Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 1997 года N 716


Об утверждении Положения об осуществлении
государственного контроля за использованием и
охраной водных объектов

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2007 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 2006 года N 801

____________________________________________________________________


В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
 В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июня 1997 года N 716


ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении государственного контроля
за использованием и охраной водных объектов

1. Настоящее Положение в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации определяет порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

2. Задачей государственного контроля за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства Российской Федерации.

3. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных объектов непосредственно либо через свои структурные подразделения: подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов (бассейновых органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органов управления, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее именуются - органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации).

5. Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации осуществляют государственный контроль за:

соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации, стандартов, нормативов, правил и иных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей водными объектами при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной водных объектов, в том числе внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

соблюдением субъектами Российской Федерации установленных им лимитов водопотребления и водоотведения по водным объектам;

соблюдением установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование водными объектами и заключения договоров пользования водными объектами, своевременной и правильной государственной регистрацией лицензий и договоров на пользование водными объектами;

выполнением водопользователями условий и требований лицензий и договоров на пользование водными объектами и соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения по водным объектам, установленных субъектами Российской Федерации;

соблюдением установленного законодательством порядка ведения государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод в части использования и охраны водных объектов;

соблюдением порядка ведения водопользователями и водопотребителями первичного учета использования вод по количественным и качественным показателям; наличием, состоянием и соблюдением установленных сроков государственной аттестации контрольно-измерительного оборудования и аппаратуры по определению количественных и качественных характеристик сточных вод;

реализацией мероприятий федеральных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

соблюдением порядка установления границ прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов, прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также режима использования их территорий;

соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации при перераспределении водных ресурсов водных объектов;

состоянием и эксплуатацией всех видов транспорта, применяемого при использовании и охране водных объектов, в части соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации по предотвращению загрязнения водных объектов;

состоянием особо охраняемых водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения, трансграничных водных объектов (вод);

выполнением требований международных договоров, межгосударственных целевых программ в части использования и охраны трансграничных водных объектов (вод) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

наличием утвержденной в установленном порядке проектной документации и соответствием ей строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов отраслей экономики и иной деятельности, связанной с использованием и охраной водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос;

соблюдением требований при объявлении водных объектов или их частей зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий;

соблюдением нормативных показателей и требований, исключающих загрязнение водных объектов сбросами сточных вод и отходов с очистных сооружений, устройств и от других источников;

наличием водоохранных сооружений на промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся в пределах водоохранных зон водных объектов, а также наличием средств сбора, приема и очистки бытовых и нефтесодержащих вод на судах и в портах;

недопущением самовольного использования водных объектов, самовольной застройки территорий водоохранных зон водных объектов;

соблюдением иных требований водного законодательства Российской Федерации.

6. Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации совместно с органами государственного геологического контроля этого Министерства и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляют государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами Федерального горного и промышленного надзора России - водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.

7. Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных объектов во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции по вопросам:

проведения единой научно-технической политики при формировании нормативно-методической базы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, соблюдения требований охраны окружающей среды при использовании водных объектов и требований, установленных законодательством, при проведении мониторинга источников загрязнения водных объектов - с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды;

установления границ прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов в соответствии с водным законодательством Российской Федерации, соблюдения юридическими и физическими лицами установленного режима использования земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, выполнения установленного порядка предоставления земельных участков в водоохранных зонах - с Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству;

соблюдения установленного порядка предоставления в пользование лесов водоохранных зон водных объектов, режима использования и охраны лесов водоохранных зон водных объектов и прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации - с Федеральной службой лесного хозяйства России;

ведения государственного учета вод, государственного водного кадастра в части поверхностных вод, соблюдения требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния поверхностных вод суши и морских вод, выполняемых организациями независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, - с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

соблюдения требований законодательных и иных нормативных актов при использовании водных объектов для хозяйственно-питьевого водоснабжения, их санитарного состояния и установления зон санитарной охраны - с Министерством здравоохранения Российской Федерации;

