Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 июня 2010 года N 649

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 072608.04 Художник росписи по ткани

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 671
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст.2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 072608.04 Художник росписи по ткани и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

________________

Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.7-31 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.     

Министр
А.Фурсенко

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 июля 2010 года,
регистрационный N 17994

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 649

     

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 072608.04 Художник росписи по ткани

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 072608.04 Художник росписи по ткани всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Художник росписи по ткани

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.

________________

ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: создание эскизов художественного оформления изделий, разработка их композиции и технологическое выполнение художественного оформления изделий разной степени сложности на различных материалах.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

текстильные ткани, изделия;

принадлежности для рисунка и живописи.

4.3. Обучающийся по профессии Художник росписи по ткани готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи.

4.3.2. Художественная роспись текстильных изделий.

4.3.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи.

ПК 1.1. Выбирать материалы для художественной росписи по ткани.

ПК 1.2. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций в росписи ткани.

ПК 1.3. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления текстильных изделий с использованием сведений из истории орнамента.

5.2.2. Художественная роспись текстильных изделий.

ПК 2.1. Осуществлять выбор красителей для художественной росписи тканей.

ПК 2.2. Составлять цветовые растворы из готовых красителей (2-3 цвета).

ПК 2.3. Производить художественную роспись текстильных изделий с использованием различных техник и приемов художественной росписи ткани.

5.2.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

ПК 3.1. Планировать производство товаров и услуг.

ПК 3.2. Обеспечивать условия для производства товаров и услуг.

ПК 3.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.

ПК 3.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.

ПК 3.5. Вести документацию установленного образца.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

     
Таблица 2

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки обучаю-
щегося

В т.ч. часов обяза-
тельных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды форми-
руемых компе-
тенций

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

1036

692

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

370

246

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ОП.01. История народных художественных промыслов в России

ОК 1-7
ПК 1.1-1.3

уметь:

определить вид и дать характеристику изделий народных художественных промыслов;

знать:

историю ремесел в России;

виды народных художественных промыслов и их национально-
культурные традиции и стилистические особенности;

технологию изготовления изделий народных художественных промыслов

уметь:

ОП.02. Основы деловой культуры

ОК 1-7
ПК 3.1-3.4

осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

принимать решения и отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

поддерживать деловую репутацию;

создавать и соблюдать имидж делового человека;

организовывать рабочее место;

знать:

правила делового общения;

этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическу, макияж, аксессуары и др.;

правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

уметь:

ОП.03. Правовое обеспечение

ОК 1-7
ПК 3.1-3.4

использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;

профессиональной и предприниматель-
ской деятельности

защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;

определять конкурентные преимущества организации;

вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;

составлять бизнес-план организации малого бизнеса;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

характеристики организаций различных организационно-
правовых форм;

порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;

требования к бизнес-планам

уметь:

ОП.04. Основы дизайна и

ОК 1-7
ПК 1.1-1.3

различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;

композиции

ПК 2.1-2.3

создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;

использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;

выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;

выдерживать соотношение размеров;

соблюдать закономерности соподчинения элементов;

знать:

основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;

принципы и законы композиции;

средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;

специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактура и текстура материалов и др.;

принципы создания симметричных и асимметричных композиций;

основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;

ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;

свойства теплых и холодных тонов;

особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации

уметь:

32

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-7
ПК 1.1-1.3

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

ПК 2.1-2.3 ПК 3.1-3.5

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

П.00

Профессиональный цикл

666

446

ПМ.00

Профессиональные модули

666

446

ПМ.01

Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи

МДК.01.01. Разработка эскизов орнаментального оформления

ОК 1-7
ПК 1.1-1.3

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

текстильных изделий

иметь практический опыт:

разработки вариантов декоративного оформления тканей, изделий;

уметь:

использовать сведения из истории орнамента при разработке эскизов орнаментального оформления текстильных изделий;

применять материалы и принадлежности для рисунка и живописи;

знать:

своеобразие орнамента разных исторических периодов, использование растительных и природных мотивов, геометрических форм и др. декоративных элементов для построения орнаментальных композиций;

материалы и принадлежности для выполнения работ по рисунку и живописи; их назначение и правила пользования

ПМ.02

Художественная роспись текстильных изделий

МДК.02.01. Техника художественной росписи текстильных

ОК 1-7
ПК 2.1-2.3

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

изделий

иметь практический опыт:

художественной росписи текстильных изделий;

уметь:

владеть основами изобразительной грамоты; приемами и техникой рисунка и живописи;

воспроизводить реалистические формы, передавать пластику движений в изобразительном и профессиональном творчестве;

знать:

основы композиции, принципы композиционного построения изображения, особенности композиционного построения изображения для художественного оформления текстильных изделий;

сведения из истории рисунка и живописи

ПМ.03

Ведение индивидуальной трудовой деятельности

МДК.03.01. Индивидуальное пред-

ОК 1-7
ПК 3.1-3.5

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

принимательство

иметь практический опыт:

оформления документации;

принятия хозяйственных решений;

уметь:

готовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

вести бухгалтерский учет и отчетность;

выбирать режим уплаты налогов;

вести отчетность установленной формы;

анализировать состояние рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности;

планировать объем и ассортимент выпускаемой продукции и услуг;

вести учет;

рассчитывать прибыль и убытки по результатам индивидуальной трудовой деятельности;

знать:

правовые основы индивидуального предпринимательства;

соотношение финансов индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

сущность и содержание бухгалтерского дела;

основные правила и методы ведения бухгалтерского учета;

виды бухгалтерских счетов;

учет движения денежных средств;

экономическую сущность налогов, их функции;

принципы и методы налогообложения;

основы налогового законодательства Российской Федерации;

аудит активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов;

упрощенный порядок ведения учета;

экономическую сущность налогов, их функции;

режимы уплаты налогов;

порядок оформления кредитов;

методы подсчета прибыли и убытков;

ассортимент выпускаемой продукции и услуг

ФК.00

Физическая культура

96

48

ОК 2
ОК 3

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

ОК 6
ОК 7

уметь:

использовать физкультурно-
оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Вариативная часть циклов ОПОП
(определяется образовательным учреждением)

260

172

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1296

864

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

15 нед.

540

ОК 1-7
ПК 1.1-1.3

ПП.00

Производственная практика

ПК 2.1-2.3 ПК 3.1-3.5

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»