ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2011 года  Дело N А29-2431/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Лысовой Т.В., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Кавченковой М.В., действующей на основании доверенности от  20.07.2011,

представителя ответчика: Сахановой Е.Н., действующей на основании доверенности от  10.02.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2011, с учетом определения от 04.08.2011, по делу №А29 - 2431/2011, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,

по заявлению Государственного учреждения "Республиканская инфекционная больница"  (ИНН: 1101486318, ОГРН: 1031100405390)

к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми

(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)

о признании незаконным предписания,

установил:

Государственное учреждение "Республиканская инфекционная больница" (далее - Учреждение)  обратилось с  заявлением  в Арбитражный суд Республики Коми к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - Фонд) о признании незаконным предписания.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от  02.08.2011, с учетом определения от 04.08.2011,  требования Учреждения  удовлетворены  частично: признан  недействительным пункт 8 Предписания Фонда от 25.01.2011  №05 - 16/467.

В удовлетворении требований  о признании незаконным пункта 5  предписания Фонда от 25.01.2011  №05 - 16/467 Учреждению  отказано.

В  отношении  требований Учреждения о  признании недействительным  пункта 10 рекомендаций акта  проверки  от 11.01.2011  производство по делу прекращено.

Фонд  с принятым решением суда в части  удовлетворения  требований Учреждения не согласился и  обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой  инстанции в  соответствующей части отменить и принять по делу  новый судебный акт.

По мнению заявителя  жалобы,  им  были  представлены  доказательства  допущенного Учреждением нецелевого  расходования средств  обязательного медицинского  страхования  на питание больных,  однако суд первой инстанции  сделал  выводы, не  соответствующие фактическим  обстоятельствам  и  представленным в  материалы  дела доказательствам.

Фонд обращает внимание суда  апелляционной инстанции,  что Учреждение  списывает  продукты  питания  с учета не по мере  подтверждения их фактического и документального использования, а  по мере  их  отпуска  со склада  на пищеблок, по  тому  источнику  финансирования, за  счет  которого  продукты  были приобретены,  что, по мнению Фонда,  является  нарушением  статьи 19 Федерального  закона от 16.07.1999  №165 - ФЗ,  положений  Федерального  закона от 29.11.2010  №326 - ФЗ  и  Закона  Российской Федерации  от 28.06.1991  №1499 - 10,  Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095,  приказа  ФФОМС  от  17.12.1998 №100.

Кроме  того, Фонд  считает, что  его  позиция  по рассматриваемому  спору подтверждается  также  положениями пункта 14 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации,  т.е. при  отсутствии  раздельного  учета  средств  целевого финансирования, у  налогоплательщика,  получившего  целевое  финансирование, такие  средства  подлежат  налогообложению с  даты их  получения. В данном  случае Учреждение  должно было  обеспечить раздельное приобретение и  расходование  продуктов  питания при оказании  услуг по  видам источников  финансирования.

В  связи с  тем, что в  Учреждении  отсутствовали  документально  подтвержденные  расчеты  стоимости  рационов  питания на  каждого  пациента  и методики  распределения затрат на  источники  финансирования,  суду  первой  инстанции  следовало  признать  обоснованными действия Фонда  по  распределению  в ходе  проведения  проверки   всего  объема  документально  установленных  затрат на  питание больных в  проверяемом  периоде  пропорционально принятому  к оплате  количеству медицинских услуг в койко - днях  в  разрезе источников  финансирования,  всего  объема  документально  установленных затрат на питание лиц, осуществляющих уход  за больными - по реально  установленному  в ходе  проверки  факту оказания  услуг в  разрезе источников  финансирования. Однако суд первой  инстанции с  расчетами  Фонда  не  согласился и указал,  что  такой метод учета  и распределения  расходов на  питание  больных  нормативно не предусмотрен.

Фонд указывает, что документы по  расходам на  питание  заполнялись Учреждением без достаточной детализации в  разрезе  категорий  довольствующихся,  что, в  свою  очередь,  не  обеспечивало  достоверного  учета  расходов  в  разрезе  всех  категорий  довольствующихся.

