МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 июля 2009 года N 228

О мерах по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений

(с изменениями на 15 августа 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минюста России от 10 мая 2011 года N 144;

приказом Минюста России от 15 августа 2016 года N 183.

____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности и качества работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений при рассмотрении дел арбитражными судами, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, антимонопольными органами

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений (приложение N 1) и Форму представления предложений по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений (приложение N 2).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 10 мая 2011 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

2. Возложить обязанности по организации, координации, контролю и методическому обеспечению работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по вопросам:

федеральной государственной гражданской службы, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений - на Департамент государственной службы и кадров (Васягин В.П.);

государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - на Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.);

финансово-хозяйственной деятельности - на Департамент управления делами (Румянцев С.А.);

государственной регистрации некоммерческих организаций - на Департамент по делам некоммерческих организаций (Милушкин С.Ю.);

адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также деятельности государственных юридических бюро и судебно-экспертных учреждений Минюста России - на Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.);

деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации - на Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (Федоров А.М.);

деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб (за исключением методического обеспечения) - на Федеральную службу исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) и Федеральную службу судебных приставов (Парфенчиков А.О.);

иной деятельности - на соответствующие структурные подразделения Минюста России по поручению Министра юстиции Российской Федерации.

3. Возложить обязанности по организации, координации, контролю и методическому обеспечению работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных государственных учреждений при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства на Департамент управления делами (Румянцев С.А.).

4. Возложить обязанности по методическому обеспечению работы ФССП России и ФСИН России по защите интересов Минюста России на Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.) и Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.) соответственно.

5. Руководителям структурных подразделений Минюста России:

в соответствии с компетенцией организовать формирование соответствующих номенклатурных дел;

ежегодно до 1 марта представлять в Департамент организации и контроля аналитическую записку о состоянии работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений и предложения по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по форме, установленной в приложении N 2;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 10 мая 2011 года N 144; в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 15 августа 2016 года N 183. - См. предыдущую редакцию)

при проведении проверок территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и учреждений анализировать работу по судебной защите интересов Минюста России с отражением результатов в итоговых документах проверок.

6. Департаменту организации и контроля (Козленко Н.С.) осуществлять анализ и обобщение аналитических записок структурных подразделений Минюста России, по результатам которых ежегодно до 1 апреля представлять сводный отчет Министру юстиции Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 15 августа 2016 года N 183. - См. предыдущую редакцию)

7. Начальникам территориальных органов Минюста России, руководителям подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений:

ежегодно до 30 января представлять в структурные подразделения Минюста России в соответствии с их компетенцией информацию о состоянии работы по судебной защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, правоприменительной (в том числе судебной) практике, результатах рассмотрения частных определений суда, выявленных нарушениях с предложениями по устранению их причин и условий, а также о результатах работы по исполнению судебных решений и предписаний антимонопольных органов вместе с предложениями по совершенствованию работы по защите интересов Минюста России, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений по форме, установленной в приложении N 2.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 10 мая 2011 года N 144; в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 15 августа 2016 года N 183. - См. предыдущую редакцию)

8. Признать утратившим силу приказ Минюста России от 25.08.2005 N 140 "О мерах по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений в судах и арбитражных судах".

9. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра А.В.Федорова.

Министр
А.В.Коновалов

     

____________________________________________________________________

Приложение предыдущей редакции считается приложением N 1 настоящей редакции - приказом Минюста России от 10 мая 2011 года N 144.

____________________________________________________________________

Приложение N 1
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 24 июля 2009 года N 228

     

Инструкция об организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов Минюста России (далее - территориальные органы), подведомственных ему федеральных служб (далее - федеральные службы) и федеральных государственных учреждений (далее - учреждения).

2. Руководители структурных подразделений Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в соответствии с компетенцией:

организуют и осуществляют защиту интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в судах, а также при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

принимают в объеме предоставленных прав исчерпывающие меры для урегулирования спорных вопросов до рассмотрения в суде и антимонопольном органе;

осуществляют контроль за подготовкой к участию в судебных заседаниях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие), работников Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений;

обеспечивают участие надлежаще подготовленных сотрудников, государственных служащих, работников Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений в судебных заседаниях и при рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

принимают необходимые меры по обжалованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, судебных и иных актов, нарушающих интересы Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений;

разрешают вопросы по обеспечению исполнения судебных решений и предписаний антимонопольных органов, а также иные вопросы, связанные с защитой интересов Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений.

II. Порядок подготовки к судебному разбирательству (рассмотрению дела антимонопольным органом)

3. Представление интересов Минюста России обеспечивается сотрудниками, государственными служащими, работниками Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений на основании доверенности с подписью Министра юстиции Российской Федерации (далее - Министр), оформленной в установленном порядке.

4. Подготовка доверенностей на представление интересов Минюста России в судах и антимонопольных органах осуществляется для сотрудников, государственных служащих, работников:

Минюста России, территориальных органов и учреждений - структурным подразделением Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом судебного разбирательства (рассмотрения антимонопольным органом), на основании служебной записки его руководителя, согласованной с курирующим заместителем Министра;

ФСИН России - на основании служебной записки директора Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний, согласованной с курирующим заместителем Министра;

ФССП России - на основании служебной записки директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, согласованной с курирующим заместителем Министра.

