Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 28 мая 2007 года N 102


Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности
должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий,
предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 02.07.2007 N 01/6469-АБ
(Информация из Минюста России на 6 июля 2007 года).
______________________________________________________________

В целях организации и осуществления работы по реализации прав, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст.1), Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190), Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4110),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления.

2. Считать утратившими силу Методические рекомендации по организации деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 30 мая 2005 года N 62, и Общие рекомендации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по делам о нарушениях законодательства о банкротстве, направленные в территориальные органы письмом Федеральной регистрационной службы от 22 сентября 2006 года N 7-3302-СМ.

Директор
С.В.Васильев

        

     

Приложение
к приказу Федеральной
регистрационной службы
от 28 мая 2007 года N 102  

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации
 по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях

по процедурам банкротства и финансового оздоровления

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1), Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190), Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4110), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 марта 2005 года N 22 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2005 года, регистрационный N 6440).

1.2. Данный документ рекомендован для реализации должностными лицами Росрегистрации и ее территориальных органов (далее - должностные лица Росрегистрации) прав и полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) при рассмотрении обращений на действия (бездействие) арбитражных управляющих в процессе исполнения последними требований по осуществлению обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

2. Рекомендации по рассмотрению поступивших обращений

2.1. Предложения, заявления или жалобы на действия (бездействие) арбитражных управляющих подлежат рассмотрению должностными лицами Росрегистрации в соответствии с порядком, установленным действующими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Росрегистрации.

2.2. При получении должностным лицом Росрегистрации сообщения, не содержащего сведений о неправомерных действиях арбитражного управляющего, рекомендуется направлять указанное сообщение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (далее - СРО) для проведения проверки в порядке, установленном Правилами проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 366 (Собрание законодательства Российской Федерации, 30 июня 2003 года, N 26, ст.2663). В данном случае ответ заявителю дает СРО.

Если материалы направляются в СРО с контролем исполнения, то СРО дает ответ по результатам проверки в установленный законом срок заявителю и Росрегистрации.

2.3. В соответствии со статьей 28.3 Кодекса, уполномоченные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.12 Кодекса (фиктивное или преднамеренное банкротство), частями 1-3 статьи 14.13 Кодекса (неправомерные действия при банкротстве), статьей 14.23 Кодекса (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом), частью 1 статьи 19.4 Кодекса (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), частью 1 статьи 19.5 Кодекса (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), статьей 19.6 Кодекса (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), статьей 19.7 Кодекса (непредставление сведений (информации), в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

2.4. При получении сообщения, являющегося поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 28.1 Кодекса, и содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - сообщения и заявления собрания (комитета) кредиторов;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.23 Кодекса).

В том случае, если жалобы, сообщения и заявления о наличии в действиях арбитражного управляющего административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.23 Кодекса, поступили от физических и юридических лиц, а также содержались в сообщениях средств массовой информации, рекомендуется организовать проверку доводов, изложенных в этой жалобе, направить запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных Кодексом, запросить необходимые документы у арбитражного управляющего, в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий, или в арбитражном суде и по результатам проверки составить протокол об административном правонарушении либо вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 26.9 Кодекса поручения и запросы подлежат исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 указанной статьи Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

2.5. В соответствии со статьей 4.5 Кодекса срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) установлен один год со дня совершения правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Согласно пунктам 1-3 части 4 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении по процедурам банкротства и финансового оздоровления считается возбужденным с момента:

- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса, - доставление, изъятие документов;

- составления протокола об административном правонарушении;

- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса.

2.6. Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения, при наличии достаточных данных, указывающих на событие и состав административного правонарушения.

2.7. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, в соответствии с частью 2 статьи 28.5 Кодекса, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

При этом рекомендуется учитывать разъяснения, данные постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, по вопросу нарушения административным органом установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье.

2.8. В соответствии со статьей 25.5 Кодекса для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката подтверждаются удостоверением адвоката и ордером. Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении. Защитник, допущенный к участию в деле об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановления по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

3. Возбуждение дела и административное расследование

3.1. При наличии повода для возбуждения дела об административном правонарушении, но при необходимости производства экспертизы или совершения иных процессуальных действий, предусмотренных законом и требующих значительных временных затрат, в соответствии со статьей 28.7 Кодекса уполномоченным должностным лицом выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и административном расследовании.

При проведении административного расследования рекомендуется руководствоваться требованиями указанной статьи и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". С учетом положений абзаца второго подпункта "а" пункта 3 указанного постановления вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (статья 28.3 Кодекса), а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 Кодекса).

При этом рекомендуется учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 Кодекса.

Не рекомендуется возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 Кодекса.

3.2. Рекомендуется учитывать, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяет административное расследование как комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

В этой связи рекомендуется в ходе административного расследования осуществлять действия по сбору необходимых доказательств, в том числе путем проведения экспертизы, установления свидетелей, проживающих в другой местности, отбора их показаний, направления поручений и запросов в соответствующие территориальные органы, истребования сведений, необходимых для разрешения дела.

Таким образом, при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и административном расследовании, рекомендуется учитывать следующее:

необходимость истребования письменных доказательств по делу об административном правонарушении в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, уполномоченных органах, расположенных в иной местности;

истребование объяснений от свидетелей, проживающих в другой местности; установления места нахождения нарушителя и истребования от него письменных объяснений;

выполнение иных процессуальных действий, в том числе проведение экспертизы (почерковедческой), изъятие документов, доставление нарушителя для составления протокола об административном правонарушении и т.п.

3.3. В соответствии с частью 3 статьи 28.7 Кодекса в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, а также данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Обращаем внимание, что в определении рекомендуется перечислять конкретные действия, которые планируется выполнить в ходе расследования, а также указывать на выполнение иных процессуальных действий.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также иным участниками производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные главой 25 Кодекса, о чем делается запись в определении.

3.4. В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 Кодекса копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается заказным письмом с уведомлением о вручении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено.

3.5. Административное расследование в соответствии со статьей 28.7 Кодекса проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

4. Обстоятельства, подлежащие установлению,
в процессе административного расследования

4.1. На основании статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»