МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 10 ноября 2005 года N ПК-12


Об итогах эксперимента по введению единого государственного
экзамена в 2005 году и задачах на 2006 год *О)

          

Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 108 "О проведении в 2005 году единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобрнауки России от 13 октября 2004 года N ПК-3 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год" Рособрнадзором совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно - вузы и ссузы) в 2005 году продолжено проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).

Основными целями введения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) являются:

формирование системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и ссузы;

повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;

обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

обеспечение государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

В соответствии с установленными целями в ходе эксперимента в 2005 году была организована работа по следующим направлениям:

совершенствование нормативных правовых актов и инструктивных документов, регламентирующих процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации, организацию приема в вузы, ссузы и др.;

продолжение апробации нескольких технологических моделей организации и проведения ЕГЭ: бланочная (основная) - в 69 субъектах Российской Федерации, автоматизированная информационная система "Экзамен" - в 9, компьютеризированная - в 5;

начало апробации технологии организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации: районы Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

разработка 465 оригинальных вариантов контрольных измерительных материалов по 13 общеобразовательным предметам;

развитие информационной инфраструктуры из федеральных и 77 региональных центров обработки информации, в том числе вузам и ссузам предоставлена возможность проверять свидетельства о результатах ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств;

продолжение апробации автоматизированной системы информационного обеспечения единого конкурсного приема в вузы/ссузы;

подготовка на федеральном и региональном уровнях специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторы, операторы, системные администраторы, члены предметных комиссий и др.);

расширение практики привлечения общественных наблюдателей по контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ;

взаимодействие с 1543 вузами и 1765 ссузами по обеспечению их участия в эксперименте (по разработке правил приема, по организации приема и зачисления по результатам ЕГЭ, работе с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинга обучения и др.).

В целом, эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность:

проведения в кратчайшие сроки объективной проверки знаний и умений выпускников общеобразовательных учреждений от Камчатки до Калининграда;

производства на федеральном уровне контрольных измерительных материалов, принимаемых профессиональным сообществом;

системного взаимодействия вузов при организации и проведении приема граждан на I курс.

Вместе с тем, в ходе организации и проведения ЕГЭ в текущем году были выявлены следующие недостатки:

в некоторых заданиях контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) допущены ошибки и неточности;

установлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры проведения эксперимента участниками ЕГЭ (использование шпаргалок, мобильных телефонов);

задержка выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ на местах;

в отдельных вузах/ссузах выявлено несоответствие правил приема нормативным правовым актам федерального уровня в частях:

необоснованного введения дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ;

не все вузы придерживаются в полном объеме установленного перечня общеобразовательных предметов при разработке правил приема на направления подготовки (специальности), прием на которые осуществляется по результатам ЕГЭ;

при подаче абитуриентами документов на участие в конкурсе некоторые приемные комиссии вузов требуют обязательного представления подлинников документов об образовании, а также о результатах сдачи ЕГЭ;

в качестве вступительных испытаний засчитываются результаты выпускных экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых из средств федерального бюджета), вузовских олимпиад и вступительных испытаний, проведенных досрочно.

По итогам инспекционных проверок в вузы и органы управления образованием субъектов Российской Федерации направлены соответствующие предписания и акты.

Во всех 78 субъектах Российской Федерации, участвующих в ЕГЭ, подведены итоги эксперимента и были предложены меры по его развитию.

Для участия в эксперименте в 2006 году поступили заявки от 80 субъектов Российской Федерации, в том числе от всех 78 регионов - участников эксперимента 2005 года.

В 2006 году будет продолжена работа по следующим вопросам:

Совершенствование нормативного правового обеспечения, в том числе:

внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости;

подготовка предложений по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ;

разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения ЕГЭ;

разработка предложений по принятию правовых актов, регламентирующих формирование информационных ресурсов ЕГЭ;

Разработка структуры и содержания КИМ с учетом новых образовательных стандартов и компетентностного подхода;

Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ:

продолжение апробации различных технологий организации и проведения ЕГЭ, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации;

оптимизация расписания проведения ЕГЭ, с учетом массовых общеобразовательных предметов;

стандартизация требований к оборудованию и технологии, используемых для проведения ЕГЭ по иностранным языкам;

апробация перекрестной проверки экзаменационных работ (между субъектами Российской Федерации) в целях объективности результатов ЕГЭ и усиления информационной безопасности;

обеспечение условий для организации и проведения работ по распечатке свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне;

