребители" производится в следующем порядке:

Потребитель на следующий период регулирования (например, на 2005 год) направляет в энергоснабжающую организацию заявку об отнесении его к группе "Базовые потребители" с представлением фактических данных за предшествующий период регулирования (т.е. за 2003 год) о фактической величине мощности в зимний режимный день и годовом потреблении электроэнергии на основании показаний приборов учета. Число часов использования мощности определяется делением факта годового электропотребления на фактическую мощность в зимний режимный день.

Энергоснабжающая организация представляет сведения о базовых потребителях в регулирующий орган для утверждения для них тарифов.

Сезонные потребители в качестве базовых не рассматриваются.

Энергоснабжающие организации, покупающие электрическую энергию (мощность) у другой энергоснабжающей организации, могут быть отнесены к базовым потребителям, если они удовлетворяют указанным в Методических указаниях критериям. При этом в расчет должна приниматься только заявленная мощность и электропотребление обслуживаемых ЭСО конечных потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации.

Дифференциация тарифов на электрическую энергию в зависимости от категории надежности энергоснабжения (п.59 Основ ценообразования) в Методических указаниях не производилась. Указанная дифференциация будет учтена в дальнейшем путем внесения соответствующих изменений в Методические указания.

На основании изменений указанного пункта, внесенных приказом ФСТ России от 14.12.2004 N 289 (зарегистрировано Минюстом России 21.12.2004, регистрационный номер 6213), ФСТ России по представлению регулирующего органа может повысить значение величины заявленной мощности для отнесения потребителей к группе "Базовые потребители". При этом при повторном обращении регулирующий орган, в зависимости от особенностей структуры производства и потребления электрической энергии, ФСТ России может как увеличить, так и уменьшить (но не ниже 20 МВт) ранее повышенную величину заявленной мощности.

Например, если по представлению регулирующего органа ФСТ России в 2005 году увеличила величину заявленной мощности до 110 мВт, то на 2006 (или другой последующий) год по обращению этого регулирующего органа ФСТ России может как увеличить величину заявленной мощности выше 110 мВт, так и уменьшить ее в диапазоне от 110 до 20 мВт.

2 группа. Население

Для рассчитывающихся по общему счетчику на вводе населенных пунктов, жилищных организаций (потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов), садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов рекомендуется производить расчет тарифов на электроэнергию так же как для населения. Так же как для населения рекомендуется производить расчет тарифов на электроэнергию, потребляемую религиозными организациями (монастыри, храмы, соборы, церкви, мечети, синагоги, пагоды), содержащимися за счет средств прихожан. В случае если тариф на электроэнергию для населения выше тарифа на электроэнергию для группы "Прочие потребители" тариф для указанных религиозных организаций рекомендуется устанавливать на уровне тарифа для группы "Прочие потребители".

26. Пункт 29.2

Формула (3) данного пункта применяется только в том случае, если регулирующий орган устанавливает на территории субъекта Российской Федерации для населения и (или) бюджетных потребителей 3-й группы тариф на электроэнергию на одном уровне, исходя из суммарного расхода всех ЭСО, вне зависимости, от какой ЭСО им отпускается электроэнергия.

В этом случае с целью соблюдения по каждому ЭСО баланса доходов и расходов в тарифах на отпускаемую этими ЭСО электроэнергию учитывается соответствующее повышение (понижение) относительно утвержденного на едином уровне тарифа.

27. Пункт 31

Расчет расхода топлива на тепловых электростанциях на производство электрической и тепловой энергией рекомендуется производить в соответствии с "Методическими указаниями по составлению отчета электростанции и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования". СПО ОРГРЭС, 1995 год (РД 34.08.552-95).

28. Пункт 36 - Решение об установлении на едином уровне тарифа продажи тепловой энергии или установлении дифференцированных по системам централизованного теплоснабжения тарифов продажи тепловой энергии принимает регулирующий орган.

29. Пункт 37 - При отсутствии соответствующих приборов учета (впредь до их установки) регулирующий орган может принять решение об установлении только одноставочных тарифов на тепловую энергию.

30. Пункт 38

Рекомендуется распределение прибыли, относимой на производство тепловой энергии (мощности), между ставками за тепловую энергию и мощность производить аналогично распределению прибыли, относимой на производство электрической энергии (мощности), между ставками за электрическую энергию и мощность.

Распределение прибыли, относимой на ставку за тепловую энергию, между ставками платы за тепловую энергию, отпускаемую в паре и горячей воде, рекомендуется производить пропорционально стоимости топлива, используемого для производства тепловой энергии, отпускаемой соответственно в паре и горячей воде.

Распределение прибыли, относимой на ставку платы за тепловую энергию, отпускаемую в паре, между ступенями параметров пара рекомендуется производить пропорционально стоимости топлива, используемого для производства тепловой энергии, отпускаемой по соответствующим ступеням параметров пара.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»