Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 апреля 2007 года N 261

О внесении дополнений в Квалификационный справочник
 должностей руководителей и специалистов организаций
 гражданской авиации

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 года N 32
____________________________________________________________________


В связи с уточнением характера выполняемых работ по отдельным должностям служащих

приказываю:


Внести дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, утвержденный постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 года N 29, согласно приложению.

Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.Зурабов

     

Приложение
к приказу
Минздравсоцразвития России
от 12 апреля 2007 года N 261

     
ДОПОЛНЕНИЯ
в Квалификационный справочник должностей руководителей
и специалистов организаций гражданской авиации
, утвержденный
постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 года N 29



1. Раздел II "Должности руководителей" дополнить:

1) после квалификационной характеристики должности "Главный специалист (по направлениям деятельности авиационно-технической базы)" квалификационной характеристикой должности "Главный специалист по авиационному и радиоэлектронному оборудованию", изложив ее в следующей редакции:

"Главный специалист по авиационному
и радиоэлектронному оборудованию


Должностные обязанности. Осуществляет техническое руководство и контроль за работой специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию. Анализирует причины отказов и неисправностей авиационного и радиоэлектронного оборудования, разрабатывает мероприятия по их предупреждению. Принимает меры по развитию производственной базы подразделений, обслуживающих авиационное и радиоэлектронное оборудование, оснащению их совершенным оборудованием, средствами диагностирования и наземного обслуживания, инструментом. Осуществляет мероприятия по сокращению продолжительности технического обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования и снижению его себестоимости, не ухудшающее качество технического обслуживания данного оборудования. Контролирует техническое состояние и качество обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования. Организует и контролирует производственную деятельность участка обработки и анализа полетной информации. Контролирует организацию учета и хранения аппаратуры опознавания, организацию и учет выполнения доработок авиационного и радиоэлектронного оборудования. Организует и контролирует проведение работ по метрологическому обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники. Организует своевременное изучение и исполнение требований руководящих документов по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования. Принимает меры по обеспечению безопасных условий труда специалистов. Руководит профессиональной подготовкой специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, утверждает рабочие программы по изучению этого оборудования, проверяет знание специалистами устройства и правил эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования, контролирует допуск специалистов к его обслуживанию. Организует проведение практических занятий и стажировок летного и технического составов авиационно-технической базы, производственной практики учащихся и стажировок преподавателей учебных заведений на авиационно-технической базе. Контролирует готовность технического состава к проведению практических занятий и стажировок с летным составом по изучению авиационного и радиоэлектронного оборудования. Принимает меры по оснащению технических классов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию учебными экспонатами, литературой. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по подготовке специалистов подразделений авиационно-технической базы, обслуживающих авиационное и радиоэлектронное оборудование, к освоению нового оборудования. Осуществляет инженерно-авиационное обеспечение проводимых эксплуатационных испытаний авиационного и радиоэлектронного оборудования. Проводит мероприятия, направленные на экономное расходование материально-технических средств и топливно-энергетических ресурсов, выделяемых для технического обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования. Отстраняет от выполнения производственного задания работников, показавших неудовлетворительные знания авиационного и радиоэлектронного оборудования, правил его технического обслуживания, нарушающих или не выполняющих эти правила. Не дает разрешение на использование неисправных и своевременно не проверенных средств диагностирования и наземного обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования, не имеющих сопроводительных документов, характеризующих их техническое состояние. Проводит организационные, учебные и методические мероприятия по вопросам эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы, касающиеся обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования; конструкцию и общие правила эксплуатации воздушного судна; задачи и функции подразделений организаций по техническому обслуживанию воздушных судов; устройство и правила эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования; эксплуатационную и ремонтную документацию авиационного и радиоэлектронного оборудования; организацию производственного процесса обслуживания авиационного и радиоэлектронного оборудования; порядок и методы технико-экономического и текущего производственного планирования; положения по оплате труда и формы материального стимулирования; передовой отечественный и зарубежный опыт в области эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов; принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов" или "техническая эксплуатация транспортного радиооборудования" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.";

2) после квалификационной характеристики должности "Начальник радиобюро (телеграфа) узла связи" квалификационной характеристикой должности "Начальник региональной поисково-спасательной базы", изложив ее в следующей редакции:

"Начальник региональной поисково-спасательной базы


Должностные обязанности. Руководит деятельностью региональной поисково-спасательной базы, организует круглосуточное дежурство спасательных парашютно-десантных групп. Участвует в организации и проведении поисково-спасательных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поисково-эвакуационных работ по поиску и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (за исключением космических объектов военного значения), поиска и эвакуации людей, терпящих бедствие при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Организует обучение членов спасательных парашютно-десантных групп и наземных и поисково-спасательных команд методам и способам проведения поиска, правилам доставки имущества и снаряжения к месту бедствия, навыкам десантирования грузов, в том числе с помощью парашютных систем, действиям в аварийных ситуациях в воздухе, правилам применения аварийно-спасательных средств при экстренной эвакуации пассажиров воздушных судов и выживанию их в экстремальных условиях. Организует проведение занятий и тренировок со спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами. Обеспечивает выполнение учебных прыжков с парашютами, подъемов и спусков на специальных устройствах с воздушных судов. Осуществляет взаимодействие с организациями, подведомственными другим федеральным органам исполнительной власти, по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ. Обеспечивает комплектование и содержание в постоянной готовности средств десантирования, поисково-спасательного оборудования и снаряжения. Оформляет заявки по материально-техническому снабжению региональной поисково-спасательной базы. Организует контроль за эксплуатационным и техническим обслуживанием бортовых и наземных аварийно-спасательных средств. Изучает и внедряет передовой опыт проведения поисково-спасательных работ. Участвует в разработке проектов документов по функционированию региональной поисково-спасательной базы. Участвует в приеме на работу, перемещении и увольнении работников региональной поисково-спасательной базы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы, регламентирующие поисково-спасательное обеспечение полетов; организацию и технологию процесса эксплуатации авиационной техники; перспективы технического, экономического и социального развития региональной поисково-спасательной базы; основные летно-технические характеристики и конструктивные особенности воздушных судов; технические данные и эксплуатационные характеристики поисковой и аварийно-спасательной техники; правила эксплуатации и хранения бортового аварийно-спасательного оборудования; правила проведения поисково-спасательных работ; порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (летное, техническое) образование и стаж работы в области поискового спасательного обеспечения полетов не менее 3 лет.";

3) после квалификационной характеристики должности "Начальник штаба авиационной безопасности (включая заместителей)" квалификационной характеристикой должности "Руководитель полетов", изложив ее в следующей редакции:

"Руководитель полетов


Должностные обязанности. Обеспечивает безопасность и экономичность полетов воздушных судов. Организует и контролирует управление движением воздушных судов, находящихся в зоне ответственности диспетчерских пунктов управления воздушным движением. Осуществляет взаимодействие с руководителями полетов смежных диспетчерских центров управления воздушным движением, органами управления полетами на запасных аэродромах, органами управления полетами гражданской авиации и авиации других ведомств. Контролирует соблюдение правил использования воздушного пространства. Координирует работу смен служб обеспечения полетов (планово-диспетчерской, аэродромной, эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, электросветотехнического обеспечения полетов, метеорологической, штурманской). Принимает решение о направлении воздушных судов на запасные аэродромы при невозможности посадки на аэродроме назначения, а также о начале, прекращении и возобновлении полетов на аэродроме. Изучает метеорологическую обстановку в районе аэродрома и районах запасных аэродромов. Получает информацию от предыдущей дежурной смены о воздушной, метеорологической обстановке; недостатках, имевших место при управлении воздушным движением. Изучает ограничения и запреты полетов на воздушных трассах, а также в районе аэродрома. Определяет после личного осмотра готовность аэродрома к приему и выпуску воздушных судов; готовность радиотехнических средств и средств связи, готовность взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов. Обеспечивает выполнение работниками требований, наставлений, инструкций, технологий работы и других документов, регламентирующих управление воздушного движения. Руководит работой дежурной смены управления воздушным движением. Изучает суточный план воздушного движения. Составляет план проведения инструктажа, проводит инструктаж и разбор работы личного состава диспетчерской смены с использованием средств объективного контроля и с привлечением работников других служб, обеспечивающих полеты. Контролирует готовность экипажей воздушных судов к полетам. Информирует в соответствии со схемой оповещения службы и органы управления воздушным движением о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Принимает меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья людей при возникновении таких ситуаций. При необходимости участвует в работе комиссий по расследованию случаев нарушения правил управления воздушным движением, разрабатывает мероприятия по их предотвращению, обеспечивает и контролирует их выполнение. Проводит в диспетчерской смене профессиональную учебу и изучение документов, регламентирующих управление воздушным движением. Систематически осуществляет проверку теоретических знаний и практических навыков работы подчиненных диспетчеров с использованием средств объективного контроля. Организует сбор информации и сохранение материалов средств объективного контроля, связанных с нарушением технологии и безопасности полетов. Обеспечивает обучение и стажировку вновь принятых на работу специалистов.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные и методические документы, регламентирующие организацию воздушного движения; технологию работы диспетчеров управления и планирования воздушного движения; положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации; положение об оперативных органах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации; летно-технические характеристики воздушных судов; порядок организации, планирования и обеспечения движения воздушных судов; самолетовождение; авиационную метеорологию; организацию связи; профессионально ориентированный английский язык; основы планирования, координирования и контроля воздушным движением на международных воздушных трассах; порядок взаимодействия с зарубежными центрами обслуживания воздушного движения; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет."