Разработка комплексной системы информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ и корректировка системы информационной безопасности:

организация и проведение аудита качества программного обеспечения, используемого при проведении ЕГЭ, его доработка и сертификация;

сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в целях предоставления ей статуса официального источника документальных данных;

подключение всех вузов/ссузов к Федеральной базе свидетельств;

введение в действие автоматизированной системы единого конкурсного приема в вузы/ссузы и расширение числа ее участников;

развитие функционирования информационного Портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов;

С учетом накопленного опыта и в целях оптимизации организационно-технологического обеспечения ЕГЭ в 2006 году предлагается усовершенствовать технологию эксперимента и подготовить предложения по апробации схемы организации проведения ЕГЭ в "одну волну" в различных субъектах Российской Федерации.

Коллегия решила:

1. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) совместно с Департаментом экономики и финансов (Петровым А.Ю.), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 25 декабря 2005 года обеспечить представление в Правительство Российской Федерации согласованного проекта постановления Правительства Российской Федерации "О продолжении эксперимента по введению в 2006-2007 годах единого государственного экзамена".

2. Утвердить план координации работ по подготовке и проведению ЕГЭ в 2006 году (приложение).

3. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 25 декабря 2005 года подготовить проект приказа об участии в эксперименте подведомственных вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации-участников эксперимента 2006 года, в соответствии со схемой участия указанных образовательных учреждений в ЕГЭ в 2005 году.

4. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) и Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.) провести необходимые работы по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости, а также по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ.

5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных им образовательных учреждений в ЕГЭ.

6. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) в срок до 25 декабря 2005 года подготовить предложения по возможности организации и апробации в ряде субъектов Российской Федерации проведения ЕГЭ в "одну волну".

7. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования обеспечить соответствие правил приема в вузы/ссузы нормативным правовым актам, регламентирующим порядок приема, в том числе по результатам ЕГЭ.

8. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, советам ректоров вузов и советам директоров ссузов осуществлять координацию деятельности при организации ЕГЭ и усилить работу по привлечению институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.

9. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) завершить работу по нормативному правовому обеспечению организации и проведению всероссийской олимпиады.

10. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) подготовить рекомендации по форме дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) в образовательные учреждения высшего профессионального образования по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен.

11. Департаменту экономики и финансов (Петрову А.Ю.) в срок до 20 декабря 2005 года подготовить предложения по организации и проведению эксперимента по отработке механизма государственной поддержки образовательного кредитования студентов учреждений высшего профессионального образования.

12. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) подготовить предложения по:

укреплению материальной базы студенческих общежитий;

учету показателей "Доля студентов, принятых в вуз по результатам ЕГЭ" и "Средний балл ЕГЭ студентов, принятых в вуз по результатам ЕГЭ" при составлении рейтингов высших учебных заведений.

Министр
А.А.Фурсенко

     

     

Приложение
к решению коллегии
Минобрнауки России
от 10 ноября 2005 года

     

ПЛАН
координации работ по подготовке и проведению эксперимента по
введению единого государственного экзамена в 2006 году


N
п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1.

Нормативное правовое, инструктивное обеспечение эксперимента по введению единого государственного экзамена

1.1.

Согласование и внесение проекта постановления Правительства Российской Федерации "О продолжении проведения эксперимента по введению в 2006-2007 годы единого государственного экзамена"

декабрь 2005 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор

1.2.

Подготовка и утверждение инструктивно-методических документов, регулирующих процедуру проведения ЕГЭ в 2006 году

ноябрь 2005 года - июнь 2006 года

Рособрнадзор

1.3.

Подготовка проектов нормативных правовых актов, регулирующих проведение ЕГЭ в штатном режиме

ноябрь 2006 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор, Рособразование

2.

Мероприятия по утверждению участников эксперимента по введению ЕГЭ

2.1.

Приказ Минобрнауки России "Об участии субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году"

ноябрь 2005 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор

2.2.

Приказ Рособрнадзора "Об участии субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году" по каждому субъекту РФ

декабрь 2005 года - январь 2006 года

Рособрнадзор

2.3.

Согласование мероприятий с федеральными министерствами и ведомствами по участию в эксперименте по введению ЕГЭ подведомственных вузов и ссузов

декабрь 2005 года - март 2006 года

Рособрнадзор,
Рособразование

2.4.

Приказ об участии вузов и ссузов, находящихся в ведении Рособразования, в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году

декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
Рособразование

3.

