от 10 ноября 2005 года N ПК-12
Об итогах эксперимента по введению единого государственного
экзамена в 2005 году и задачах на 2006 год *О)
Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 108 "О проведении в 2005 году единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобрнауки России от 13 октября 2004 года N ПК-3 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год" Рособрнадзором совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно - вузы и ссузы) в 2005 году продолжено проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).
Основными целями введения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) являются:
формирование системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и ссузы;
повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;
обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
обеспечение государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
В соответствии с установленными целями в ходе эксперимента в 2005 году была организована работа по следующим направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов и инструктивных документов, регламентирующих процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации, организацию приема в вузы, ссузы и др.;
продолжение апробации нескольких технологических моделей организации и проведения ЕГЭ: бланочная (основная) - в 69 субъектах Российской Федерации, автоматизированная информационная система "Экзамен" - в 9, компьютеризированная - в 5;
начало апробации технологии организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации: районы Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
разработка 465 оригинальных вариантов контрольных измерительных материалов по 13 общеобразовательным предметам;
развитие информационной инфраструктуры из федеральных и 77 региональных центров обработки информации, в том числе вузам и ссузам предоставлена возможность проверять свидетельства о результатах ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств;
продолжение апробации автоматизированной системы информационного обеспечения единого конкурсного приема в вузы/ссузы;
подготовка на федеральном и региональном уровнях специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторы, операторы, системные администраторы, члены предметных комиссий и др.);
расширение практики привлечения общественных наблюдателей по контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ;
взаимодействие с 1543 вузами и 1765 ссузами по обеспечению их участия в эксперименте (по разработке правил приема, по организации приема и зачисления по результатам ЕГЭ, работе с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинга обучения и др.).
В целом, эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность:
проведения в кратчайшие сроки объективной проверки знаний и умений выпускников общеобразовательных учреждений от Камчатки до Калининграда;
производства на федеральном уровне контрольных измерительных материалов, принимаемых профессиональным сообществом;
системного взаимодействия вузов при организации и проведении приема граждан на I курс.
Вместе с тем, в ходе организации и проведения ЕГЭ в текущем году были выявлены следующие недостатки:
в некоторых заданиях контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) допущены ошибки и неточности;
установлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры проведения эксперимента участниками ЕГЭ (использование шпаргалок, мобильных телефонов);
задержка выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ на местах;
в отдельных вузах/ссузах выявлено несоответствие правил приема нормативным правовым актам федерального уровня в частях:
необоснованного введения дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ;
не все вузы придерживаются в полном объеме установленного перечня общеобразовательных предметов при разработке правил приема на направления подготовки (специальности), прием на которые осуществляется по результатам ЕГЭ;
при подаче абитуриентами документов на участие в конкурсе некоторые приемные комиссии вузов требуют обязательного представления подлинников документов об образовании, а также о результатах сдачи ЕГЭ;
в качестве вступительных испытаний засчитываются результаты выпускных экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых из средств федерального бюджета), вузовских олимпиад и вступительных испытаний, проведенных досрочно.
По итогам инспекционных проверок в вузы и органы управления образованием субъектов Российской Федерации направлены соответствующие предписания и акты.
Во всех 78 субъектах Российской Федерации, участвующих в ЕГЭ, подведены итоги эксперимента и были предложены меры по его развитию.
Для участия в эксперименте в 2006 году поступили заявки от 80 субъектов Российской Федерации, в том числе от всех 78 регионов - участников эксперимента 2005 года.
В 2006 году будет продолжена работа по следующим вопросам:
Совершенствование нормативного правового обеспечения, в том числе:
внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости;
подготовка предложений по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ;
разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения ЕГЭ;
разработка предложений по принятию правовых актов, регламентирующих формирование информационных ресурсов ЕГЭ;
Разработка структуры и содержания КИМ с учетом новых образовательных стандартов и компетентностного подхода;
Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ:
продолжение апробации различных технологий организации и проведения ЕГЭ, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации;
оптимизация расписания проведения ЕГЭ, с учетом массовых общеобразовательных предметов;
стандартизация требований к оборудованию и технологии, используемых для проведения ЕГЭ по иностранным языкам;
апробация перекрестной проверки экзаменационных работ (между субъектами Российской Федерации) в целях объективности результатов ЕГЭ и усиления информационной безопасности;
обеспечение условий для организации и проведения работ по распечатке свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне;
Разработка комплексной системы информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ и корректировка системы информационной безопасности:
организация и проведение аудита качества программного обеспечения, используемого при проведении ЕГЭ, его доработка и сертификация;
сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в целях предоставления ей статуса официального источника документальных данных;
подключение всех вузов/ссузов к Федеральной базе свидетельств;
введение в действие автоматизированной системы единого конкурсного приема в вузы/ссузы и расширение числа ее участников;
развитие функционирования информационного Портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов;
С учетом накопленного опыта и в целях оптимизации организационно-технологического обеспечения ЕГЭ в 2006 году предлагается усовершенствовать технологию эксперимента и подготовить предложения по апробации схемы организации проведения ЕГЭ в "одну волну" в различных субъектах Российской Федерации.
