АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 октября 2010 года  Дело N А05-8168/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2010 года

г. Архангельск  Дело №А05 - 8168/2010

26 октября 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2010 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоБумСтрой»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области  и Ненецкому автономному округу

о признании недействительным решения,

при участии в заседании представителей: от заявителя - не явились, от ответчика - Корельской Н.А.,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоБумСтрой» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением  о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области  и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 29.04.2010 №12 - 10/09547 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган с заявленным требованием не согласен, считает решение законным и обоснованным; представил отзыв и материалы проверки.

Общество считается извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом на основании подп.2 п.2 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), своих представителей в судебное заседание не направило, на основании п.2 ст.200 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителей общества.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоБумСтрой» зарегистрировано в статусе юридического лица 13.11.2007 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901004389.

Инспекция провела выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, НДФЛ за период с 01.01.2006 по 28.12.2009, в ходе которой установила:

- обществом занижены доходы от реализации товаров (работ, услуг) за 2007г. на 73023 руб. В налоговом регистре учета доходов за период с 01.01.2007 по 31.03.2007 отражена операция «Снятие денег за 2006 год» в сумме ( - ) 73018 руб. 92 коп. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) общества за 1 квартал 2007г. согласно первичным документам, исследованных в ходе выездной налоговой проверки, составляют 2 648 902 руб. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) за 1 квартал 2007г., с учетом операции «Снятие денег за 2006 год», составляют 2 575 879 руб. Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал 2007г. доходы от реализации составляют 2 575 879 руб. Документов, подтверждающих обоснованность внесения исправлений в налоговый регистр в виде операции «Снятие денег за 2006 год» в сумме ( - ) 73018 руб. 92 коп., отраженной в налоговом регистре, не представлено, следовательно, уменьшение доходов от реализации за период с 01.01.2007 по 31.03.2007 на 73 023 руб. неправомерно;

- обществом завысило расходы на 4 170 393 руб. 61 коп. за 2006г. в результате неправомерного включения в расходы затрат при приобретении товаров у ООО «Берклис» (ИНН 7720518141). В соответствии с данными журналов - ордеров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за январь - июнь 2006г. ООО «Берклис» поставило товаров на сумму 4 170 393 руб. 61 коп. Приобретенные товары отнесены обществом на счет 10.1 «Сырье и материалы», 20 «Основное производство». Первичные документы, подтверждающие финансово - хозяйственные отношения с ООО «Берклис» (договоры, счета - фактуры, кроме счетов - фактур от 19.01.2006 №13, от 25.01.2006 №18, товарные накладные, кроме товарных накладных от 19.01.2006 №13, от 25.01.2006 №18), не представлены. Общество сообщило, что данные первичные документы утрачены, утрата обнаружилась во время проведения выездной налоговой проверки. Общество полагает, что утрата документов произошла во время многочисленных переездов архива организации. Комиссия по расследованию причин пропажи документов не создавалась. Показания работников по поводу хранения и утраты первичных документов расходятся.

В рамках проведения мероприятий налогового контроля установлено, что генеральный директор ООО «Берклис» Демин Е.А. является «массовым» руководителем, главным бухгалтером, учредителем. Адрес регистрации ООО «Берклис» является адресом «массовой» регистрации. Основных средств ООО «Берклис» не имеет, численность работающих  в ООО «Берклис» в 2005г. - 1 человек, в 2006г. - 0 человек. Демин Е.А. в деятельности ООО «Берклис» не участвовал, документов от имени организации не подписывал. Согласно почерковедческой экспертизе подписи Демина Е.А., поставленные на изъятых документах, не принадлежат Демину Е.А.

Изложенные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о том, что представленные на проверку документы по финансово - хозяйственным взаимоотношениям ООО «ЭнергоБумСтрой» с ООО «Берклис» содержат недостоверные сведения, следовательно, не подтверждают факт совершения финансово - хозяйственных операций по приобретению товаров у ООО «Берклис».

- общество завысило налоговые вычеты по НДС за январь - июнь 2006г. в размере 880 374 руб. 46 коп. вследствие неправомерного включения сумм НДС по товарам, приобретенным у ООО «Берклис». Первичные документы, подтверждающие приобретение товаров у ООО «Берклис» (договоры, счета - фактуры, кроме счета - фактуры от 19.01.2006 №13, от 25.01.2006 №18, товарные накладные, кроме товарных накладных от 19.01.2006 №13, от 25.01.2006 №18), не представлены.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что Демин Е.А. (генеральный директор ООО «Берклис») в деятельности ООО «Берклис» не участвовал, документов от имени организации не подписывал. На изъятых первичных документах ООО «Берклис» (счет - фактура от 19.01.2006 №13, товарная накладная от 19.01.2006 №13, счет - фактура от 25.01.2006 №18, товарная накладная от 25.01.2006 №18) подпись от имени Демина Е.А. выполнена не Деминым Е.А., что подтверждается заключением эксперта от 12.03.2010 № 156 Новодвинского МРО Экспертно - криминалистического центра Управления внутренних дел по Архангельской области.

