ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

     
от 25 мая 2007 года N АЦ/8325

     

[О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой
и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,
 специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа
на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
]



ФАС России направляет вам для использования в работе по осуществлению контроля в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами и методические рекомендации по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

А.Ю.Цариковский

     

     

Приложение

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии
при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

     

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и устанавливают организационные и правовые основы рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (далее - Заказчик) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (далее также - жалоба).

1.2. ФАС России и территориальные органы осуществляют рассмотрение жалоб, поданных участниками размещения заказов в соответствии с законодательством о размещении заказов, за исключением жалоб на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу.

     

2. Подведомственность жалобы

2.1. Центральный аппарат ФАС России (далее - ФАС России) рассматривает жалобы:

1) на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти;

2) на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона.

2.2. Территориальный орган ФАС России (далее - территориальный орган) рассматривает жалобы на действия (бездействие) Заказчика, находящегося на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа и совершенные при размещении заказа:

1) для федеральных нужд - территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;

2) для нужд субъекта Российской Федерации;

3) для муниципальных нужд.

2.3. В случае подачи участником размещения заказа в ФАС России жалобы, подлежащей в соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. В случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей в соответствии с пунктами 2.1 или 2.2 Рекомендаций рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.

При этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой не позднее следующего рабочего дня после дня поступления жалобы. Оригинал жалобы, а также все имеющиеся приложения направляются в ФАС России или соответствующий территориальный орган по почте.

Поступившая в ФАС России или территориальный орган по электронной почте или факсу копия жалобы, направленной по принадлежности, подлежит регистрации в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

2.4. В случае поступления жалобы на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа путем проведения совместных торгов, когда заказчики находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом, на территории которого в соответствии с извещением о проведении торгов и документацией о торгах производится процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах.

Территориальный орган, осуществляющий рассмотрение жалобы на действия (бездействие) Заказчика при проведении совместных торгов, обязан уведомить о принятии к рассмотрению жалобы все территориальные органы, на территории которых находятся заказчики таких торгов, а также о принятом по результатам рассмотрения жалобы решении. Указанные уведомления направляются по факсу (электронной почте), а также по почте в течение рабочего дня, следующего, соответственно, за днем поступления жалобы и днем принятия решения по такой жалобе.

2.5. ФАС России вправе принять к рассмотрению любую жалобу, подлежащую рассмотрению в территориальном органе. При этом территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и/или на адрес электронной почты, указанные в уведомлении. Оригинал жалобы направляется по почте.

2.6. В случае поступления в ФАС России или территориальный орган жалобы на действия (бездействие) Заказчика при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, соответственно ФАС России или территориальный орган не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, направляет такую жалобу по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу. Оригинал жалобы направляется по почте, а копия такой жалобы - по факсу либо электронной почте. В случаях если жалоба или приложения к ней имеют гриф секретности, то направление указанных документов должно осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.7. При передаче жалобы по подведомственности ФАС России или территориальный орган обязаны не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, сообщить заявителю по почте, а также по телефону либо факсу, электронной почте, указанным в жалобе, о принятом решении с обоснованием такого решения.

3. Предварительное рассмотрение жалобы

3.1. Жалоба подается в письменной форме, форме электронного документа или по факсу и должна содержать:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.

До дня окончания подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок жалобу может подать любое заинтересованное лицо. После вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, жалобу могут подавать только те участники размещения заказа, которыми были поданы заявки на участие в торгах, запросе котировок.

Участник размещения заказа, подавший жалобу, прилагает к жалобе документы, подтверждающие обоснованность своих доводов.

Жалоба подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. В случае если жалоба подписана единоличным исполнительным органом (руководителем организации, генеральным директором и т.д.) подтверждение его полномочий, в том числе представление учредительных документов, приказа о назначении на должность, не требуется.

3.2. При поступлении жалобы в ФАС России или территориальный орган такая жалоба регистрируется в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству, а также в отдельном журнале регистрации жалоб. В указанном журнале должны отображаться дата поступления жалобы, ее входящий номер, наименование заявителя и Заказчика, сведения о дате рассмотрения такой жалобы на комиссии по контролю в сфере размещения заказов, принятом решении, выданном предписании (предложении) либо сведения о направлении жалобы по принадлежности или ее возврате заявителю.

3.3. Поступившую жалобу необходимо проверить на соответствие требованиям, установленным Законом о размещении заказов, а также положениям пунктов 2.2-2.7 Рекомендаций.

3.4. Решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случае, если:

1) жалоба не содержит сведений, предусмотренных частью 1 статьи 58 Закона о размещении заказов;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, указанного в части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов;

4) жалоба на те же действия (бездействие) Заказчика принята к рассмотрению судом или по ней принято судебное решение;

5) жалоба подана с нарушением требований, предусмотренных частями 4 или 5 статьи 57 Закона о размещении заказов.

