Недействующий

     

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 декабря 2008 года N 97

     

Об утверждении Концепции взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Следственного комитета Российской Федерации
от 11 августа 2011 года N 127

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктом 13 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 N 1004 "Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации", и во исполнение п.6 приказа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 12.02.2008 N 17 "О взаимодействии со средствами массовой информации"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации (далее - Концепция).

2. Руководителям главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет), следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органов Следственного комитета, в том числе военных следственных органов Следственного комитета, обеспечить реализацию положений настоящей Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Приказ направить руководителям главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата Следственного комитета, руководителям следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных следственных органов Следственного комитета, в том числе военных следственных органов Следственного комитета, которым ознакомить с его содержанием подчиненных работников.

Первый заместитель Генерального
прокурора Российской Федерации -
Председатель Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации
государственный советник юстиции 1 класса
А.И.Бастрыкин

 УТВЕРЖДЕНА
приказом Первого заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации -
Председателя Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации
от 1 декабря 2008 года N 97

     
Концепция
взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации



Социально-экономические и политические изменения, произошедшие за последние годы в стране и мире, оказали значительное влияние на сферу взаимодействия общества со средствами массовой информации (далее - СМИ). Общество становится более открытым, свободным и более ответственным. Важная роль в реализации этих демократических принципов принадлежит СМИ: печати, радио и телевидению. Они участвуют в социальном контроле за деятельностью органов государственной власти и управления, оказывают влияние на некоторые аспекты политики, формируют структуру и характер дебатов по самым важным вопросам общественной жизни, играют ключевую роль в формировании мировоззрения, общественного сознания и мнения людей, выступают гарантом демократических преобразований. Кроме того, являясь выразителем интересов общества и одним из главных каналов связи государства с его гражданами, СМИ призваны участвовать в воспитании правовой культуры населения, помогать формированию правовой позиции граждан и, таким образом, могут способствовать решению целого комплекса задач, стоящих перед Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет).

При этом Следственный комитет исходит из того, что деятельность его следственных органов, СМИ и иных институтов гражданского общества в информационной сфере должны определяться сбалансированностью взаимных интересов.

С учетом характера развития современных печатных и электронных СМИ, скорости распространения информации, вызывающей широкий общественный резонанс, интересы Следственного комитета по взаимодействию со СМИ заключаются:

- в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе о деятельности Следственного комитета, а также на использование такого рода информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности;

- в возможности уполномоченными работниками Следственного комитета через СМИ свободно доводить до широкой общественности мнение и взгляды Следственного комитета по актуальным вопросам развития уголовного судопроизводства и иным проблемам, затрагивающим законные права и интересы граждан;

- в объективном освещении деятельности следственных органов Следственного комитета, усиления его роли в работе по предупреждению преступлений, а также повышения доверия граждан к следствию;

- в соблюдении журналистами требований и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

- в реализации конституционных норм о нераспространении информации о частной жизни человека и гражданина, в том числе ставшей достоянием следствия или иного разбирательства без его согласия;

- в соблюдении интересов следствия и требований закона в вопросах освещения в СМИ сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

- в осуществлении контроля за соблюдением порядка освещения деятельности следственных органов Следственного комитета и ходе следствия в СМИ;

- в повышении эффективности взаимодействия Следственного комитета со СМИ.

Реализация этих интересов достигается:

а) совершенствованием процесса информационного обеспечения деятельности Следственного комитета;

б) информационной деятельностью Следственного комитета, которая связана со сбором, обработкой, хранением, поиском и распространением информации уполномоченными на это органами или должностными лицами следственных органов Следственного комитета;

в) осуществлением нормативно-правового регулирования взаимодействия следственных органов со СМИ.

1. Общие положения

1.1. Концепция взаимодействия Следственного комитета со СМИ представляет собой систему взглядов Следственного комитета относительно целей, задач, принципов, направлений взаимодействия следственных органов Следственного комитета со СМИ. Концепция исходит из необходимости принятия мер организационного, нормативно-правового, научно-методического и иного характера, направленных на выработку эффективных подходов к организации взаимодействия Следственного комитета со СМИ, способствующих максимальному использованию возможностей СМИ в интересах общества и деятельности Следственного комитета.

1.2. Взаимодействие следственных органов Следственного комитета со СМИ осуществляется на основе принципов гласности, законности, объективности, системности, оперативности и профессионализма.

Основными участниками данного взаимодействия являются: отдел взаимодействия со СМИ Следственного комитета; руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов; помощники руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов по работе со СМИ; другие уполномоченные работники Следственного комитета; представители СМИ.

1.3. Правовую основу взаимодействия Следственного комитета со СМИ составляют Конституция Российской Федерации, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Указ Президента РФ от 01.08.2007 N 1004 "Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации", законы Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне", от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, международные обязательства Российской Федерации, касающиеся вопросов информационной политики, а также нормативные правовые акты Следственного комитета.

1.4. Настоящая Концепция является основой:

- выработки единого подхода при организации и осуществлении взаимодействия со СМИ, а также при регламентации работы с информационными ресурсами следственных органов Следственного комитета;

. - подготовки предложений нормативно-правового, методического, научного и организационного характера, направленных на совершенствование и повышение эффективности информационной политики, проводимой Следственным комитетом, информационного сопровождения деятельности следственных органов Следственного комитета;

- развития сотрудничества с центральными, региональными и ведомственными СМИ;

- организации и осуществления комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера, призванных сформировать в обществе положительный образ следственных органов Следственного комитета;

- внедрения новых форм и методов анализа и использования информации о деятельности следственных органов Следственного комитета;

- организации практической работы по информационному обеспечению деятельности Следственного комитета.

