СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июля 2013 года Дело N 33-1172

16 июля 2013 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,

судей: Анашкиной М.М. и Ениславской О.Л.,

при секретаре: Беридзе Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной Б. на решение Псковского городского суда от 23 мая 2013 года, которым постановлено: В иске Б. к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и обязании выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отказать.

Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя Б. - Ж.В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Б., являющийся участником Великой Отечественной войны, обратился в суд с иском к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки - субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указывалось, что распоряжением Администрации города Пскова от (дата)2010 года № Б. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В дальнейшем Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области (далее - ГГУ СЗН Псковской области) включило истца в Сводный список ветеранов, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Однако (дата) 2010 года решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан в предоставлении указанной меры социальной поддержки Б. было отказано в связи с необоснованным принятием его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полагая нарушенным свое право на жилищное обеспечение как участника Великой Отечественной войны, Б. с учетом уточненных требований просил суд признать за ним право на получение меры социальной поддержки - субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, восстановить его в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем предоставления данной субсидии, и обязать ответчика выдать свидетельство о предоставлении указанной субсидии.

Представители ответчиков: ГГУ СЗН Псковской области - Ч.Н.В. и Администрации Псковской области - Б.И.Н. иск не признали, указав, что истец проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире в качестве члена семьи собственников, доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, превышает учетную норму по г. Пскову, что свидетельствует о необоснованности постановки Б. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьих лиц - Администрации  ...  и Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова - Н.Е.М. разрешение требований оставила на усмотрение суда.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Б. ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об удовлетворении его требований в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права: положений ч.2 ст.8 Конституции РФ и требований действующего жилищного законодательства (п.1 ст.31, ст.53, п.1, 3 ст.54, п.2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Доводы жалобы сводятся к утверждению о том, что Б. не является членом семьи своего зятя, внука и внучки - сособственников квартиры, где он проживает, и указанные лица не давали согласия на его вселение в данное жилое помещение. По мнению апеллятора, имеющееся у него право пользования квартирой не является основанием для снятия с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В суде апелляционной инстанции представитель Б. - Ж.В.М. доводы апелляционной жалобы поддержал; иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда правильным, соответствующим требованиям п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которым одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны и иные категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, необходимым условием реализации права на предоставление данной меры социальной поддержки является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Пункт 2 части 1 указанной статьи к нуждающимся в жилых помещениях относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Пунктом 1.1. Постановления Псковской городской Думы от 08.07.2005 года № 447 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» определена учетная норма площади жилого помещения в городе Пскове в размере менее 14 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В рассматриваемом случае основанием для постановки Б. на учет нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что он, проживая с внуком в комнате 18,0 кв.м, не обеспечен жилой площадью по установленным нормам.

Между тем, решением комиссии при Администрации Псковской области Б. было отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья со ссылкой на неправомерные действия должностных лиц органа местного самоуправления при постановке истца на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Проверяя законность данного решения, суд установил, что с 1999 года Б. проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире общей площадью <...> кв.м, расположенной по адресу:  ... , собственниками которой на основании договора купли-продажи от (дата)1999 года являются его дочь - Ж.Л.М., зять Ж.В.М., внук Ж.М.В. и внучка Ж.Н.В.

Как следует из объяснений Ж.В.М. в судебном заседании, Б. отдельное хозяйство не ведет; уход за истцом, включая питание и обеспечение одеждой, осуществляется его дочерью Ж.Л.М.

Следовательно, указание Б. на факт занятия им и его внуком одной комнаты не подтверждает проживание их одной семьей в том смысле, который придается этому понятию Жилищным кодексом РФ, а свидетельствует лишь о достигнутой договоренности о порядке пользования жилыми помещениями в квартире.

При этом из материалов дела, включая выписку из лицевого счета и объяснения представителя истца, усматривается, что Б. зарегистрирован по вышеуказанному адресу в качестве члена семьи Ж.В.М., а сама квартира была приобретена, в том числе, и за счет вырученных от продажи принадлежавшей Б. однокомнатной квартиры.

Оценив эти обстоятельства применительно к положениям ст.31 Жилищного кодекса РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения, помимо проживающих совместно с ним супруга, детей и родителей данного собственника могут быть отнесены и другие родственники, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, а также приняв во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п.11 Постановления от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, что несмотря на отсутствие кровнородственных связей между истцом и его зятем Ж.В.М., Б. занимает жилое помещение по вышеуказанному адресу в качестве члена семьи его собственников.

С учетом изложенного, на каждого проживающего в квартире приходится по <...> кв.м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму.

Соответственно, в отношении истца по делу отсутствует такое основание для оказания меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, как нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Б. у суда не имелось.

С учетом вышеприведенных обстоятельств довод апелляционной жалобы Б., направленный на опровержение указанного вывода суда со ссылкой на необходимость при определении его жилищной обеспеченности учитывать лишь часть квартиры, приходящуюся на долю его дочери Ж.Л.М., а также довод о том, что его зять и внуки не давали согласие на его вселение, не могут быть приняты во внимание как не основанные на материалах дела.

К тому же следует учесть, что Б. был зарегистрирован по указанному адресу (дата) 1999 года, и в течение длительного времени (14 лет) со стороны собственников жилья отсутствовали какие-либо претензии по поводу проживания или регистрации истца в указанной квартире. Кроме того, внуки истца на момент его вселения являлись несовершеннолетними, в силу чего их волеизъявления по указанному вопросу не требовалось.

В связи с перечисленными обстоятельствами нельзя признать состоятельным и довод апеллятора о нарушении жилищных прав собственников жилого помещения.

Поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не допущено, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Ельчанинова

Судьи: О.Л.Ениславская

М.М.Анашкина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка