Недействующий

     

Председатель
Федерации профсоюзов
рабочих и служащих
Вооруженных Сил России
Н.Калмыков
13.11.2007

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков
13.11.2007

     

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих
 Вооруженных Сил России и Министерством обороны
Российской Федерации на 2008-2010 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


I. Общие положения


Настоящее Отраслевое соглашение (далее именуется - Соглашение) заключено на основании Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ и Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочным представителем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - гражданский персонал) и работодателями, содержащий обязательства по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, занятости, социальных льгот и гарантий для гражданского персонала, работающего в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - воинские части, если иное не оговорено особо).

Сторонами Соглашения являются:

от гражданского персонала в лице их представителя - Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России (далее именуется - Федерация профсоюзов);

от работодателей в лице их представителя - Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Министерство обороны).

1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует до 31 декабря 2010 года (включительно).

По истечении указанного срока Соглашение действует до заключения нового Соглашения, изменения или дополнения действующего Соглашения.

2. Ни одна из сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.

3. Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его выполнением и подведения итогов, толкования и разъяснения его положений, а также рассмотрение конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагаются на Комиссию по решению социальных проблем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, созданную приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 года N 447 (далее - Комиссия).

Стороны обязуются не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения принятых на себя обязательств по Соглашению на заседании Комиссии.

4. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.

5. Соглашение распространяется на работодателей и весь гражданский персонал и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.

Условия коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

На гражданский персонал федеральных государственных унитарных предприятий распространяются нормативные предписания, предусмотренные настоящим Соглашением, за исключением норм, указанных в пунктах 19, 25, 42, 44-47, 49, 54-55 и 58, которые обеспечиваются за счет собственных средств этих предприятий.

На федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны распространяются только те положения Соглашения, которые не противоречат нормам, установленным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

6. Стороны Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении соглашений и коллективных договоров.

Работодатели при получении уведомления от центральных и территориальных профсоюзных органов, первичной организации профсоюзов о намерении заключить коллективный договор (соглашение) обязаны в семидневный срок вступить в переговоры и заключить его на согласованных сторонами условиях.

7. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала, применяются с момента вступления их в силу.

8. Положения, установленные Соглашением, обязательны для выполнения заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками Служб Министерства обороны, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации и всеми профсоюзами, входящими в Федерацию профсоюзов, их территориальными и первичными профсоюзными организациями.

9. В воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры заключаются с учетом настоящего Соглашения. При этом трудовые отношения, социальные льготы и гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

II. Совместные обязательства сторон

10. Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы взаимодействия и проведения согласованной социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности работы воинских частей в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала.

11. Стороны обязуются руководствоваться Соглашением, соблюдать все его условия, нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение или невыполнение его положений.

12. Министерство обороны и Федерация профсоюзов совместно решают общеотраслевые экономические и социальные проблемы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала. Изменения и дополнения в Соглашение производятся в порядке, установленном действующим законодательством.

13. Министерство обороны и Федерация профсоюзов в период действия Соглашения строго соблюдают установленный законодательством Российской Федерации порядок разрешения коллективных трудовых споров.

14. Соглашение в месячный срок со дня его уведомительной регистрации доводится до командиров (начальников) воинских частей, профсоюзных органов для выполнения принятых обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.

Министерство обороны рассматривает наиболее важные вопросы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала, на совместных совещаниях руководящего состава Министерства обороны, на Комиссии, военных советах, исполкомах Федерации профсоюзов и соответствующих профсоюзных органов.

Должностные лица Министерства обороны при проведении ревизий и проверок воинских частей и организаций и по результатам проверки вопросов трудового законодательства, оплаты и охраны труда, выполнения условий коллективных договоров и соглашений проводят встречи с представителями профсоюзных организаций. Представители профсоюзных организаций оказывают всяческую помощь в проведении указанных мероприятий.

III. Обязательства Министерства обороны Российской Федерации
(работодателя)

     

В области производственно-экономической деятельности

15. Создает оптимальную структуру федеральных государственных унитарных предприятий и оказывает помощь в их развитии.

16. Создает оптимальную структуру научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских бюро, проводит работу по переводу их на сметно-бюджетное финансирование, обеспечивает их заказами и финансированием, осуществляет контроль за их деятельностью.

17. Руководители федеральных государственных унитарных предприятий совместно с соответствующими выборными профсоюзными органами при заключении коллективных договоров и соглашений могут предусматривать дополнительные (по сравнению с установленными настоящим Соглашением) социальные льготы и гарантии для гражданского персонала в соответствии с действующим законодательством при наличии соответствующих денежных средств на эти цели.

В области занятости и переподготовки кадров

18. В целях смягчения негативных последствий от сокращения численности или штата работников осуществляет эти мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов воинских частей, а именно:

укомплектования свободных рабочих мест (с согласия работника);

упреждающей переподготовки кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели, перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в другие воинские части;

использования других методов обеспечения занятости, предусмотренных действующим законодательством.

19. Федерация профсоюзов и Министерство обороны устанавливают следующие критерии массового увольнения гражданского персонала:

при ликвидации воинской части с численностью работающих 15 и более человек;

при сокращении численности или штата гражданского персонала воинской части:

50 человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней.

20. Командиры (начальники) воинских частей:

при ликвидации (передислокации) и реорганизации воинских частей, полной или частичной приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности или штата работников, изменении существенных условий трудового договора по инициативе работодателя информируют в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий выборный профсоюзный орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в случае массового увольнения гражданского персонала - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Проводят с выборным профсоюзным органом переговоры о соблюдении прав и интересов гражданского персонала; оказывают содействие в трудоустройстве высвобождаемого гражданского персонала в воинских частях и организациях иных федеральных органов исполнительной власти, а также через органы службы занятости;

осуществляют увольнение лиц гражданского персонала, являющихся членами профсоюза, по пунктам 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа воинской части в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации;

предоставляют лицам гражданского персонала, уволенным по сокращению численности или штата работников, при прочих равных условиях, преимущественное право возвратиться на рабочее место при возникновении вакансий;

осуществляют меры по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения, повышению профессионального уровня, переподготовке кадров;

организуют взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в целях решения вопросов переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого гражданского персонала;

предоставляют высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством;

предоставляют гарантии и компенсации высвобождаемым федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

21. Федеральные государственные унитарные предприятия за счет собственных средств и на условиях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором, могут предусматривать дополнительные меры социальной защиты бывшим работникам.

В области трудовых отношений

22. Обеспечивает выполнение командирами (начальниками) воинских частей Трудового кодекса Российской Федерации, иных законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны.

Трудовые отношения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны регулируются законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

При нарушениях в воинских частях трудового законодательства Министерство обороны принимает меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

23. Обеспечивает реализацию положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации в части подготовки и представления в Правительство Российской Федерации и другие государственные органы проектов соответствующих правовых актов, направленных на усиление правовой защиты и улучшение социально-экономического положения гражданского персонала.

24. Обеспечивает своевременное разъяснение работникам правовых актов, содержащих нормы трудового права.

25. Командиры (начальники) воинских частей не допускают необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают включение в трудовые договоры условий, не ухудшающих положение гражданского персонала по сравнению с нормами, установленными действующим законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами и соглашениями.

26. Не привлекает лиц гражданского персонала без их согласия для выполнения работ, не обусловленных трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.

27. Обеспечивает в обязательном порядке включение представителя выборного профсоюзного органа воинской части в состав аттестационных комиссий при проведении аттестации лиц гражданского персонала, а также при сдаче ими государственного квалификационного экзамена.

28. В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации разрабатывает и принимает правовые акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права гражданского персонала, с учетом мнения Федерации профсоюзов, а командиры (начальники) воинских частей - соответствующего выборного профсоюзного органа.

29. Обеспечивает для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации:

нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, а для отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с действующим законодательством - сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в сельской местности, если меньшая продолжительность не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

приведение правовых актов Министерства обороны в соответствие с действующим законодательством;

строгое соблюдение порядка и условий привлечения гражданского персонала к сверхурочным работам, которые могут производиться с письменного согласия работника и с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа сверх нормальной продолжительности в учетном периоде считается сверхурочной;

оплату сверхурочных работ в размерах, предусмотренных коллективными договорами, но не ниже установленных статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации;

режим труда в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка исходя из особенностей и условий деятельности воинских частей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»