• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 8 августа 2006 года Дело N А56-17933/2006


[Постановление МИФНС о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, выразившегося в неоприходовании наличных денежных средств в кассу, признано незаконным и отменено, поскольку в действиях заявителя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения]      

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 года данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________


Резолютивная часть решения объявлена 1 августа 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 8 августа 2006 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ООО "Монарх Северо-Запад", заинтересованное лицо - Межрайонная ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу об отмене постановления N 000167 от 04.04.2006, установил:

ООО "Монарх Северо-Запад" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 04.04.2006 N 000167 о назначении административного наказания.

Инспекция просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании, состоявшемся 25.07.2006, был объявлен перерыв до 01.08.2006. После перерыва судебное заседание продолжено в соответствии со ст.163 АПК РФ без участия представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.

Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.

Инспекцией была проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью в магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр.Просвещения, д.32.

В ходе проверки инспекцией обнаружены излишки денежной наличности в сумме 1361 руб., о чем составлен акт проверки N 17649 от 30.03.2006.

По факту неоприходования в кассу денежных средств в отношении заявителя 04.04.2006 был составлен протокол N 000167 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением инспекции от 04.04.2006 N 000167 заявитель признан виновным в нарушении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), и Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), в связи с чем привлечен к административной ответственности в виде взыскания 40000 руб. штрафа на основании статьи 15.1 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 15.1 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов с другими юридическими лицами сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объективную сторону вменяемого заявителю правонарушения образует неоприходование в кассу денежной наличности.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В силу пунктов 22, 23, 24 указанного Порядка в кассовой книге должны учитываться поступление и выдача денежной наличности.

Из пункта 27 Порядка ведения кассовых операций следует, что наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Под неоприходованием денежной выручки понимается наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными кассовыми ордерами.

Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является превышение фискальных данных отчетов ККМ с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88, а также с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".

Согласно пункту 6.1 Типовых правил кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора.

Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста".

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте.

В ходе производства по делу об административном правонарушении заявителем представлялись: кассовая книга, кассовый отчет за 30.03.2006, выписка из журнала кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков ККМ N 20553214 о выручке организации и контрольная лента (Z-отчет) с ККМ N 20553214 за 30.03.2006 (л.д.39-44). Регистры бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка" у заявителя не запрашивались.

Расхождение между данными фискальных отчетов ККМ и кассовых документов установлено не было.

В момент проведения проверки магазина данный факт также не мог быть установлен, поскольку проверка проводилась инспекцией до окончания работы (закрытия) магазина заявителя, а, следовательно, кассовый отчет еще не составлялся, и сумма выручки за 30.03.2006 не определялась.

Как следует из объяснений главного бухгалтера заявителя, изложенных при составлении протокола от 04.04.2006, сумма - 1361 руб. - не является излишком кассы, а является доходом предприятия, полученным в предыдущий день и отраженная в кассовом отчете. В кассе указанная сумма осталась в виде разменного фонда (л.д.29).

В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).

Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).

При проведении проверки магазина проверяющим была представлена квитанция к приходному кассовому ордеру б/н от 30.03.2006 на сумму 1361 руб., в котором основанием платежа указана инкассация денежных средств под отчет, отсутствуют подписи главного бухгалтера и кассира (л.д.25).

В судебное заседание заявитель представил приходный кассовый ордер от 30.03.2006 б/н, согласно которому от Романовой Н.А. (главного бухгалтера заявителя) был принят остаток по кассе на 30.03.2006 на сумму 6361 руб. Представитель заявителя пояснил, что наличные денежные средства, выданные кассиру перед началом работы, в сумме 1361 руб. находились в кассовом аппарате, а средства в сумме 5000 руб. лежали в сейфе, который при проведении проверки не открывался.

Суд считает, что заявитель не представил достаточных и достоверных доказательств выдачи кассиру разменного фонда в сумме 1361 руб. ни в ходе проверки, ни в процессе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

Однако ненадлежащее оформление выдачи кассиру разменного фонда из кассы организации не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

Вывод инспекции, изложенный в оспариваемом постановлении, о том, что в кассовой книге заявителя выручка предприятия за 30.03.2006 в сумме 1361 руб. не оприходована и не отнесена на результаты хозяйственной деятельности, не обоснован. Он вытекает из анализа листа 87 кассовой книги заявителя за 29.03.2006 (л.д.44), в которой отражена общая сумма торговой выручки за день по каждому из 16 магазинов заявителя (по магазину ММ-5 принята от Ивановой Н.В. выручка в сумме 15588 руб.). Материалами дела об административном правонарушении не подтверждается, что инспекцией исследовалась кассовая книга заявителя за 30.03.2006 и кассовые документы за период с 29.03.2006 по 30.03.2006.

Суд считает, что оспариваемое постановление вынесено по неполно исследованным обстоятельствам дела. Факт неоприходования заявителем денежных средств в сумме 1361 руб. инспекцией не доказан.

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях заявителя состав вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу от 04.04.2006 N 000167 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении ООО "Монарх Северо-Запад".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-17933/2006
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 08 августа 2006

Поиск в тексте