Таким образом, первичные документы, представленные в подтверждение вычетов по НДС при приобретении товаров у ООО «Берклис» подписаны неуполномоченным лицом.

- общество занизило налоговую базу по НДС за март 2007г. на 73023 руб. при реализации работ, выполненных ООО «ЭнергоБумСтрой» по объекту 16 - ти квартирного дома № 37А по ул. Гагарина в с.Красноборске.

Между ООО «ЭнергоБумСтрой» (подрядчик) и МО «Красноборский муниципальный район» (заказчик) заключен муниципальный контракт от 22.12.2006 № 14, согласно которому подрядчик обязуется выполнить  собственными силами и (или) с привлечением исполнителей дополнительные работы по объекту 16 - ти квартирного дома № 37А по ул. Гагарина в с.Красноборске. Срок завершения работ - март 2007г. ООО «ЭнергоБумСтрой» в адрес МО «Красноборский муниципальный район» выставлен счет - фактура от 12.03.2007 №9 на сумму 529 731 руб. (НДС - 95 351 руб. 58 коп.). Счет - фактура от 12.03.2007 №9 зарегистрирован в книге продаж за март 2007г. на сумму 456 708 руб. (НДС - 82 207 руб. 34 коп.). Документов, подтверждающих реализацию на 456 708 руб., ООО «ЭнергоБумСтрой» не представило. На требование межрайонной ИФНС России №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27.01.2010 № 12 - 11/92 МО «Красноборский муниципальный район» представил копии счета - фактуры от 12.03.2007 №9, справки о стоимости выполненных работ от 12.03.2007 №1, акта о приемке выполненных работ от 12.03.2007 №1, платежное поручение №87, стоимость ремонтных работ составила 529 731 руб. Таким образом, общество занизило налоговую базу по НДС за март 2007г. на 73 023 руб., что повлекло неуплату 13144 руб. 14 коп. НДС по сроку уплаты 20.04.2007.

- общество завысило налоговые вычеты по НДС за март 2007г. на сумму 229394 руб. Между ООО «ЭнергоБумСтрой» (подрядчик) и Областным государственным учреждением «Отряд государственной противопожарной службы №4» (далее - ОГУ ОГПС №4) заключен государственный контракт от 02.03.2007 № 1770407000001 о проведении капитального ремонта пожарного депо ПЧ - 29, расположенного по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, п.Березник, ул.Профсоюзная, д.6. На расчетный счет общества 22.02.2007 от ОГУ ОГП №4 поступило 350 000 руб. (в том числе НДС - 53 389 руб. 83 коп.). В марте 2007г. выполнены работы по проведению капитального ремонта пожарного депо ПЧ - 29, что подтверждается актами выполненных работ от 13.03.2007 №1 и №2. ООО «ЭнергоБумСтрой» за выполненные работы в адрес ОГУ ОГПС №4 выставило счет - фактуру от 13.03.2007 №12 на сумму 229 394 руб. (НДС - 41 290 руб. 92 коп.). В книге покупок за март 2007г. налоговые вычеты с сумм оплаты, полученной в счет предстоящего выполнения работ ОГУ ОГПС №4, отражены на сумму 1 774 490 руб. (в том числе НДС - 270 684 руб. 92 коп.); в декларации по НДС за март 2007г. сумма налоговых вычетов по НДС, уплаченная обществом в бюджет с сумм оплаты в счет предстоящих поставок товаров составляет 270 685 руб. Таким образом, обществом завышены налоговые вычеты по НДС за март 2007г. на 229 394 руб. (270 685 руб. - 41291 руб.).

Указанные нарушения налогового законодательства инспекция отразила в акте выездной налоговой проверки от 26.03.2010 №12 - 10/0920ДСП.

По результатам проверки налоговый орган принял решение от 29.04.2010 № 12 - 10/09547, согласно которому с учетом принятых возражений обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2006г. в сумме 1000894 руб., за 2007г. в сумме 17526 руб., НДС за 2006г. в сумме 880374 руб. 46 коп., за март 2007г. в сумме 242538 руб. 14 коп., начисленный штраф по налогу на прибыль организаций за 2007г. в размере 3505 руб. 20 коп., начисленные пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107671 руб. 05 коп., пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 290220 руб. 26 коп., пени по НДС в сумме 546056 руб. 02 коп., пени по НДФЛ в сумме 62 руб. 59 коп.

На решение налогового органа подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по АО и НАО. Решением от 10.06.2010 жалоба оставлена без удовлетворения.