Коллегия решила:
1. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) совместно с Департаментом экономики и финансов (Петровым А.Ю.), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 25 декабря 2005 года обеспечить представление в Правительство Российской Федерации согласованного проекта постановления Правительства Российской Федерации "О продолжении эксперимента по введению в 2006-2007 годах единого государственного экзамена".
2. Утвердить план координации работ по подготовке и проведению ЕГЭ в 2006 году (приложение).
3. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 25 декабря 2005 года подготовить проект приказа об участии в эксперименте подведомственных вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации-участников эксперимента 2006 года, в соответствии со схемой участия указанных образовательных учреждений в ЕГЭ в 2005 году.
4. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) и Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.) провести необходимые работы по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной (итоговой) аттестации и порядка приема в вузы/ссузы в целях обеспечения их непротиворечивости, а также по установлению согласованных сроков определения выпускниками перечня общеобразовательных предметов по выбору для прохождения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме и форме ЕГЭ.
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных им образовательных учреждений в ЕГЭ.
6. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) в срок до 25 декабря 2005 года подготовить предложения по возможности организации и апробации в ряде субъектов Российской Федерации проведения ЕГЭ в "одну волну".
7. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования обеспечить соответствие правил приема в вузы/ссузы нормативным правовым актам, регламентирующим порядок приема, в том числе по результатам ЕГЭ.
8. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, советам ректоров вузов и советам директоров ссузов осуществлять координацию деятельности при организации ЕГЭ и усилить работу по привлечению институтов гражданского общества к контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.
9. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) завершить работу по нормативному правовому обеспечению организации и проведению всероссийской олимпиады.
10. Департаменту государственной политики в образовании (Калине И.И.) подготовить рекомендации по форме дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) в образовательные учреждения высшего профессионального образования по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен.
11. Департаменту экономики и финансов (Петрову А.Ю.) в срок до 20 декабря 2005 года подготовить предложения по организации и проведению эксперимента по отработке механизма государственной поддержки образовательного кредитования студентов учреждений высшего профессионального образования.
12. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) подготовить предложения по:
укреплению материальной базы студенческих общежитий;
учету показателей "Доля студентов, принятых в вуз по результатам ЕГЭ" и "Средний балл ЕГЭ студентов, принятых в вуз по результатам ЕГЭ" при составлении рейтингов высших учебных заведений.
