ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 1997 года N 124/916-II


О взаимодействии Центральной избирательной комиссии
Республики Тыва, избирательных комиссий Кировской
и Костромской областей с законодательными
(представительными) органами государственной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации
по разработке и совершенствованию законодательства
о выборах и референдумах

Ознакомившись с практикой Центральной избирательной комиссии Республики Тыва, избирательных комиссий Кировской и Костромской областей по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и совершенствовании законодательства о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что созданная в указанных субъектах Российской Федерации нормативная правовая база позволила в 1996-1997 годах успешно провести назначенные выборы, сформировать законодательные (представительные) органы государственной власти, избрать глав исполнительной власти, а в Кировской и Костромской областях - в основном завершить процесс формирования представительных органов местного самоуправления, избрания глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления.

Центральная избирательная комиссия Республики Тыва, избирательные комиссии Кировской и Костромской областей, имеющие в своем составе немало юристов, принимают участие в разработке избирательного законодательства, влияют на процесс обеспечения гарантий избирательных прав граждан и укрепления региональных избирательных систем в целом.

Плодотворно взаимодействует с областной Думой Избирательная комиссия Костромской области. Члены Комиссии с правом решающего голоса входят в состав областной Рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства, активно работают в комиссиях областной Думы, постоянно информируют депутатов о ходе избирательных кампаний и полученных в результате их анализа о выводах, в частности, о внесении изменений в действующие законы. Укреплению связей Избирательной комиссии с Костромской областной Думой способствовало наделение Комиссии правом законодательной инициативы по вопросам ее ведения.

В целях обеспечения соответствия законов о выборах и референдумах федеральному законодательству Центральная избирательная комиссия Республики Тыва, избирательные комиссии Кировской и Костромской областей направляют подготовленные в этих субъектах Российской Федерации законопроекты и принятые законы на правовую экспертизу в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а по получении заключений рассматривают их совместно с законодательными (представительными) органами государственной власти.

Вместе с тем взаимодействие Центральной избирательной комиссии Республики Тыва и Избирательной комиссии Кировской области с законодательными (представительными) органами государственной власти по совершенствованию регионального избирательного законодательства еще не в полной мере отвечает потребностям практики и не обеспечивает своевременное устранение несогласованности между федеральным и региональным законодательством о выборах и референдумах. В разработке законопроектов принимает участие узкий круг членов избирательных комиссий, к этому процессу практически не привлекаются работники прокуратуры и судов, органов юстиции, представители общественных объединений, не используется опыт избирательных комиссий других субъектов Российской Федерации.

Нормативная правовая база Республики Тыва до сих пор не приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства о выборах и референдумах.

Руководствуясь статьей 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить деятельность Избирательной комиссии Костромской области по взаимодействию с Костромской областной Думой в деле разработки и совершенствования законодательства о выборах и референдумах.

2. Оказать консультативную помощь Избирательной комиссии Костромской области в подготовке и внесении ею на рассмотрение Костромской областной Думы в порядке законодательной инициативы проекта избирательного кодекса Костромской области.

3. Центральной избирательной комиссии Республики Тыва активизировать сотрудничество соответственно с Верховным Хуралом (Парламентом) Республики, а Избирательной комиссии Кировской области - с Кировской областной Думой, особенно в области совершенствования нормативной правовой базы выборов и референдумов, укрепления гарантий избирательных прав граждан и обеспечения их соблюдения в ходе избирательных кампаний.

4. Просить Президента Республики Тыва, руководителей Верховного Хурала (Парламента) Республики рассмотреть с участием Избирательной комиссии Республики вопрос о соответствии республиканских законов о выборах и референдумах федеральному законодательству, внести в них необходимые изменения с соблюдением установленных парламентских процедур.

5. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации проанализировать на совещаниях и семинарах итоги прошедших выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления и согласовать с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти планы работ по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах.

В целях подготовки необходимых законопроектов создать совместные рабочие группы с привлечением в их состав членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, депутатов, специалистов и ученых, представителей общественных объединений, активнее использовать опыт законопроектных работ, накопленный в рамках деятельности межрегиональных ассоциаций субъектов Российской Федерации.

6. Предложить законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть на сессиях, парламентских (депутатских) слушаниях, в комитетах и комиссиях вопросы состояния регионального избирательного законодательства и перспектив его дальнейшего совершенствования в целях более полного обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации.

Поддержать инициативу о внесении в конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов норм о наделении избирательных комиссий субъектов Российской Федерации правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

7. Направить записку Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по данному вопросу законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации (прилагается).

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякова.

