• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 01 сентября 2011 года  Дело N А55-10344/2011

в составе судьи

Лихоманенко О.А.,

рассмотрев 23-25 августа 2011 года в судебном заседании дело по заявлению

Страхового открытого акционерного общества «ВСК», 121552, Москва, ул.Островная, д.4 в лице Самарского филиала СОАО «ВСК», 443101, г.Самара, ул.Садовая, д.280

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, 443010, г.Самара, ул. Куйбышева, д.145

о признании незаконными решения № 4571/7 от 29.04.2011 года и предписания № 4572/7 от 29.04.2011 года

при участии в заседании, протокол которого велся помощником судьи Водолагиной Л.С.

от заявителя – Столярова В.Н., доверенность № 10074 от 07.06.2011 года;

от заинтересованного лица – Федоровой Н.К., доверенность № 87/7 от 11.01.2011 года;

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года;

Установил:

Страховое открытое акционерное общество «ВСК» в лице Самарского филиала СОАО «ВСК» (далее Самарский филиал СОАО «ВСК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Самарского УФАС России от 15.04.2011 года и предписания № 4572/7 от 29.04.2011 года.

Самарское УФАС России заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 25 августа 2011 года до 15 час. 45 мин.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что 20.12.2010 года Самарским филиалом СОАО «ВСК» заключено Соглашение о сотрудничестве № 17 с Филиалом № 6318 Банка ВТБ 24 (ЗАО) (л.д.26-28). Уведомление о заключении указанного соглашения было направлено в адрес Самарского УФАС России Банком ВТБ 24 (ЗАО) в порядке исполнения части 9 статьи 35 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) (л.д.29-30).

В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации; соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам; соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг; соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности; соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений; соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений; соглашений, являющихся предварительными договорами.

Соглашение, заключенное между Самарским филиалом СОАО «ВСК» и Банком ВТБ 24 (ЗАО), не является ни одним из исключений, предусмотренных частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.

В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции обязанность по направлению заключенных в любой форме соглашений в антимонопольный орган возлагается на финансовые организации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции Самарский филиал СОАО «ВСК» является финансовой организацией.

Принимая во внимание дату заключения соглашения – 20.12.2010 года и установленные законом сроки для уведомления антимонопольного органа о достижении соглашения (15 дней с даты заключения соглашения), уведомление о заключении соглашения с Банком ВТБ-24 (ЗАО) должно было быть направлено Самарским филиалом СОАО «ВСК» в антимонопольный орган не позднее 05.01.2011 года.

Между тем, в нарушение части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции Самарский филиал СОАО «ВСК» не уведомило Самарское УФАС России о заключении Соглашения о сотрудничестве № 17 от 20.12.2010 года, что и послужило основанием для возбуждения 17.02.2011 года в отношении СОАО «ВСК» дела по признакам нарушения части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, в порядке исполнения части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, 05.03.2011 года Самарский филиал СОАО «ВСК» исполнил обязанность по уведомлению Самарского УФАС России о заключении Соглашения о сотрудничестве № 17 от 20.12.2010 года с Банком ВТБ 24 (ЗАО) (л.д.31-32).

Таким образом, Самарский филиал СОАО «ВСК», представив уведомление о заключенном соглашении, добровольно устранил нарушение части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, однако с нарушением части 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции (просрочка составила 59 календарных дней).

Кроме того, Самарское УФАС России указывает, что представленное уведомление не содержит документов и сведений, необходимость представления которых установлена частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

В частности, Самарским филиалом СОАО «ВСК» не были представлены сведения об основных видах деятельности Банка ВТБ-24(ЗАО). Необходимость представления указанных сведений установлена также Приложением № 4 к Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, утвержденному приказом ФАС России № 356 от 31.10.2007 года, а также приказом ФАС России № 184 от 25.06.2007 года. Кроме того, в пакете документов, приложенных к уведомлению Самарского филиала СОАО «ВСК» отсутствовал электронный носитель, приложение которого к уведомлению требуется в соответствии с пунктом 3.29 Административного регламента.

В соответствии с частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции, к уведомлению прилагаются, в том числе сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности.

Таким образом, уведомление Самарским филиалом СОАО «ВСК» было направлено с нарушением положений части 10, 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Самарского УФАС России в оспариваемом решении обоснованно признала в действиях СОАО «ВСК» нарушение частей 10, 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции.

Необоснованным является довод заявителя о том, что отсутствие сведений о заключенном соглашении и документов, прилагаемых к заявлению, не позволило СОАО «ВСК» направить уведомление в антимонопольный орган.

Указанные обстоятельства в соответствии с частью 9 статьи 35 закона о защите конкуренции не являются основанием для неисполнения финансовой организацией обязанности по уведомлению антимонопольного органа о достигнутом соглашении. При этом, Административный регламент предоставляет финансовым организациям возможность по уведомлению антимонопольного органа о достижении соглашения даже при отсутствии каких-либо документов, представление которых необходимо вместе с уведомлением. Так, в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, при невозможности финансовой организацией в полной мере представить документы и сведения, они предоставляются в имеющемся объеме, указываются причины невозможности получения заявителем соответствующих документов и сведений, а также указывается, где эти документы и сведения могут быть получены.

Таким образом, в целях соблюдения сроков подачи в антимонопольный орган уведомления о заключенном соглашении, СОАО «ВСК» имело возможность направить в Самарское УФАС России имеющуюся у заявителя на момент возникновения обязанности по уведомлению информацию о заключенном Соглашении о сотрудничестве № 17 от 20.12.2010 года.

Судом также не принимаются доводы заявителя о том, что Соглашение о сотрудничестве № 17 от 20.12.2010 года является незаключенным в силу положений ст.ст.432, 433 ГК РФ.

В силу положений ч.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Из представленного в материалы дела соглашения о сотрудничестве № 17 усматривается, что он подписан сторонами в один день 20.12.2010 года, о чем свидетельствует указанная на соглашении дата, поэтому ссылка заявителя на статьи ГК РФ регулирующие порядок направления оферты и получения акцепта в конкретном случае не применимы. Какие-либо письма подтверждающие направление соглашения от Самарского филиала СОАО «ВСК» в адрес Банка ВТБ-24 (ЗАО) в материалы дела не представлены.

Более того, из представленного в материалы дела письма директора Самарского филиала СОАО «ВСК» № 387 от 16.02.2011 года прямо усматривается, что заявитель знал о заключенном договоре и уведомил другую сторону о его расторжении с 17.03.2011 года, т.е. до получения от Банка ВТБ-24 (ЗАО).

Указанное заявителем отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в действиях СОАО «ВСК» по нарушению требований частей 9,10,12 статьи 35 Закона о защите конкуренции не может служить основанием для признания действий СОАО «ВСК» соответствующими антимонопольному законодательству.

Статья 35 Закона о защите конкуренции не содержит положений, позволяющих финансовым организациям не выполнять обязанность по уведомлению антимонопольного органа о достигнутом соглашении в установленные сроки при отсутствии в указанных действиях существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Указанные обстоятельства (наличие или отсутствие существенной угрозы, а также объективная сторона состава правонарушения) учитываются при рассмотрении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение сроков уведомления антимонопольного органа о достигнутых соглашениях.

Учитывая вышеизложенное в удовлетворении требований Страхового открытого акционерного общества «ВСК», в лице Самарского филиала СОАО «ВСК» следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

О.А.Лихоманенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-10344/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 01 сентября 2011

Поиск в тексте