2. Раздел III "Должности специалистов" дополнить:

1) после квалификационной характеристики должности "Бортовой инженер-инструктор" квалификационной характеристикой должности "Ведущий инженер по эксплуатации воздушных судов", изложив ее в следующей редакции:

"Ведущий инженер по эксплуатации воздушных судов


Должностные обязанности. Разрабатывает мероприятия по обеспечению исправности авиационной техники, снижению простоев воздушных судов на техническом обслуживании, снижению издержек (материальных, финансовых, трудовых), не влекущих за собой снижения качества технического обслуживания воздушных судов. Обеспечивает высокое качество и конкурентоспособность авиационных технических услуг, соответствие их государственным сертификационным требованиям. Разрабатывает предложения по совершенствованию эксплуатационно-ремонтной документации, внедрению новых передовых форм и методов технического обслуживания воздушных судов. Участвует в облете воздушного судна и проверке работы его систем на борту. Выдает рекомендации экипажу в особых случаях полета воздушного судна. Составляет программы работ на повторные отказы авиационной техники. Осуществляет контроль за соблюдением конструкторской и технологической дисциплины при осуществлении технического обслуживания воздушного судна. Принимает участие в работе, касающейся вопросов патентно-изобретательской деятельности, унификации, стандартизации и сертификации технического обслуживания, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения. Принимает меры по совершенствованию организации труда и управления на основе внедрения новейших технических средств выполнения инженерных и управленческих работ. Организует обучение и повышение квалификации специалистов, стажировку летного персонала и специалистов.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; эксплуатационную документацию, регламенты технического обслуживания воздушных судов; организацию и технологию производственно-хозяйственного процесса эксплуатации авиационной техники; задачи и функции каждого подразделения организации по техническому обслуживанию; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; руководство по поиску и спасанию, наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и стаж работы по специальности не менее 3 лет.";

2) после квалификационной характеристики должности "Второй пилот" квалификационной характеристикой должности "Диспетчер", изложив ее в следующей редакции:

"Диспетчер


Должностные обязанности. Осуществляет с использованием вычислительной техники, средств коммуникаций и связи, оперативное регулирование хода производства подразделений авиапредприятия в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями. Контролирует обеспеченность подразделений авиапредприятия необходимыми материалами, запчастями воздушных судов, комплектующими изделиями, оборудованием. Обеспечивает соблюдение установленных норм технического обслуживания воздушных судов на участках и в цехах технического обслуживания. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода производства подразделений авиапредприятия, привлекая при необходимости соответствующие службы авиапредприятия. Осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления производством подразделений авиапредприятия. Ведет диспетчерский журнал, составляет отчеты и другую техническую диспетчерскую документацию. Участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений авиапредприятия.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, методические документы по вопросам производственного планирования и оперативного управления производством; организацию производственного планирования и диспетчерской деятельности на авиапредприятии; производственные мощности авиапредприятия и его подразделений; специализацию подразделений авиапредприятия и производственные связи между ними; номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ (услуг); организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на авиапредприятии; устройство, правила эксплуатации средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по оперативному регулированию процесса управления производства не менее 3 лет, в том числе на авиационном предприятии не менее 1 года.";

3) после квалификационной характеристики должности "Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта" квалификационной характеристикой должности "Диспетчер аэродромной службы", изложив ее в следующей редакции:

"Диспетчер аэродромной службы


Должностные обязанности. Координирует работу водителей аэродромных машин и аэродромных рабочих с целью своевременного выполнения работ по надлежащему содержанию территории и ремонту элементов летного поля аэродрома. Координирует работу водителей аэродромных машин при проведении аэродромных работ. Ведет учет работающих в смене аэродромных рабочих, водителей аэродромной техники в соответствии с табелем выделения машин и производит их перестановку с учетом производственной необходимости. Своевременно докладывает инженеру аэродромной службы о ходе выполненных работ по надлежащему содержанию и своевременному ремонту элементов летного поля. Ведет учет отработанного времени водителей аэродромной техники и аэродромных рабочих за смену. Ведет учет расхода горюче-смазочных материалов, пробега аэродромных машин и наработки моточасов. Своевременно передает начальнику смены аэродромной службы поступившую информацию. Принимает заявки на выполнение работ от служб авиапредприятия, сторонних организаций. Контролирует работу водителей аэродромных машин и аэродромных рабочих с использованием средств радиосвязи, местонахождение каждой спецмашины (механизма), производимые на территории аэродрома работы, а также состояние летного поля. Принимает срочные меры по оказанию технической помощи аэродромным машинам, требующим ремонта. Обеспечивает сохранность путевых листов и журналов учета. Осуществляет оперативную координацию производства аэродромных работ. Контролирует обеспеченность смены аэродромной службы необходимым спецтранспортом и погрузочно-разгрузочными средствами.

