Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 апреля 2006 года N 79



Об утверждении Методических рекомендаций по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минпромторга России от 24 сентября 2015 года N 2905
____________________________________________________________________



В целях совершенствования работ по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов, координация которых возложена на Минпромэнерго России распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 года N 1511-р,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Г.Реуса.

Министр
В.Б.Христенко

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромэнерго России
от 12 апреля 2006 года N 79

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию и уточнению программы
разработки технических регламентов


I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 года N 1511-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года N 1889-р и рекомендуются к применению федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами с целью совершенствования работ по разработке предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов (далее - Программа) и обеспечения возможностей ее поэтапной реализации.

2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают принципы разработки предложений по формированию и уточнению Программы, их анализа, отбора и формирования проекта уточнений Программы в масштабах страны с учетом материально-технических ресурсов экономики, реальных научно-технических достижений и других существенных факторов, включая ведущиеся инициативные разработки проектов регламентов.

3. Настоящие Методические рекомендации предлагают многокритериальный подход, позволяющий на единой методической основе учесть все факторы, которые влияют на формирование и уточнение Программы, в том числе:

предусмотренные законом;

государственные приоритеты;

приоритеты отраслей и сфер деятельности;

международно признанные нормы и правила;

результаты анализа мониторинга разработок проектов технических регламентов.

     

     

II. Цели формирования предложений по уточнению Программы

4. Предложения по уточнению Программы направлены на обеспечение максимально возможного уровня безопасности с учетом соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

5. Предложения по уточнению Программы могут относиться к:

внесению в Программу новых проектов регламентов;

исключению из Программы отдельных проектов регламентов;

изменению наименований отдельных проектов регламентов;

изменению предметных областей и (или) перечней объектов технического регулирования (далее - ОТР) отдельных проектов регламентов;

корректировке требований безопасности, форм и способов оценки и подтверждения соответствия и других положений отдельных проектов регламентов;

объединению и (или) разделению отдельных проектов регламентов или различным сочетаниям перечисленных вариантов.

6. При разработке предложений по уточнению Программы учитывается положение п.4 статьи 8 Закона, устанавливающее перечень общих технических регламентов, который может быть изменен в соответствии с действующим законодательством путем внесения изменений в закон. Согласно перечню общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, биологической безопасности, электромагнитной совместимости, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности. Поэтому предложения по уточнению и изменению перечня общих технических регламентов не могут быть включены в Программу.

7. Предложения по формированию и уточнению Программы, относящиеся к проектам специальных технических регламентов, разрабатываются с учетом обеспечения необходимого общего уровня безопасности во всех отраслях и сферах деятельности, к которым относятся их предметные области, а также с учетом факторов, перечисленных в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций. При этом необходимо иметь в виду положение статьи 8 Закона, в соответствии с которым специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

8. При подготовке предложений по уточнению Программы в целях недопущения снижения достигнутого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности рекомендуется систематизировать нормативные правовые акты и другие соответствующие документы, которые действуют в части требований безопасности согласно п.1 ст.46 Закона, а затем провести мониторинг и целевой системный анализ содержащихся в них требований.

9. На основе результатов анализа данных мониторинга рекомендуется:

1) определить обеспечиваемый действующими требованиями уровень безопасности ОТР в каждой отрасли или сфере деятельности;

2) сравнить реализуемый в отраслях и сферах деятельности уровень безопасности с международно признанными нормами и правилами.

Выполнение рекомендаций подпунктов 1 и 2 позволит определить уровень отсчета, который может быть взят за основу для дальнейшей работы по формированию и уточнению Программы.

10. Предложения для внесения в Программу разрабатываются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 года N 1511-р и с учетом положений пункта 1 статьи 7 Закона, устанавливающего, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда определяют минимально необходимые требования, обеспечивающие:

1. безопасность излучений;

2. биологическую безопасность;

3. взрывобезопасность;

4. механическую безопасность;

5. пожарную безопасность;

6. промышленную безопасность;

7. термическую безопасность;

8. химическую безопасность;

9. электрическую безопасность;

10. ядерную и радиационную безопасность;

11. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

12. единство измерений.