Отсутствие подтверждения полномочий единоличного исполнительного органа, подписавшего жалобу, не является основанием для ее возврата.

Решение о возвращении жалобы должно быть принято в срок не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы. При возвращении жалобы ФАС России либо территориальный орган обязаны сообщить участнику размещения заказа, подавшему такую жалобу, по факсу либо электронной почтой, а также по телефону и в письменной форме по почте о принятом решении, с указанием причин возвращения жалобы, и его праве на основании части 4 статьи 59 Закона о размещении заказов обжаловать решение о возвращении жалобы в судебном порядке.

3.5. В случае если жалоба подана с соблюдением требований Закона о размещении заказов и положений пунктов 2.2-2.7 Рекомендаций ее рассмотрение осуществляется на заседании Комиссии по контролю в сфере размещения заказов ФАС России или соответствующего территориального органа. При этом срок рассмотрения жалобы не должен превышать пять рабочих дней со дня ее поступления.

Если жалоба поступила в ФАС России или территориальный орган по подведомственности, то днем поступления жалобы считается не день ее поступления по подведомственности для рассмотрения по существу, а день ее поступления в ФАС России или соответствующий территориальный орган, в который такая жалоба изначально поступила от заявителя.

3.6. При принятии жалобы к рассмотрению в течение одного рабочего дня, следующего после дня поступления жалобы, необходимо направить всем заинтересованным участникам размещения заказа, о которых имеется информация, уведомления о содержании жалобы, а также сообщить участникам размещения заказа и Заказчику, действия (бездействие) которого обжалуется, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

Уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление. В уведомлении о рассмотрении жалобы указывается, что полномочия представителей участников размещения заказа и Заказчика при рассмотрении жалобы должны быть подтверждены соответствующими документами.

3.7. В уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом Заказчику, ФАС России (территориальный орган) устанавливает обязательное для исполнения требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу. В случае если жалоба не содержит указания на конкретные нарушения законодательства о размещении заказов, либо указанные в жалобе действия (бездействие) Заказчика уже рассматривались на комиссии по контролю в сфере размещения заказов, то ФАС России (территориальный орган) вправе не устанавливать требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу.

3.8. Участники размещения заказа, Заказчик вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу, либо направить своих представителей, при этом полномочия таких представителей должны быть подтверждены соответствующим образом (доверенность, учредительные документы, приказ о назначении на должность и т.п.).

4. Отзыв жалобы

4.1. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу такой жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) Заказчика.

4.2. ФАС России (территориальный орган) в течение двух рабочих дней со дня отзыва жалобы обязан направить по факсу и почтой уведомление об отзыве жалобы участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также Заказчику.

При этом в случае если в жалобе содержаться указания на действия (бездействие) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства о размещении заказов, указанные в пункте 7.1 Рекомендаций, ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов. В случае если в такой жалобе содержаться указания на действия (бездействие) Заказчика, содержащие признаки иных нарушений законодательства о размещении заказов, ФАС России (территориальный орган) вправе провести внеплановую проверку, предусмотренную частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.

5. Рассмотрение жалобы по существу

5.1. Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 01.09.2006 N 228 внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

Указанная проверка проводиться камерально. Комиссия осуществляет проверку соответствия всех действий (бездействия) Заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также извещения о проведении торгов, запроса котировок, документации о торгах, соответствующих протоколов, составленных в ходе размещения заказа, требованиям законодательства о размещении заказов.

5.2. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии представителей заявителя, Заказчика, заинтересованных лиц, а также представителей власти, СМИ, общественных организаций и иных лиц, при этом ведется аудиозапись заседания Комиссии. Аудиозапись заседания Комиссии хранится не менее одного года.

Комиссия при рассмотрении жалобы вправе привлекать экспертов для рассмотрения вопросов, возникающих при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, например, для оценки соответствия решения о допуске или отказе в допуске к участию в торгах требованиям Закона о размещении заказов, одноименности товаров, работ, услуг.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

5.3. В случае отсутствия на заседании Комиссии сторон (их представителей), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, Комиссия вправе рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Рассмотрение жалобы Комиссии на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в рассмотрении жалобы и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

В случае если стороны или одна из сторон не были уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы Комиссия принимает решение о переносе заседания Комиссии на более поздний срок. В случае отсутствия на заседании Комиссии представителей одной из сторон либо представителей обоих сторон, но при этом стороны были уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом Комиссия вправе принять решение о переносе заседания на более поздний срок.

При переносе срока рассмотрения жалобы должны быть учтены положения части 3 статьи 60 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти календарных дней со дня ее поступления. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение по ней, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо обеих сторон.

5.4. Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия представителей заявителя, Заказчика, заинтересованных участников размещения заказа, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия представителей не подтверждены должным образом, такие представители вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

5.5. Председатель Комиссии либо в отсутствии председателя его заместитель (далее - Председатель):

- открывает заседание Комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»