ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2010 года N РЦ.08.10.09

     

[О нарушении законодательства о рекламе]



Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;

Члены Комиссии:

Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Василенкова И.И. - заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Сенотов А.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело N РЦ.08.10.09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в виде рекламных листовок под названием "Прионные заболевания" на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году рекламы лекарственного средства "Церебролизин",

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

EBEWE Pharma Ges.m.b.H.Nfg.KG (Mondseestrasse 11, 4866 Unterach, Austria) - Бойченко Т.А. (доверенность N б/н от 17 мая 2010 года);

Московское представительство фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" (ул.Бутырский вал, д.68/70, стр.1, г.Москва, 127055) - Бойченко Т.А. (доверенность N б/н от 17 мая 2010 года),

заявителя:

ООО "Герофарм" (ул.Академика Павлова, д.5в, бизнес-центр "River House", г.Санкт-Петербург, 197022, ИНН 7826043970, ОГРН 1027810343417) - Ахантьева А.Р. (доверенность N 360 от 13.04.2010), Комарова М.В. (доверенность N 361 от 13.04.2010);

установила:

В ФАС России поступило заявление ООО "Герофарм" с указанием на признаки нарушения законодательства о рекламе в рекламе лекарственного средства "Церебролизин", распространявшейся в виде рекламных листовок под названием "Прионные заболевания" на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году (далее - реклама лекарства "Церебролизин").

В рекламе сообщались история и этиология прионных заболеваний, а также информация о свойствах прионных заболеваний, их переносчиках. Сообщается, что "человек подвергается наибольшей опасности быть зараженным при имплантации тканей, применении препаратов из мозга или крови зараженных животных, либо при недостаточном обеззараживании хирургических инструментов", а также указано, что человек подвергается наибольшей опасности быть зараженным при применении препаратов из мозга или крови зараженных животных ("первая категория опасности: лекарства, полученные из мозга коров и телят, глазного яблока, печени"). При этом сообщается, что лекарственное средство "Церебролизин" "производится из мозга молодых свиней и является абсолютно безопасным".

Таким образом, в рекламе лекарства "Церебролизин" идет сравнение лекарственного средства "Церебролизин", произведенного из мозга молодых свиней, с другими лекарственными средствами, произведенными из мозга коров и телят, их глазного яблока, печени. При этом "Церебролизин" назван безопасным средством, тогда как указывается, что лекарства, полученные из мозга коров и телят, их глазных яблок, печени являются небезопасными, поскольку входят в первую категорию опасности заражения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Из устных и письменных объяснений заявителя следует, что случаев заражения прионными заболеваниями через лекарственные средства, полученные из мозга коров и телят, их глазных яблок, печени, в мире обнаружено не было. Московское представительство фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" данные обстоятельства не отрицало.

Таким образом, в рекламе имеет место некорректность сравнения лекарственных средств, полученных из мозга коров и телят, их глазных яблок, печени, и лекарственного средства "Церебролизин", в результате которого создается впечатление, что любое лекарственное средство, полученное из мозга коров и телят, их глазных яблок, печени, опасно и может привести к заражению прионными заболеваниями.

Соответственно, реклама лекарственного средства "Церебролизин" под названием "Прионные заболевания", распространявшаяся в виде рекламных листовок на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году, содержит нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Довод представителей фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" о том, что в указанной рекламе отсутствует сравнение лекарственных средств, несостоятелен, поскольку сравнение в рекламе лекарственного средства "Церебролизин" очевидно.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Реклама лекарственного средства "Церебролизин" содержит выражение "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза", что свидетельствует о гарантии безопасности данного средства.

Учитывая изложенное, реклама лекарственного средства "Церебролизин" с выражением "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза", распространявшейся в виде рекламных листовок на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году, содержит нарушение пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 5 и статьей 24 Федерального закона "О рекламе".

Рекламодателем указанной рекламы является Московское представительство фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" (ул.Бутырский вал, д.68/70, стр.1, г.Москва, 127055).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 8 части 1 статьи 24, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства "Церебролизин" с выражением "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза", распространявшейся в виде рекламных листовок на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в рекламе содержится некорректное сравнение лекарственного средства "Церебролизин" с лекарственными средствами, полученными из мозга коров и телят, их глазных яблок, печени.

2. Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства "Церебролизин" с выражением "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза", распространявшейся в виде рекламных листовок на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а именно, реклама лекарственного средства "Церебролизин" гарантирует безопасность этого средства.

3. Выдать Московскому представительству фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в рекламе лекарственного средства "Церебролизин" с выражением "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза".

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - Московского представительства фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ".

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии
Н.Н.Карташов
Т.Е.Никитина
И.И.Василенкова
А.С.Сенотов

    

 
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N РЦ.08.10.09 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

от 25 мая 2010 года



Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;

Члены Комиссии:

Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Никитина Т.Е. - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Василенкова И.И. - заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Сенотов А.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании своего решения от 25 мая 2010 года по делу N РЦ.08.10.09 о признании ненадлежащей рекламы лекарственного средства "Церебролизин", распространявшейся в виде рекламных листовок под названием "Прионные заболевания" на Всероссийской юбилейной научно-практической конференции "Актуальные проблемы клинической неврологии" 29-30 сентября 2009 года в СПб МАПО, а также врачам поликлиник и стационаров в рамках визитов медицинских представителей в 2009 году, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. Московскому представительству фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" (ул.Бутырский вал, д.68/70, стр.1, г.Москва, 127055) прекратить распространение рекламы лекарственного средства "Церебролизин" с выражением "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза", в которой содержится некорректное сравнение лекарственного средства "Церебролизин" с лекарственными средствами, полученными из мозга коров и телят, их глазных яблок, печени, нарушающей требования пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

2. Московскому представительству фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" (ул.Бутырский вал, д.68/70, стр.1, г.Москва, 127055) прекратить распространение рекламы лекарственного средства "Церебролизин" с выражением "Абсолютно безопасный препарат с эффектом естественного фактора роста нейронов, действующий комплексно при заболеваниях ЦНС любого генеза", в которой содержится гарантия абсолютной безопасности препарата "Церебролизин", нарушающей требования пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

3. Московское представительство фирмы "ЭБЕВЕ Фарма Гес.м.б.Х.Нфг.КГ" представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июля 2010 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии
Н.Н.Карташов
Т.Е.Никитина
И.И.Василенкова
А.С.Сенотов

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Федеральной
антимонопольной службы
www.fas.gov.ru
по состоянию на 24.08.2011

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»