Должен знать: Трудовой кодекс Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность службы спецавтотранспорта и безопасность дорожного движения; технические характеристики эксплуатируемых средств спецавтотранспорта и его конструктивные особенности; основы пользования радиотехническими средствами связи; передовой опыт в области безопасного движения спецавтотранспорта на аэродроме; основы экономики, организации производства; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

4) после квалификационной характеристики должности "Диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки" квалификационными характеристиками должностей "Диспетчер по организации пассажирских, почтово-грузовых, международных авиационных перевозок (включая старшего)", "Диспетчер по претензионной работе (включая старшего)", изложив их в следующей редакции:

"Диспетчер по организации пассажирских, почтово-грузовых,
международных авиационных перевозок (включая старшего)


Должностные обязанности. Проверяет наличие и состояние технических средств и рабочей документации оперативной диспетчерской службы организации пассажирских перевозок. Анализирует информацию о рейсах воздушных судов, которые передаются для обслуживания предыдущей сменой, об особенностях обстановки на перроне и поступивших за смену указаний и распоряжений руководителя. Изучает планы прилета и вылета воздушных судов на сутки и их особенности. Контролирует прохождение медицинского контроля до начала работ грузчиками, водителями самоходных механизмов. Контролирует рейсы воздушных судов, обслуживаемые во время приема/передачи смены. Контролирует исправность эксплуатируемой техники. Принимает необходимые меры по своевременной отправке и получению багажа пассажирами. При повреждении или утрате багажа докладывает начальнику смены. При возникновении сбойных ситуаций участвует в организации обслуживания рейса, принимает меры для выполнения рейса. Организовывает проведение розыска багажа. Организовывает в процессе работы взаимодействие со смежными службами. По получении сводно-загрузочной ведомости инструктирует звеньевого грузчика об особенностях расположения коммерческой загрузки в воздушных судах, порученного ему для обработки рейса. Контролирует ведение служебных документов по учету багажа и объема выполненных работ. Проверяет правильность заполнения багажных ведомостей, актов учета дополнительных операций, нарядов на сдельную работу и подписывает их после проверки. Контролирует актирование поврежденного на транспортере багажа, пересчет мест багажа, опознание багажа пассажирами и другие случаи, предусмотренные технологией. При обнаружении поврежденного багажа на транспортере во время комплектации и при пересчете мест багажа в случае расхождения данных грузчика и диспетчера составляет акт установленной формы. Участвует в процедуре опознания багажа пассажирами. Контролирует удаление средств перронной механизации с места стоянки воздушных судов после окончания обслуживания воздушных судов. Анализирует информацию, содержащуюся в сводной загрузочной ведомости. Извещает руководство о ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, несчастных случаях, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении признаков острого профессионального заболевания (отравления). Проверяет техническое состояние оборудования, механизмов и приспособлений на рабочих местах и организовывает устранение недостатков в их работе. Оформляет наряды, допуски и другие специальные разрешения на работы. Непосредственно руководит работами повышенной опасности. Осуществляет организацию и контроль за работой диспетчеров и агентов участка регистрации вылетающих пассажиров. Ведет план-график вылета воздушных судов, уделяя особое внимание обслуживанию литерных рейсов воздушных судов и рейсов иностранных авиакомпаний. Контролирует ход регистрации пассажиров и их багажа, принимает необходимые меры по устранению недостатков по обслуживанию пассажиров. Своевременно рассматривает претензии. При необходимости готовит документы служебного расследования. Совместно со сменным заместителем начальника службы организации пассажирских перевозок и смежных служб решает вопросы отправки незабронированных пассажиров и сверхнормативного багажа, опаздывающих пассажиров; анализирует причины предпосылок и задержек вылетов воздушных судов и случаи нарушения технологий, происшедшие по вине личного состава службы, принимает меры по их предупреждению. Осуществляет разработку предложений по повышению качества обслуживания пассажиров. Встречает трансфертных и транзитных пассажиров и производит их оформление для дальнейшего продолжения полета. Контролирует ход регистрации и отправки трансфертных пассажиров и их багажа. Принимает необходимые меры по устранению всех недостатков в обслуживании пассажиров. Контролирует обработку поступающих телеграмм, передает их для исполнения, готовит ответы, ведет телеграфную переписку в пределах своей компетенции. В случае посадки воздушного судна на запасной аэродром устанавливают точные данные о количестве транзитных и трансфертных пассажиров воздушного судна. Организует по указанию сменного заместителя начальника службы организации пассажирских перевозок обслуживание пассажиров на запасном аэродроме. Организует размещение пассажиров в гостинице до момента их вылета. Участвует в служебном расследовании случаев задержек рейсов, жалоб пассажиров, имеющих отношение к работе подчиненной смены участка транзита.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»