соблюдения установленного законодательством порядка при использовании водных объектов и их дна для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений, прокладки трубопроводов, взрывных и иных работ - с Федеральным горным и промышленным надзором России;

соблюдения гражданами и юридическими лицами требований по осуществлению мероприятий, обеспечивающих охрану рыбных запасов и условий для их воспроизводства при строительстве, реконструкции и эксплуатации различных объектов, гидротехнических и других сооружений, проведении работ на водных объектах рыбохозяйственного значения, в их прибрежных полосах и водоохранных зонах; расследования фактов гибели рыбы и других водных биологических ресурсов, организации специальных попусков воды в низовья рек - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование использования, охрану и воспроизводство водных биологических ресурсов.

Взаимодействие указанных органов при организации и проведении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов при необходимости регулируется соглашением между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

8. Организационно-техническое обеспечение отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов осуществляется соответствующими территориальными органами государственного управления использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

9. Министр природных ресурсов Российской Федерации одновременно по должности является главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов.

Заместитель Министра и руководитель подразделения центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности являются заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов.

Заместитель руководителя подразделения центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации, ведающего вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности является старшим государственным инспектором Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов;

начальник отдела и главные специалисты подразделения центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации, ведающего вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов;

руководители территориальных органов государственного управления использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации одновременно по должности являются главными государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов, а руководители отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов этих органов соответственно - заместителями главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю за использованием и охраной водных объектов;

заместители руководителей отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов государственного управления использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, главные и ведущие специалисты этих отделов одновременно по должности являются государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов.

Функциональные обязанности и права должностных лиц по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов устанавливаются Министром природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением.

10. Государственным инспекторам по контролю за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации выдаются служебные удостоверения установленного образца. Форма служебных удостоверений и порядок их выдачи устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

11. Государственные инспекторы по контролю за использованием и охраной водных объектов при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов имеют право:

посещать без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, являющиеся водопользователями и водопотребителями, а также при необходимости военные, оборонные и другие специальные объекты с учетом установленного режима их посещения;

давать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных в ходе проверок нарушений установленного режима пользования водными объектами и контролировать их исполнение в установленные сроки;

составлять по результатам проверок заключения (акты) с обязательным ознакомлением с ними водопользователей и водопотребителей;

осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс загрязняющих веществ или не принявшие необходимых мер по предотвращению загрязнения водных объектов;

уведомлять в письменной форме пользователей водных объектов и водоохранных зон и органы, выдавшие им лицензию на водопользование и заключившие договор пользования водными объектами, о результатах проверки, выявленных нарушениях условий водопользования, а также условий, устанавливающих размер и порядок внесения платежей за пользование водными объектами;

предъявлять организациям (в том числе режимным) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и физическим лицам требования по проведению соответствующих мероприятий по улучшению состояния, использования и охраны водных объектов и по организации контроля за сточными водами и их влиянием на водные объекты;

рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством;

проверять исполнение установленного порядка согласования мест строительства (размещения) хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

участвовать в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию производственных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские учреждения, лаборатории и другие организации для проведения соответствующих анализов и выдачи заключений при аварийных ситуациях, а также с согласия руководителей организаций привлекать специалистов для участия в работе;

получать безвозмездно от органов исполнительной власти и всех водопользователей информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач.

12. Главный государственный инспектор Российской Федерации, его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации, главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю за использованием и охраной водных объектов и их заместители имеют, кроме того, право:

ставить перед руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, а также передавать правоохранительным органам материалы для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении водного законодательства Российской Федерации, к уголовной ответственности;

прекращать в установленном законодательством порядке самовольное пользование водными объектами;

предъявлять юридическим и физическим лицам (в том числе иностранным) иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации и установленных условий водопользования;

вносить в установленном порядке предложения о приведении нормативных правовых и других актов субъектов Российской Федерации в соответствие с водным законодательством Российской Федерации;

вносить предложения об аннулировании лицензий при невыполнении водопользователями установленных условий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»