Общество не согласилось с решением инспекции, при этом ссылается на то, что доводы инспекции, основанные на материалах, полученных в ходе проверки и касающиеся поставщика ООО «Берклис», не могут являться достаточным основанием для признания заявителя недобросовестным налогоплательщиком и для вывода об отсутствии реальных хозяйственных отношений общества со своими контрагентами; реальность совершенных хозяйственных операций подтверждается тем, что полученные от общества «Берклис» товары были впоследствии фактически использованы обществом в его производственной деятельности; инспекцией не представлено доказательств совершения обществом спорных операций исключительно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. При этом, общество ссылается на то, что не могут быть приняты доводы инспекции, сделанные на основании данных, полученных за пределами срока выездной налоговой проверки. Общество ссылается на истечение срока давности по привлечению к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль за 2006 и 2007гг., НДС за 2006 - 2007гг., по взысканию пеней.

В рамках настоящего дела общество оспаривает решение от 29.04.2010 № 12 - 10/09547 в полном объеме.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя инспекции, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со ст.247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком; прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл.25 НК РФ.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ). При этом, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из вышеприведенных норм следует, что при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей налогообложения необходимо исходить из того, что расходы подтверждаются представленными налогоплательщиком документами. Условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически осуществлены. При этом должны приниматься во внимание доказательства, представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

В соответствии с п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В ст.172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.3, 6 - 8 ст.171 НК РФ.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, при соблюдении указанных требований налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.

Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В то же время указанные положения ч.5 ст.200 АПК РФ не освобождают общество от выполнения требований, установленных ч.1 ст.65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обществу определениями от 30.08.2010 и от 29.09.2010 было предложено представить правовое обоснование оспаривания решения в части эпизода непредставления документов по операции «Снятие денег за 2006г., по объектам «16 - ти квартирный дом по ул. Гагарина, 37А в с.Красноборск», пожарное депо ПЧ - 29; правовое обоснование распространения ст.113 НК РФ на взыскание пеней. Общество определения суда не исполнило; представитель общества в судебные заседания не явился, пояснений по существу оспариваемых эпизодов общество не представило. В связи с указанным, дело рассмотрено исходя из доказательств представленных в материалы дела инспекцией.

В силу п.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По эпизоду занижения доходов от реализации товаров за 2007г. на 73023 руб.

Документов, подтверждающих внесение исправлений в налоговый регистр в виде операции «Снятие денег за 2006 год», первичных документов, подтверждающих такие исправления, правового основания оспаривания этого эпизода общество не представило.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что операция «Снятие денег за 2006 год» в сумме ( - ) 73 018 руб. 92 коп., отраженная в налоговом регистре, документально не подтверждена, следовательно, инспекция обоснованно установила, что общество неправомерно уменьшило доходы от реализации за период с 01.01.2007 по 31.03.2007 на 73 023 руб.; правомерно начислила соответствующие пени и штраф по п.1 ст.122 НК РФ.

По эпизоду завышения расходов за 2006г. на сумму 4170393 руб. 61 коп.,  налоговых вычетов по НДС за январь - июнь 2006г. на 880374,46 руб.  при приобретении товаров у ООО «Берклис».

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 №129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи должностных лиц.

В соответствии с данными журналов - ордеров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (т.д.2, л.80 - 86) за январь - июнь 2006г.  ООО «Берклис» выставило обществу в 2006г. счета - фактуры, на основании которых общество уменьшило свои доходы в 2006г.  на общую сумму 4 170 393 руб. 61 коп. расходов, а также указало вычеты по НДС в общей сумме 750 663 руб. 66 коп. за налоговые периоды 2006г. по следующим счетам - фактурам: №13 от 19.01.2006, № 18 от 25.01.2006, №79 от 16.02.2006, №85 от 21.02.2006, №90 от 23.02.2006, №45 от 01.02.2006, №48 от 02.02.2006, №78 от 27.02.2006, №60 от 13.02.2006, №91 от 20.03.2006, №92 от 22.03.2006, №93 от 29.03.2006, №94 от 28.03.2006, № 100 от 17.04.2006, №98 от 28.04.2006, №95 от 21.04.2006, №97 от 27.04.2006, №96 от 24.04.2006, №2569 от 10.05.2006, №2570 от 16.05.2006, №2571 от 19.05.2006, № 120 от 15.06.2006, № 220 от 20.06.2006, № 223 от 22.06.2006, №226 от 23.06.2006, № 238 от 26.06.2006.

Затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства.

По требованиям инспекции о представлении документов от 14.01.2010 №787 (т.д.4, л.27 - 31) и от 22.01.2010 №823 (т.д.4, л.36 - 37) общество не представило первичные документы, подтверждающие финансово - хозяйственные отношения с ООО «Берклис» (договоры, счета - фактуры (кроме счетов - фактур: № 13 от 19.01.06, № 18 от 25.01.06), товарные накладные (кроме товарных накладных: № 13 от 19.01.06, № 18 от 25.01.06). В ответ на вышеуказанные требования ООО «ЭнергоБумСтрой» сообщило (т.д.4 л.32, 41), что данные первичные документы утрачены.

В соответствии с п.п.8 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

В соответствии с п. 6.2. п. 6.6 Положения «О документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 №105, сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения. Данные документы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.