5. В случае предъявления требований непосредственно к территориальному органу, федеральной службе или учреждению либо инициирования ими обращения в суд без привлечения Минюста России в качестве лица, участвующего в деле, доверенность подписывается начальником соответствующего территориального органа, директором федеральной службы, руководителем учреждения.

6. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию (рассмотрению дела антимонопольным органом) выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде (антимонопольном органе), изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению, собирает доказательства для обоснования и подготовки позиции (письменного отзыва) по делу.

III. Особенности организации работы по судебной защите интересов Минюста России в территориальных органах и учреждениях Минюста России

7. В случае рассмотрения дела судом (антимонопольным органом) с привлечением территориального органа, учреждения или их должностного лица без привлечения Минюста России начальник территориального органа (руководитель учреждения):

не позднее пятидневного срока со дня получения искового заявления (заявления), приказа антимонопольного органа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - приказ) направляет в структурное подразделение Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом разбирательства в суде или антимонопольном органе, копии искового заявления (заявления, приказа) и приложенных к нему документов, а также копии отзыва на исковое заявление (заявление) либо письменных пояснений по существу дела о нарушении антимонопольного законодательства;

в случае вынесения судом (антимонопольным органом) акта (предписания), не соответствующего интересам территориального органа (учреждения), в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимает необходимые меры к обжалованию (пересмотру) этого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (предписания антимонопольного органа (далее - предписание) - в суде). При нецелесообразности обжалования (пересмотра) судебного акта (предписания) заблаговременно, до истечения сроков, установленных для его обжалования (пересмотра), информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России с изложением доводов о нецелесообразности обжалования;

в случае подачи надзорной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации предварительно представляет проект жалобы (заявления) в соответствующее структурное подразделение Минюста России;

принимает исчерпывающие меры по компенсации (уменьшению) затрат территориального органа (учреждения) и устранению других негативных последствий (условий), связанных с исполнением судебного акта (предписания);

незамедлительно информирует Департамент государственной службы и кадров и Департамент управления делами о принятых судами решениях о восстановлении на службе (работе) уволенных государственных служащих, работников и присуждении им выплаты причитающегося денежного содержания (заработной платы) за время вынужденного прогула в целях принятия мер, направленных на обеспечение немедленного исполнения таких решений в соответствии с законодательством Российской Федерации, с направлением копий судебных актов, а при необходимости - других документов.

8. По делам, рассматриваемым судами по месту нахождения территориального органа (учреждения) с привлечением Минюста России, либо при необходимости заявления в Суд требования от имени Минюста России начальник территориального органа (руководитель учреждения):

информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России о привлечении к участию в деле Минюста России с предложением кандидатуры государственного служащего или работника, которому предлагается поручить представлять интересы Минюста России;

обеспечивает подготовку и направление в соответствующее структурное подразделение Минюста России предложений по формированию правовой позиции Минюста России по судебному спору, а также необходимых для защиты документов;

в трехдневный срок со дня принятия судебного акта, в том числе об отложении разбирательства дела, информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России о результатах рассмотрения дела судом (отложении разбирательства дела), направляет копии судебных актов после их получения, а по запросу соответствующего структурного подразделения Минюста России - также копии других документов, имеющих отношение к рассмотренным (рассматриваемым) судами делам;

в случае принятия судебного акта, не соответствующего интересам Минюста России (полностью или частично), в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимает необходимые меры к обжалованию (пересмотру) этого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При нецелесообразности обжалования (пересмотра) судебного акта заблаговременно, с учетом сроков, установленных для его обжалования (пересмотра), информирует соответствующее структурное подразделение Минюста России с изложением доводов о нецелесообразности такого обжалования;

направляет в соответствующее структурное подразделение Минюста России предложения о принятии в пределах предоставленных прав исчерпывающих мер по компенсации (уменьшению) затрат Минюста России, а также по устранению других негативных последствий, связанных с рассмотрением дела в суде (антимонопольном органе), принятием и исполнением судебного акта (предписания).

IV. Организация работы по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах

9. Представление в судах интересов Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) осуществляется сотрудниками, государственными служащими, работниками Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и учреждений на основании соответствующих документов, направляемых в Минюст России Аппаратом Правительства, а также поручений Председателя Правительства или его заместителей на основании доверенности с подписью Министра.

10. Кандидатуры сотрудников, государственных служащих, работников для представления интересов Правительства в судах и для оформления доверенностей представляются начальником территориального органа (директором федеральной службы, руководителем учреждения) в уполномоченное структурное подразделение Минюста России с указанием должности, фамилии, имени и отчества сотрудника, государственного служащего, работника, которому предлагается поручить представлять интересы Правительства, в сроки, обеспечивающие заблаговременное подписание доверенности и подготовку к судебному разбирательству.

11. Сотрудники, государственные служащие, работники территориальных органов, федеральных служб и учреждений, обеспечивающие в судах представление интересов Правительства:

не позднее двухдневного срока со дня принятия судебного акта информируют соответствующее структурное подразделение Минюста России о результатах рассмотрения дела в суде с последующим направлением копий судебных актов и других документов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»