9. Опубликовать настоящее постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной избирательной
 комиссии Российской Федерации
 А.В.Иванченко

 Секретарь Центральной избирательной
 комиссии Российской Федерации
 А.А.Вешняков


Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 марта 1997 года N 124/916-II

О взаимодействии Центральной избирательной комиссии
Республики Тыва, избирательных комиссий Кировской
и Костромской областей с законодательными
(представительными) органами государственной власти
названных субъектов Российской Федерации
по разработке и совершенствованию законодательства
о выборах и референдумах

В Республике Тыва, Кировской и Костромской областях в основном завершилось формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Выборам в органы государственной власти, в представительные органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований предшествовала разработка необходимой законодательной базы, которая в основном соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". К примеру, в Костромской области в ходе выборов главы областной администрации, депутатов областной Думы, а также выборов в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований в судах рассматривалось лишь четыре исковых заявления кандидатов о несовершенстве областного избирательного законодательства. Причем по двум искам областным судом, а затем и Верховным Судом Российской Федерации жалобы оставлены без удовлетворения, а по двум другим заявители отозвали свои иски.

В работе по подготовке и принятию законов о выборах и референдумах избирательные комиссии, многие члены которых имеют высшее юридическое образование, плодотворно взаимодействовали с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Связь Избирательной комиссии Костромской области с областной Думой обеспечивают члены комиссии с правом решающего голоса.

Законопроекты о выборах и референдуме в Костромской области готовились рабочей группой, объединявшей членов Избирательной комиссии области, депутатов и специалистов аппарата областной Думы, работников областной администрации и прокуратуры.

В Кировской области законодательные акты о выборах разрабатывались в соответствии с планами областной Думы силами временной комиссии, состоящей в основном из депутатов и работников аппарата областной Думы. Избирательная комиссия Кировской области рассматривала законопроекты, готовила по ним заключения и предложения.

Одним из основных авторов Закона Республики Тыва "О выборах Президента Республики Тыва" является ответственный секретарь Центральной избирательной комиссии Республики. Члены Комиссии принимали участие в разработке законов "О местном самоуправлении в Республике Тыва" и "О местном референдуме в Республике Тыва".

В Кировской и Костромской областях законопроекты о выборах и референдуме публиковались в средствах массовой информации для всенародного обсуждения, при этом в Костромской области областные и районные газеты, финансируемые полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, выделяли печатную площадь для законопроектов на безвозмездной основе. Только при обсуждении проекта областного Закона "О муниципальных выборах в Костромской области" в рабочую группу поступило свыше ста замечаний и предложений костромичей. Следует отметить, что Избирательной комиссии Костромской области предоставлено право в период проведения выборов и референдума самостоятельно определять перечень документов, подлежащих бесплатной публикации в периодических печатных изданиях с государственным или муниципальным участием.

В целях обеспечения соответствия региональных законов Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Республика Тыва, избирательные комиссии Кировской и Костромской областей, как правило, направляют принятые законы на правовую экспертизу в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а по получении заключений их обсуждают и доводят до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти.

В три из пяти действующих избирательных законов Костромской области областной Думой на основании заключений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и при непосредственном участии областной Избирательной комиссии были внесены необходимые изменения и дополнения.

Помимо направления на правовую экспертизу уже принятых законов Избирательная комиссия Кировской области обращалась в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с просьбой провести также экспертизу законопроектов о выборах.

Сотрудничество Избирательной комиссии Костромской области и областной Думы по разработке и совершенствованию областного Закона "О референдумах в Костромской области" способствовало тому, что в декабре 1996 года на территории области организованно и в соответствии с требованиями закона был проведен референдум по вопросу о размещении и строительстве атомной станции в Костромской области.

Принятая 3 февраля 1997 года Костромской областной Думой поправка к Уставу (Основному закону) Костромской области закрепила за Избирательной комиссией области право законодательной инициативы в областной Думе, что означает признание органами государственной власти области ведущей роли Комиссии в обеспечении избирательного процесса, формировании и совершенствовании региональной избирательной системы.

Вместе с тем взаимодействие Центральной избирательной комиссии Республики Тыва и Избирательной комиссии Кировской области с законодательными (представительными) органами государственной власти по совершенствованию регионального избирательного законодательства еще не в полной мере отвечает потребностям практики и не обеспечивает своевременное устранение несогласованности между федеральным и региональным законодательством о выборах и референдумах. В разработке законопроектов принимает участие узкий круг членов избирательных комиссий, к этому процессу практически не привлекаются работники прокуратуры и судов, органов юстиции, представители общественных объединений, не используется опыт избирательных комиссий других субъектов Российской Федерации.

В постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 октября 1996 года "О ходе выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации" отмечались серьезные отклонения от требований федерального законодательства, допущенные в законах Республики Тыва о выборах. Однако выводы и заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Верховным Хуралом (Парламентом) Республики пока еще не рассмотрены.

В целях более полного обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах Центральной избирательной комиссии Республики Тыва, избирательным комиссиям Кировской и Костромской областей необходимо проанализировать на совещаниях и семинарах итоги прошедших выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления и согласовать с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти планы работ по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах.

Для подготовки законопроектов целесообразно создать совместные рабочие группы с привлечением в их состав избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, депутатов, специалистов и ученых, представителей общественных объединений, активнее использовать опыт законопроектных работ, накопленный межрегиональными ассоциациями субъектов Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации



Текст документа сверен по:
"Вестник Центральной избирательной комиссии",
N 3, 1997 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»