Заявитель  жалобы  считает  неверными  выводы  суда первой  инстанции о  том, что Фонду  следовало  установить фактический  объем  денежных  средств,  затраченных на  питание  больных, подлежащих  оплате за счет средств обязательного  медицинского  страхования,  поскольку  такие  действия Фонд  не мог совершить из - за  отсутствия у  Учреждения  достаточной детализации  фактических  расходов на  питание в  соответствии с  долей  принятых к  оплате медицинских  услуг  в  разрезе источников  финансирования.

11.10.2011  в суд апелляционной  инстанции от Фонда  поступило  «Дополнение к апелляционной жалобе»,  где  указано  на  отсутствие у  Учреждения достаточной детализации  учета фактических  расходов в  разрезе категории довольствующихся  и  невозможность  определения  фактического  объема денежных  средств,  затраченных на  питание  больных,  подлежащего  оплате за счет  средств  обязательного медицинского страхования.  В связи с  чем  Фонд  считает,  что выводы  суда  по  данному  вопросу  не  соответствуют фактическим  обстоятельствам  рассматриваемого  спора.

Учреждение  представило  отзыв на жалобу, в  котором  против доводов Фонда  возражает, просит  решение суда оставить без  изменения. При этом Учреждение  считает  неверной  позицию  Фонда о  нецелевом  использовании  спорных  денежных  средств.

В  судебном заседании суда апелляционной  инстанции  представители  сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому  делу.

Законность решения  Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела  и установлено  судом первой инстанции,  Фондом проведена комплексная проверка целевого и рационального использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования  за  период с 01.10.2008  по 30.09.2010, о  чем составлен  акт от 11.01.2011.

По результатам проверки  Учреждению выдано предписание от 25.01.2011  №05 - 16/467, в  котором  в  числе  прочего  указано на  нецелевое использование средств обязательного медицинского  страхования в сумме 126603,93 руб. на питание пациентов, получивших лечение по социально - значимой программе в 4 квартале 2008  и в  2009.

Фонд с  позицией  Учреждения  не согласился и  обратился с заявлением в  суд.

Арбитражный суд Республики Коми,  руководствуясь статьями 65 и 200  Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации,  положениями Федерального закона от 29.11.2010 №326 - ФЗ  "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации",  Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095  "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"статьями  8 и 9 Федерального закона  от 21.11.1996  №129 - ФЗ «О бухгалтерском учете»,  приказом  Минфина России  от 30.12.2008 №148н,  приказом Минздрава Республики Коми от 26.04.2004  №4/205  "Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования",  пришел к  выводу об  обоснованности  позиции Учреждения и  его  требования в  части  признания недействительным  пункта 8  предписания  от 25.01.2011  №05 - 16/467.  При этом  суд первой инстанции  указал, что  наличие  недостатков в  бухгалтерском  учете  Учреждения  автоматически не  свидетельствует о  нецелевом  расходовании денежных  средств  обязательного  медицинского страхования. В данном  случае  Фонду, как  контролирующему  органу, следовало  конкретно  установить фактический  объем  денежных средств, затраченных на питание больных, которое  подлежит оплате  за счет средств обязательного медицинского  страхования,  поскольку именно  такого рода  нарушение (нецелевое  использование бюджетных средств)  вменялось  по результатам  проверки Учреждению.

Второй  арбитражный апелляционный суд, изучив  доводы жалобы, «Дополнение к апелляционной жалобе», отзыв на жалобу,  заслушав  представителей  сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда в  обжалуемой  части  исходя из нижеследующего.

Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской федерации от 28.06.1991 № 1499 - 1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (действовавшим в  проверяемом  периоде).

В соответствии со статьей 1 Закона от 28.06.1991  №1499 - 1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон №1499 - 1)  обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

На основании статьи 12 Закона № 1499 - 1 для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из задач территориального фонда обязательного медицинского страхования является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно пункту 12 части 7  статьи  34 Федерального закона от 29.11.2010  №326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"  территориальный фонд обязательного медицинского страхования  осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 25.07.1996 №1095  "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя, в том числе  контроль за исполнением  бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Согласно вышеназванному указу, средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Согласно  Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС",  утвержденной Приказом  ФФОМС  от 17.12.1998  №100,  по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению предписание  об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095.

В соответствии с пунктом 10 "Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан", утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21 - 1 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 20.06.2001 № 2756, действовал в проверяемом периоде) медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.

Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании согласно статье 24 Закона № 1499 - 1 определяются  соглашениями между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Средства, поступившие от территориального фонда на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе ОМС, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению.

Как  усматривается  из материалов дела и установлено  судом первой  инстанции,  на основании тарифных соглашений, заключенных Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми и Министерством здравоохранения Республики Коми на 2008 и 2009 годы на медицинские услуги, оказываемые ГУ «Республиканская инфекционная больница», в их состав включены, в том числе, расходы на продукты питания. Министерством здравоохранения Республики Коми утверждены бюджетные сметы расходов на 2008 и 2009 годы.

В  проверяемые  периоды лечение больных в Учреждении осуществлялось как за счет средств обязательного медицинского  страхования (ОМС),  так  и за счет средств бюджетов.  Спорная сумма  расходов  на  питание больных, которую Фонд  считает нецелевым  использованием бюджетных  средств, составила 126 603,93 руб. (4 квартал 2008  и 2009).

Учет фактического количества койко - дней, проведенных больными в стационаре,  ведется по утвержденной статистической форме № 016/у «Сводная ведомостей учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания и дневного пребывания в стационаре» (составляемой по данным формы №007/у «Ежедневный листок учета движения больных и коечного фонда»)

Исходя  из  предоставляемых  Учреждением  медицинских  услуг,  частью  общего  лечения  является  обеспечение  пациентов  питанием.

Питание больных, получающих одновременное лечение в Учреждении за счет разных источников финансирования, организуется  на  одной и той же базе с применением единых среднесуточных наборов продуктов на одного больного в лечебно - профилактических учреждениях в разрезе стандартов диет (Приказ Минздрава России  от 05.08.2003  №330   (в редакции  от 26.04.2006)).

Продукты питания приобретаются Учреждением на средства, которые  выделяются  на эти цели.

Списание продуктов питания происходит  на основании меню - требования по средней фактической стоимости каждого продукта и по тому источнику, но какому продукты  были приобретены.

Способы оплаты медицинских услуг лечебно - профилактических учреждений при реализации программы обязательного медицинского страхования Республики Коми определены "Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования"  (утверждено  приказом Минздрава Республики Коми  от 26.04.2004  №4/205).

Такими  способами являются:

- « за законченный случай лечения»,

- «по смете расходов».

До 01.01.2010  медицинская помощь,  оказываемая инфекционными больницами, к которым относится Учреждение, оплачивалась не за законченный случай лечения, а по смете расходов.

В  период 2008 - 2009 Учреждение финансировалось по смете расходов в рамках ОМС (обязательного медицинского страхования) и по бюджету (в части социально - значимых заболеваний).

Смета расходов (в системе ОМС - тарифное соглашение) утверждается в разрезе статей расходов.

Сметы расходов Учреждением в 2008 и 2009 не превышены (т.3,л.д.83 - 90, 97 - 102). Указанный  факт  установлен  судом первой инстанции и сторонами  при  рассмотрении  апелляционной  жалобы  не оспаривается.

Однако в ходе проведения  проверки Фонд исходил из данных распределения фактических расходов на питание больных и лиц, осуществляющих уход за больными, пропорционально доле принятых к оплате медицинских услуг в разрезе источников финансирования по законченным в соответствующем отчетном периоде случаям лечения больных, в  связи  с  чем суд апелляционной  инстанции поддерживает вывод суда первой  инстанции о том,  что такой метод учета и распределения расходов на питание больных нормативно не предусмотрен.

В  судебном  заседании апелляционного суда  представитель Фонда  объяснила  применение именно  такого  метода  расчета  отсутствием у  Учреждения  детального  учета  расходов  на  питание  конкретного больного  по источникам  финансирования. При  этом  конкретной нормы  права,  на основании  которой  Фондом  был применен  указанный метод, представитель заявителя  жалобы  назвать не  смогла.

Довод  Фонда об  избрании им  вышеприведенного  метода  учета  и распределения  учета  расходов на  питание больных  из - за  отсутствия у  Учреждения достаточной  детализации  учета фактических расходов на питание по  категориям  больных,  отклоняется  судом апелляционной инстанции,  поскольку  такой  метод  не  учитывает, например,  расходы  на  питание больных,  чье  лечение  было  начато в  одном  отчетном  периоде, а  закончено  после 31  декабря  отчетного  периода.