1.5. Под информационной политикой Следственного комитета понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, научно-методического, издательского и иного характера, направленного на объективное освещение деятельности следственных органов Следственного комитета в СМИ, гармонизацию отношений следственных органов Следственного комитета и общества, разъяснение гражданам задач проводимой в государстве правовой реформы.

2. Цели и задачи взаимодействия Следственного комитета со СМИ

2.1. Главными целями взаимодействия Следственного комитета со СМИ являются:

- создание адаптированного к современным социальным условиям эффективного механизма взаимодействия следственных органов Следственного комитета со СМИ и общественными объединениями граждан, который будет способствовать формированию в обществе правового сознания и правового поведения и, как следствие, позволит снизить уровень преступности в стране;

- формирование позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью, чувства защищенности граждан от преступных посягательств, торжества законности и справедливости, высокого уровня доверия общества к следственным органам Следственного комитета и содействия в осуществлении возложенных на него функций.

2.2. Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи:

- сформировать и проводить согласованную информационную политику в целях объективного освещения в СМИ деятельности Следственного комитета;

- разработать критерии информационной открытости следственных органов Следственного комитета;

- активно участвовать в разработке новых организационных и правовых форм доступа СМИ и граждан к открытой информации о деятельности Следственного комитета;

- сформировать открытые информационные ресурсы, предоставляющие доступную и объективную информацию о деятельности следственных органов Следственного комитета, постоянно повышать эффективность их использования;

- организовать системное информационное освещение деятельности следственных органов Следственного комитета в центральных и региональных СМИ;

- организовать взаимодействие с аккредитованными в Российской Федерации представителями СМИ иностранных государств в целях информирования их граждан о деятельности Следственного комитета как новой самостоятельной правоохранительной структуры Российской Федерации, осуществляющей в рамках своей компетенции борьбу с преступностью, в том числе с транснациональной, терроризмом, убийствами, похищением людей, коррупцией, отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др., что будет способствовать укреплению международно-правового сотрудничества Следственного комитета с правоохранительными органами зарубежных государств;

- создать атмосферу творческого партнерства со СМИ при освещении деятельности следственных органов Следственного комитета;

- своевременно и объективно информировать через СМИ граждан о государственной политике в сфере уголовного судопроизводства, принимаемых Следственным комитетом мерах по повышению эффективности борьбы с преступностью, а также о повседневной деятельности следственных органов;

- сформировать в обществе положительный образ работников следственных органов Следственного комитета и повысить престиж следственной работы;

- незамедлительно реагировать в соответствии с действующим законодательством на материалы, содержащие недостоверные сведения о деятельности следственных органов Следственного комитета;

- создать в обществе посредством открытого и честного диалога со СМИ общественными организациями и объединениями граждан атмосферу доверия к деятельности следственных органов Следственного комитета, сформировать активную гражданскую позицию о необходимости содействия следствию в раскрытии преступлений;

- использовать возможности сети государственных образовательных и научных учреждений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников следственных органов, иных подразделений системы Следственного комитета, ответственных за взаимодействие со СМИ.

3. Основные направления взаимодействия Следственного комитета со СМИ

3.1. В области организации и управления:

- определение основных целей, задач и направлений взаимодействия Следственного комитета со СМИ;

- распределение функций и задач по организации взаимодействия со СМИ в следственных органах Следственного комитета;

- координация деятельности следственных органов Следственного комитета в вопросах организации взаимодействия со СМИ;

- совершенствование форм ведомственной статистической отчетности в целях обеспечения полноты и объективности при оценке и анализе результатов работы по информационному сопровождению деятельности следственных органов;

- популяризация СМИ, издаваемых и учрежденных Следственным комитетом.

3.2. В области практических мероприятий по организации взаимодействия со СМИ:

- налаживание деловых, конструктивных взаимоотношений со СМИ для эффективного решения задач, стоящих перед Следственным комитетом;

- активизация освещения в СМИ, в том числе в ведомственной печати, деятельности следственных органов Следственного комитета;

- совершенствование форм информирования населения о состоянии следственной работы, об эффективных формах организации следственной работы, о мерах по раскрытию преступлений, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел;

- обеспечение в установленном порядке аккредитации журналистов, освещающих вопросы права, правосудия и борьбы с преступностью, оказание содействия СМИ в ведении постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио;

- осуществление непрерывного мониторинга публикуемых в СМИ материалов, касающихся деятельности Следственного комитета;

- анализ динамики показателей общественного мнения ведущих социологических служб и компаний по ключевым вопросам деятельности следственных органов Следственного комитета;

- подготовка разъяснений по проблемным вопросам, возникающим при взаимодействии со СМИ, а также предоставление информации по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес;

- организация регулярных выступлений в СМИ руководителей и представителей следственных органов Следственного комитета, подготовка соответствующих видео-, фото-, аудио- и печатных материалов по актуальным вопросам деятельности Следственного комитета;

- проведение конференций, семинаров и совещаний с участием представителей СМИ, общественных организаций и объединений граждан по вопросам углубления их взаимодействия со следственными органами Следственного комитета в целях укрепления общественного порядка, предупреждения социальной и межнациональной напряженности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»