     

     

III. Основные направления формирования предложений
 по уточнению Программы разработки технических регламентов

11. Формирование уточнений Программы осуществляется на основе многокритериальной оценки, учитывающей основные факторы, которые необходимо принимать во внимание, включая:

результаты оценки риска объектов технического регулирования;

установленные приоритеты экономического, политического и социального развития;

необходимость актуализации действующих требований безопасности;

интересы национальной экономики;

уровень развития материально-технической базы;

уровень научно-технического развития;

уровень гармонизации с международными нормами и правилами;

результаты мониторинга ежегодного уточнения Программы.

12. Приоритетность любого предложения с точки зрения использования при формировании или уточнении Программы рекомендуется определять на основе предлагаемой многокритериальной оценки, учитывающей набор основных факторов и условий, определяющих выбор (п.11). В случае наличия особых условий в какой-либо отрасли или сфере деятельности, указанный набор может быть расширен.

Формирование составляющих многокритериальной оценки рекомендуется начинать с определения опасности. В каждой отрасли или сфере деятельности все ОТР ранжируются по уровню опасности с учетом всех этапов своего жизненного цикла. Оценка риска осуществляется согласно Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

Ранжированные таким образом предметные области ОТР рекомендуется оценивать по набору основных факторов (п.11) с использованием общей многокритериальной оценки, приведенной в Методических рекомендациях по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Выбор такой оценки позволяет наиболее адекватно учесть при формировании предложений в Программу результаты разработки систем технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности.

13. Окончательное решение о включении того или иного проекта регламента в Программу принимается на основе сравнения общих оценок каждого предложения. Более детально проведение оценок по разным факторам рассматривается в разделах IV - XI настоящих Методических рекомендаций.

14. Решение задачи формирования предложений по уточнению Программы можно разделить на два этапа.

На первом этапе обеспечивается существующий уровень безопасности, который реализуется в настоящее время за счет учета всех требований, действующих согласно п.1 ст.46 Закона.

На втором этапе за счет актуализации существующих требований и реализации постоянно расширяющихся возможностей обеспечения безопасности, при каждом уточнении, повышается уже достигнутый уровень.

15. Для уточнения Программы рекомендуется рассматривать все объекты технического регулирования, которые представляют опасность в каждой отрасли или сфере деятельности, и ранжировать их по степени опасности. То есть объекты в отраслях или сферах деятельности распределяются по степени риска, которая характеризует их потенциальную опасность. Основой формирования предметных областей в отраслях и сферах деятельности служит анализ нормативный правовых актов и других документов, содержащих требования безопасности.

     

     

IV. Проведение оценки риска

     

16. Рекомендуемые подходы к определению риска подробно изложены в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

После проведения оценки риска для ОТР, от которых необходимо обеспечивать защиту и которые составляют предметные области будущих проектов регламентов, входящих во все отрасли и сферы деятельности, эти предметные области можно ранжировать по уровню их опасности.

17. Для проверки правильности сделанных теоретических оценок рекомендуется провести анализ статистики реальных проявлений всех опасных факторов, характерных для данного вида (типа) объектов технического регулирования и сравнить с полученными результатами.

     

     

V. Анализ статистических данных поведения
 потенциально опасных объектов

18. Для проведения анализа статистических данных о произошедших случаях реализации опасностей ОТР рекомендуется пользоваться отечественными и аналогичными зарубежными данными, которые соответствующим образом должны быть адаптированы к нашим условиям.

19. На основе обобщения статистических данных проводится уточненная оценка риска с помощью предложенной многокритериальной оценки (п.12 настоящих Методических рекомендаций).

20. В каждой отдельной отрасли или сфере деятельности можно выделить наборы ОТР, характеризуемые примерно одинаковой величиной риска. Кроме того, при формировании таких множеств рекомендуется учитывать, что они станут предметными областями проектов технических регламентов, поэтому целесообразно принимать во внимание и удобство пользования этими документами субъектами, которые должны выполнять устанавливаемые требования. Таким образом, получаем набор множеств ОТР, ранжированный по величине их потенциальной опасности внутри каждой отрасли или сфере деятельности.

21. Несмотря на важность обеспечения всех аспектов безопасности, определяющим для ОТР является их функциональное назначение. Это означает, что в процессе формирования предложений в Программу многие  существенные для определения приоритетности формируемых предложений факторы будут определяться экономическими, научно-техническими условиями, не зависящими прямо от решения задач безопасности, что тоже рекомендуется учитывать при осуществлении ежегодных уточнений Программы.

     

     

VI. Анализ прогнозов реализации опасностей
 объектов экономики

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»