Мероприятия по подготовке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) для проведения ЕГЭ

3.1.

Разработка и утверждение основных документов, определяющих структуру и содержание КИМ по 13 общеобразовательным предметам с учетом предложений региональных предметных комиссий, профессионального сообщества и анализа статистических данных ЕГЭ: разработка и утверждение спецификаций по 13 общеобразовательным предметам; разработка и утверждение демонстрационных вариантов КИМ по 13 общеобразовательным предметам

ноябрь - декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

3.2.

Проведение конкурса тестовых заданий и КИМ по 13 общеобразовательным предметам

декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

3.3.

Открытие части банка заданий

декабрь 2005 года

Рособрнадзор, организации-
исполнители

3.4.

Организация оперативной работы федеральных предметных комиссий с предметными комиссиями субъектов Федерации в ходе проведения ЕГЭ

май - июль 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

4.

Мероприятия по организационно-
технологическому обеспечению проведения ЕГЭ:

4.1.

Доработка и утверждение технологии проведения ЕГЭ

ноябрь 2005 года - март 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

4.2.

Апробация различных моделей технологии проведения ЕГЭ, проведение пробного экзамена

апрель 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

4.3.

Проведение ЕГЭ

май - август 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

5.

Мероприятия по формированию распределенных информационных баз данных федерального и регионального уровней, а также по обеспечению информационной безопасности

5.1.

Доработка и утверждение структуры, форматов и порядка сбора данных для проведения ЕГЭ

январь 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

5.2.

Мероприятия по проведению каналов связи в субъектах, вступивших в эксперимент в 2006 году

декабрь 2005 года - май 2006 года

Рособрнадзор,
Рособразование,
организации-
исполнители, субъекты Российской Федерации -
участники ЕГЭ

5.3.

Доработка, совершенствование и опытная эксплуатация автоматизированной системы "Единый системы прием" в вузы/ссузы

декабрь 2005 - август 2006 года

Рособрнадзор,
Рособразование

5.4.

Организация работы с федеральной базой свидетельств (далее - ФБС)

декабрь 2005 - август 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

5.5.

Мероприятия и методики обеспечения информационной безопасности на федеральном и региональном уровнях

апрель 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

5.6.

Осуществление надзора за проведением ЕГЭ в субъектах Российской Федерации, в том числе через механизмы общественного наблюдения

апрель - июль 2006 года

Рособрнадзор

5.7.

Организация работы Портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов

весь период

Рособрнадзор

6.

Мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации специалистов

6.1.

Организация межрегиональных совещаний

декабрь 2005 года - декабрь 2006 года

Рособрнадзор

6.2.

Организация международной конференции по вопросам оценки качества образования

декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

6.3.

Проведение совещания с федеральными министерствами и ведомствами

декабрь 2005 года - март 2006 года

Рособрнадзор

6.4.

Проведение обучающих семинаров

ноябрь 2005 года - апрель 2006 года

Рособрнадзор,
организации-
исполнители

7.

Мероприятия по материально-
техническому, финансовому обеспечению ЕГЭ и проведению научно-исследовательских работ

7.1.

Формирование паспорта федеральной целевой программы на 2006 год и подготовка технических заданий по проектам на проведение работ, оказание услуг и закупку аппаратно-
программных средств и сопутствующего оборудования

ноябрь - декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
Рособразование,
организации-
исполнители

7.2.

Подготовка плана закупок в рамках Федеральной целевой программы на 2006 год в части, касающейся ЕГЭ, в том числе по изучению вопроса участия в ЕГЭ детей с недостатками в развитии

ноябрь - декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
Рособразование

7.3.

Контроль выполнения государственных контрактов по Федеральным целевым программам 2005 года

ноябрь - декабрь 2005 года

Рособрнадзор,
Рособразование

7.4.

Организация работ по заключению государственных контрактов на 2006 год

январь - апрель 2006 год

Рособрнадзор, рособразование

7.5.

Контроль за выполнением работ по:

разработке КИМ для ЕГЭ;

научно-методическому и организационно-
технологическому обеспечению разработки КИМ;

организационно-технологическому обеспечению ЕГЭ;

закупке аппаратно-программных средств;

мониторингу эксперимента;

проведению каналов связи и информационному сопровождению;

функционированию Федеральной базы свидетельств и Единой системы приема в вузы/ссузы;

подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров

весь период

Рособрнадзор




Текст документа сверен по:

файл-рассылка Минобрнауки России



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»