АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2021 года Дело N А40-181720/2020

Резолютивная часть решения суда оглашена 15.03.2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 18.03.2021 г.

Председательствующего судьи: Дейна Н.В.

протокол вел секретарь судебного заседания Демина Е.А.

Рассматривает в судебном заседании дело по заявлению АО "Гипротрубопровод" (адрес 119334, г. Москва, ул. Вавилова, 24, 1, ОГРН: 1027700002660, Дата присвоения ОГРН: 03.07.2002, ИНН: 7710022410)

к Московскому УФАС России (ОГРН 1037706061150, ИНН 7706096339, дата регистрации 09.09.2003, адрес 107078, г. Москва, проезд Мясницкий, д. 4, стр. 1)

третье лицо: ООО "АктивПроект"

о признании незаконным решения от 14.09.2020 г. по делу N 077/07/00-15283/2020

при участии:

от заявителя - Курилов С.А. (паспорт, диплом, по дов. от 24.11.2020г.)

от ответчика - Петросян Л.А. (удостоверение, диплом, по дов. от 15.03.2021 г.)

от третьего лица - неявка (уведомлен)

суд

УСТАНОВИЛ:

АО "Гипротрубопровод" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о признании незаконным решения от 14.09.2020 г. по делу N 077/07/00-15283/2020.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом.

Выслушав доводы заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, и, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "АктивПроект" (далее - третье лицо, общество) на действия АО "Гипротрубопровод" при проведении конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений (реестровые N 32009421027, N 32009421021, N 32009420483, N 32009421041, N 32009421035, далее - Закупки), мотивированная установлением неправомерного квалификационного требования к участникам в закупочных документациях по предмету Закупок, в связи с чем заявка общества была неоднократно отклонена от дальнейшего участия в проводимых АО "Гипротрубопровод" закупках.

Оспариваемым решением поданная жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), заказчику выдано обязательное к исполнению предписание.

Заявитель ссылается на то, что заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования в закупочной документации для полного удовлетворения потребностей юридического лица.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

На основании изложенного законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

20.08.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети

"Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru опубликованы извещения NN 32009421041, 32009421035, 32009421027, 32009421021 и 32009420483 о проведении Заказчиком Закупок по лотам NN 7001-Z05-K-Y01-02329-2020, 7001-Z05-K-Y01-02317-2020, 7001-Z05-K-Y01-02341-2020, 7001-Z05-K-Y01-02342-2020 и 7001-Z05-K-Y01-02343-2020 и размещены документации о закупках.

При осуществлении закупок по вышеназванным лотам Заказчик руководствуется Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" (далее - Положение о закупке), утвержденном решением Совета директоров ПАО "Транснефть" 05.04.2019 и размещенном в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru, к текущей редакции которого Заказчик присоединился 07.05.2020.

Разделом 9 инструкций для участника закупки работ, услуг (далее - Инструкция), являющихся составной частью документации о закупках, установлены единые квалификационные требования Заказчика к участникам, в том числе в части отсутствия у них на дату подведения итогов перед ПАО "Транснефть" либо организациями системы "Транснефть" (далее - ОСТ) неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, возврату аванса (пункт 9.10 Инструкции).

По мнению Антимонопольного органа, требование пункта 9.10 Инструкции противоречит закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а его применение к участникам закупки создает ситуацию, которая нивелирует существо судебной и претензионной работы как способов защиты нарушенного права, поскольку позволяет заказчику и его дочерним обществам манипулировать таким правом путем направления претензий без возможности у участников закупки своевременно их оспорить/представить свои возражения.

Между тем, Требование пункта 9.10 Инструкции соответствуют пункту 6.5.2 Положения о закупке, согласно которому конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае, в том числе, наличия у участника закупки на дату подведения итогов перед ПАО "Транснефть" либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, возврату аванса.

Отсутствие у претендента перед ПАО "Транснефть" либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) позволяет судить о его квалификации и способности выполнить в конкретные сроки объем работ, предусмотренный документацией о закупке.

Правомерность установления указанных требований подтверждается и правовой позицией антимонопольного органа, изложенной в пункте 8 письма ФАС России "Разъяснения по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 24.12.2012 N ИА/44025/12, а также в письме Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, разъясняющими, что заказчик самостоятельно обязан прописать в Положении о закупке порядок проведения закупки и требования к участникам, а также судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2017 N Ф05-15406/2017 по делу N А40-245329/16.

Принцип равноправия, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленное в пункте 9.10 Инструкции, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке, требование соответствует пункту 6.5.2 Положения о закупке и в равной мере применяется ко всем участникам закупки.

Кроме того, Антимонопольным органом сделан неверный вывод о наличии у Заказчика ничем неограниченного права на отклонение заявок участника от участия во всех закупках при наличии претензий со стороны любого дочернего общества ПАО "Транснефть" и каждого филиала, которыми участник может быть не согласен либо о которых он может не знать в связи с предъявлением требований накануне проведения закупок, до момента разрешения спорного вопроса в судебном порядке.

Основополагающим значением для отклонения участника закупки/его заявки от участия в закупке является наличие перед ПАО "Транснефть" либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств, а не сама претензия в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки действующего обязательства. Претензия по смыслу пункта 6.5.2 Положения о закупке является только подтверждающим нарушение документом. В свою очередь, при устранении участником закупки выявленного нарушения (исполнении им договорного обязательства, даже с просрочкой более чем на 30 дней) данный критерий допуска Заказчиком не применяется.

Таким образом, вывод Заявителя о наличии у Заказчика возможности манипулировать спорным критерием допуска к участию в Закупке путем отклонения всех заявок участника закупки при наличии не признанных/оспариваемых им претензий ПАО "Транснефть" и ОСТ, предъявленных, в том числе на незначительную сумму требований, либо при наличии претензий, о которых участник может не знать, не обоснован.

Как указано выше, критерием отклонения участника закупки/его заявки на участие в закупке является сам факт неисполнения перед ПАО "Транснефть" либо ОСТ более 30 дней действующих договорных обязательств. В свою очередь, наступление данных негативных последствий участник может предвидеть и предотвратить, предприняв исчерпывающие меры к (исполнению текущих договорных обязательств в согласованные сроки.

Допуск к участию в закупках всех без исключения участников, в том числе являющихся недобросовестными исполнителями по текущим обязательствам, противоречило бы одной из основных целей Закона о закупке о создании условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, в настоящий момент у Заявителя отсутствуют неисполненные просроченные более 30 дней договорные обязательства (подтвержденные претензиями и/или решениями судов) по выполнению работ, вследствие чего оспариваемый критерий допуска к Закупкам по лотам NN 7001-Z05-K-Y01-02329-2020, 7001-Z05-K-Y01-02317-2020, 7001-Z05-1ШМ.-02341-2020, 7001-Z05-K-Y01-02342-2020 и 7001-Z05-K-Y01-02343-2020 не ограничивает его права на участие в них и не лишает возможности признания его победителем закупок (при соблюдении иных критериев и условий Положения о закупке).

В связи с вышеизложенным, Закупка по вышеназванным лотам проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках и в порядке Положения о закупке, требование документации о (пункт 9.10 Инструкции) об отсутствии у участника закупки на дату подведения итогов перед ПАО "Транснефть" либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, возврату аванса соответствует Положению о закупке (пункту 63.2) и применяется ко всем потенциальным участникам закупки в равной степени, что исключает нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках), в свою очередь данный критерий допуска не ограничивает право Заявителя на участие в данных Закупках.

На основании изложенного Московского УФАС России от 14.09.20 по делу N 077/07/00-15283/2020 незаконно, требования подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решения Московского УФАС России от 14.09.20 по делу N 077/07/00-15283/2020 - признать незаконным и отменить

Взыскать с Московского УФАС России в пользу АО "Гипротрубопровод" 3 000 руб. оплаченной госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ Н.В. Дейна


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка