ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2007 года N 27

Об утверждении Регламента проведения выборочного
обследования бюджетов домашних хозяйств



Федеральная служба государственной статистики

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и ввести его в действие с 1 апреля 2007 года.     

2. С введением в действие статистического инструментария, указанного в п.1 настоящего постановления, признать утратившими силу постановления Госкомстата России:

- от 23.12.96 N 147 в части утверждения Регламента проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств;

- от 10.04.97 N 21 в части утверждения Инструкции по организации и проведению обследования бюджетов домашних хозяйств.

Временно исполняющий
обязанности руководителя
К.Э.Лайкам

     

УТВЕРЖДЕН
постановлением Федеральной
службы государственной статистики
от 16 марта 2007 года N 27

     

РЕГЛАМЕНТ
проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств



Настоящим Регламентом устанавливается порядок организационно-методологического взаимодействия на всех уровнях проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств органами государственной статистики.

Общие положения обследования


Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральным перечнем (планом) статистических работ, ежегодно утверждаемым Росстатом по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Область изучения и распространения данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств определяется целями:

- получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен;

- получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни различных социально-экономических групп населения;

- обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу и охватывает 49175 домашних хозяйств. Объем выборки домашних хозяйств и план ее размещения устанавливается централизованно и утверждается приказом Росстата.

Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведении в домашнем хозяйстве записей о текущих расходах. Обследование строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств.

Раздел I. Распределение функций по уровням организации и проведения обследования


Организация и проведение обследования осуществляется на трех уровнях:

А. Федеральном Б. Региональном В. Полевом


Сроки и порядок проведения работ на всех уровнях регламентируются Федеральным перечнем (планом) статистических работ на текущий год, приказами, распоряжениями и указаниями Росстата.

Федеральный уровень обследования обеспечивает Росстат в лице специально создаваемого подразделения Управления статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств - отдела организации обследования бюджетов домашних хозяйств, а также отдела информационного обеспечения статистики уровня жизни населения, услуг и социальной сферы ГМЦ Росстата и отдела алгоритмизации и программирования НИПИстатинформа,

Функции названных подразделений Федерального уровня состоят в следующем:

1. Научно-методологическое и организационное руководство, разработка планов проведения работ и предложений по распределению объемов финансирования и технического обеспечения обследования на Региональном уровне;

2. Разработка научно обоснованной выборки домашних хозяйств на Федеральном и Региональном уровнях;

3. Разработка документов и методического сопровождения по сбору, обработке и хранению информации;

4. Разработка программного обеспечения для ввода, хранения, обработки и защите информации и доведение его до территориальных органов Росстата;

5. Обеспечение работ по доведению до Регионального уровня инструментария обследования в необходимых объемах.

В целях координации Федеральный уровень дополняется специально создаваемым Рабочим комитетом по обследованию, который формируется из числа руководителей подразделений, на которые возложены организация и проведение обследования (или отдельных его направлений) Федерального и Регионального уровней.

Функции Рабочего комитета по обследованию заключаются в следующем: .

- координация деятельности структур Федерального и Регионального уровней в организационно-методологических вопросах обследования;

- анализ хода работ по проведению обследования на Региональном уровне и определение способов решения возникающих проблем;

- рассмотрение и внесение предложений по проектам программы обследования и соответствующим работам Производственного плана Росстата;

- рассмотрение опыта практической работы и формирование на его основе предложений по совершенствованию (изменению) процедур сбора и обработки информации;

- определение задач и постановка проблем для решения на Федеральном уровне.

Деятельность Рабочего комитета по обследованию регламентируется соответствующим Положением, которое утверждается Руководителем Росстата.

На Региональном уровне деятельность по проведению обследования обеспечивается соответствующими подразделениями территориальных органов Росстата. Их функции сводятся к организации и управлению работами на Полевом уровне на основе общих организационно-методологических положений и осуществлению взаимодействия с Федеральным уровнем.

В круг обязанностей работников подразделений территориальных органов Росстата, ответственных за организацию и проведение обследования бюджетов домашних хозяйств, входят:

1. Подбор и обучение кадров для проведения работ на Региональном и Полевом уровнях, обеспечение взаимодействия с интервьюерами на регулярной основе;

2. Составление инструментария отбора домашних хозяйств и доведение его до Полевого уровня, обеспечение работ по ведению сети обследуемых домашних хозяйств в рамках общей концепции и схемы построения выборки;

3. Организация всех видов деятельности по сбору информации при обеспечении сроков, установленных Производственным планом Росстата на текущий год, и обеспечение мер по контролю за качеством и достоверностью итогов обследования на этапах сбора и обработки информации, включая проверки работы интервьюеров;

4. Обеспечение ввода, разработки и передачи итогов обследования на Федеральный уровень на основе единого программного обеспечения в сроки, установленные Производственным планом Росстата на текущий год; обеспечение хранения информации в установленном порядке и условий, гарантирующих конфиденциальность персонифицированных данных;

5. Подготовка аналитического и публикационного материала по итогам разработки данных обследования;

6. Проведение работ по связям с общественностью и мероприятий по разъяснению условий и порядка обследования среди населения.

В целях обеспечения мер по контролю за качеством и достоверностью итогов обследования на всех этапах сбора и обработки информации устанавливается следующая нагрузка по числу обследуемых домохозяйств на одного специалиста подразделения, занятого организацией и проведением обследования бюджетов домашних хозяйств на Региональном уровне: при плане обследования до 700 домашних хозяйств - не более 85 домохозяйств, при плане обследования 700-1000 домашних хозяйств - 90 домохозяйств, при плане обследования свыше 1000 домашних хозяйств - 95 домохозяйств.

Полевой уровень обследования бюджетов домашних хозяйств предусматривает осуществление деятельности по сбору информации от обследуемых домохозяйств и передачу ее на Региональный уровень.

Работы на Полевом уровне осуществляются экспедиционным способом и проводятся специально подготовленными работниками территориальных органов Росстата - специалистами по обследованию бюджетов домашних хозяйств (в дальнейшем - интервьюеры).

Основные функции интервьюера по реализации задач и целей обследования домашних хозяйств состоят в следующем:

1. Привлечение к обследованию домашних хозяйств в строгом соответствии с инструментарием отбора, подготовка отчета о результатах посещений домохозяйств на этапе формирования участка наблюдения, проведение текущих замен домашних хозяйств в случае отказов от участия в обследовании;

2. Планирование и регистрация посещений обследуемых домашних хозяйств и составление послеполевого отчета по форме, указанной в приложении N 3;

3. Сбор записей от обследуемых домашних хозяйств и проведение опросов в них по завершению квартала; проведение кодификации информации, содержащейся в бланках обследования и других мероприятий, предусмотренных на этапе предбазовой обработки данных; представление итогов обследования в сроки и порядке, устанавливаемые территориальным органом Росстата.

Нагрузка по числу обследуемых на одного интервьюера составляет в городских населенных пунктах - 30 домашних хозяйств, в сельских населенных пунктах - 25 домашних хозяйств, на интервьюера, обследующего домохозяйства малочисленных народов Севера, - 20 домашних хозяйств.

Для выполнения указанных функций интервьюер обязан:

- руководствоваться в работе настоящим Регламентом проведения выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств;

- владеть знаниями по основным законодательным решениям в области социальной политики;

- ежемесячно выполнять план обследования в соответствии с установленной процедурой сбора данных.

- своевременно обеспечивать домашние хозяйства инструментарием обследования для ведения ими записей согласно программе обследования;

- добиться доверия со стороны всех членов домохозяйства с целью обеспечения полноты и достоверности данных.

Конкретные обязанности интервьюера регламентируются соответствующими инструктивными материалами.

Интервьюеру запрещается:

- опрашивать домашнее хозяйство, если оно не представлено в выборке;

- оказывать влияние на содержание ответов опрашиваемого лица;

- разглашать ответы на вопросы и результаты обследования;

- вносить исправления в формы обследования без ведома членов обследуемого домашнего хозяйства.

Обработка данных для обследования бюджетов домашних хозяйств осуществляется исключительно для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного члена домохозяйства.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" статья 3 часть 1).

Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" статья 3 часть 8).

В целях обеспечения требований Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" интервьюеру строго запрещается производить в формах государственного статистического наблюдения для проведения обследования бюджетов домашних хозяйств записи, не предусмотренные программой обследования (адрес проживания и фамилии членов домохозяйства).

Работниками, получающими доступ к персональным данным в ходе сбора и уточнения информации в домохозяйствах, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" статья 3 часть 10).

Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Раздел II. Содержание и порядок реализации программы обследования


Программа обследования представлена инструментарием федерального государственного статистического наблюдения, который состоит из:

Дневника домохозяйства

- форма N 1-А

Журнала домохозяйства

- форма N 1-Б

Опросного листа по обследованию бюджетов домашних хозяйств (по квартальной программе опроса)

- форма N 1

Опросного листа по обследованию бюджетов домашних хозяйств (по годовой программе опроса)

- форма N 1-В

Порядка заполнения и представления квартальной формы федерального государственного статистического наблюдения N 1 "Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств";

Порядка заполнения и представления годовой формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-В "Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»