Министр
А.А.Фурсенко
ПЛАН
координации работ по подготовке и проведению эксперимента по
введению единого государственного экзамена в 2006 году
N | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Нормативное правовое, инструктивное обеспечение эксперимента по введению единого государственного экзамена | ||
1.1. | Согласование и внесение проекта постановления Правительства Российской Федерации "О продолжении проведения эксперимента по введению в 2006-2007 годы единого государственного экзамена" | декабрь 2005 года | Минобрнауки России, |
1.2. | Подготовка и утверждение инструктивно-методических документов, регулирующих процедуру проведения ЕГЭ в 2006 году | ноябрь 2005 года - июнь 2006 года | Рособрнадзор |
1.3. | Подготовка проектов нормативных правовых актов, регулирующих проведение ЕГЭ в штатном режиме | ноябрь 2006 года | Минобрнауки России, |
2. | Мероприятия по утверждению участников эксперимента по введению ЕГЭ | ||
2.1. | Приказ Минобрнауки России "Об участии субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году" | ноябрь 2005 года | Минобрнауки России, |
2.2. | Приказ Рособрнадзора "Об участии субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году" по каждому субъекту РФ | декабрь 2005 года - январь 2006 года | Рособрнадзор |
2.3. | Согласование мероприятий с федеральными министерствами и ведомствами по участию в эксперименте по введению ЕГЭ подведомственных вузов и ссузов | декабрь 2005 года - март 2006 года | Рособрнадзор, |
2.4. | Приказ об участии вузов и ссузов, находящихся в ведении Рособразования, в эксперименте по введению ЕГЭ в 2006 году | декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
3. | Мероприятия по подготовке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) для проведения ЕГЭ | ||
3.1. | Разработка и утверждение основных документов, определяющих структуру и содержание КИМ по 13 общеобразовательным предметам с учетом предложений региональных предметных комиссий, профессионального сообщества и анализа статистических данных ЕГЭ: разработка и утверждение спецификаций по 13 общеобразовательным предметам; разработка и утверждение демонстрационных вариантов КИМ по 13 общеобразовательным предметам | ноябрь - декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
3.2. | Проведение конкурса тестовых заданий и КИМ по 13 общеобразовательным предметам | декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
3.3. | Открытие части банка заданий | декабрь 2005 года | Рособрнадзор, организации- |
3.4. | Организация оперативной работы федеральных предметных комиссий с предметными комиссиями субъектов Федерации в ходе проведения ЕГЭ | май - июль 2006 года | Рособрнадзор, |
4. | Мероприятия по организационно- | ||
4.1. | Доработка и утверждение технологии проведения ЕГЭ | ноябрь 2005 года - март 2006 года | Рособрнадзор, |
4.2. | Апробация различных моделей технологии проведения ЕГЭ, проведение пробного экзамена | апрель 2006 года | Рособрнадзор, |
4.3. | Проведение ЕГЭ | май - август 2006 года | Рособрнадзор, |
5. | Мероприятия по формированию распределенных информационных баз данных федерального и регионального уровней, а также по обеспечению информационной безопасности | ||
5.1. | Доработка и утверждение структуры, форматов и порядка сбора данных для проведения ЕГЭ | январь 2006 года | Рособрнадзор, |
5.2. | Мероприятия по проведению каналов связи в субъектах, вступивших в эксперимент в 2006 году | декабрь 2005 года - май 2006 года | Рособрнадзор, |
5.3. | Доработка, совершенствование и опытная эксплуатация автоматизированной системы "Единый системы прием" в вузы/ссузы | декабрь 2005 - август 2006 года | Рособрнадзор, |
5.4. | Организация работы с федеральной базой свидетельств (далее - ФБС) | декабрь 2005 - август 2006 года | Рособрнадзор, |
5.5. | Мероприятия и методики обеспечения информационной безопасности на федеральном и региональном уровнях | апрель 2006 года | Рособрнадзор, |
5.6. | Осуществление надзора за проведением ЕГЭ в субъектах Российской Федерации, в том числе через механизмы общественного наблюдения | апрель - июль 2006 года | Рособрнадзор |
5.7. | Организация работы Портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов | весь период | Рособрнадзор |
6. | Мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации специалистов | ||
6.1. | Организация межрегиональных совещаний | декабрь 2005 года - декабрь 2006 года | Рособрнадзор |
6.2. | Организация международной конференции по вопросам оценки качества образования | декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
6.3. | Проведение совещания с федеральными министерствами и ведомствами | декабрь 2005 года - март 2006 года | Рособрнадзор |
6.4. | Проведение обучающих семинаров | ноябрь 2005 года - апрель 2006 года | Рособрнадзор, |
7. | Мероприятия по материально- | ||
7.1. | Формирование паспорта федеральной целевой программы на 2006 год и подготовка технических заданий по проектам на проведение работ, оказание услуг и закупку аппаратно- | ноябрь - декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
7.2. | Подготовка плана закупок в рамках Федеральной целевой программы на 2006 год в части, касающейся ЕГЭ, в том числе по изучению вопроса участия в ЕГЭ детей с недостатками в развитии | ноябрь - декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
7.3. | Контроль выполнения государственных контрактов по Федеральным целевым программам 2005 года | ноябрь - декабрь 2005 года | Рособрнадзор, |
7.4. | Организация работ по заключению государственных контрактов на 2006 год | январь - апрель 2006 год | Рособрнадзор, рособразование |
7.5. | Контроль за выполнением работ по: | весь период | Рособрнадзор |
Текст документа сверен по:
файл-рассылка Минобрнауки России