АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года Дело N А33-239/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждения «Детский сад N 111 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (ОГРН 1022402060284, ИНН 246202226

7)

к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю

о признании недействительными пунктов 2556/1/1, 2556/1/4, 2556/1/5, 2556/1/7, 2556/1/8, 2556/1/9, 2556/1/10 предписания N 2556/1/1-10 от 22.10.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: О.В. Балыбердиной - заведующей учреждения, на основании приказа N 108л/с от 30.12.2004 (паспорт),

от административного органа: Якимова В.А., действующего на основании доверенности от 06.01.2011 N 13-5-36 (удостоверение).

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,

установил:

муниципальное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад N 111 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю (далее - административный орган) о признании недействительными пунктов 2556/1/1, 2556/1/4, 2556/1/5, 2556/1/7, 2556/1/8, 2556/1/9, 2556/1/10 предписания N 2556/1/1-10 от 22.10.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Заявление принято к производству суда. Определением от 17.02.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель учреждения в судебном заседании устно уточнил наименование заявителя, которым является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад N 111 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (далее - МБДОУ «Детский сад N 111»), в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласен на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждения «Детский сад N 111 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402060284.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 28.09.2010 N 2556 заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Атылина И.А. должностным лицом административного органа в период с 13 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. 07.10.2010 и с 10 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. 22.10.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях МДОУ «Детский сад N 111», эксплуатируемых на основании свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления от 22.10.2009 серия 24 ЕИ N 346180, от 26.08.2009 серия 24 ЕИ 305688, расположенных по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 46 «а», в ходе которой установлены, в том числе следующие нарушения:

1) ширина запасного эвакуационных выхода из здания (выход с лестничной клетки 0,9м.), а также ширина эвакуационных выходов из групповых помещений второго этажа здания на внутреннюю лестничную клетку (0,85 м.), выходов из актового зала (0,9 м.), запасных эвакуационных выходов из групп первого этажа на крыльцо (0,8 м.) менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 человек (списочная численность в группах от 20 до 30 человек), что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03), п. 6.16 СНиП 21-01-1997 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (пункт 2556/1/1);

2) уклон наружных открытых лестниц из групповых помещений второго этажа не соответствует требуемому нормативному значению, высота ограждения лестницы менее 1,2 м. (0,8 м.), что является нарушением п. 6.30* СНиП 21-01-1997 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (пункт 2556/1/4);

3) не выполнен выход на чердак здания через противопожарный люк 2-го типа, что является нарушением п. 8.4 СНиП 21-01-1997* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (пункт 2556/1/5);

4) отсутствует эвакуационное освещение в проходных помещениях, коридорах, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания детского сада, что является нарушением пункта 51 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03), пункта 4.3 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (пункт 2556/1/7);

5) не обеспечен противопожарный разрыв между зданиями детского сада и склада (расстояние между зданиями 3,5 м.), что является нарушением пункта 22 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03) (пункт 2556/1/8);

6) не обеспечен подъезд пожарных автомобилей со всех сторон к зданию детского сада (на расстоянии 3,5 м. от здания детского сада размещено здание склада), что является нарушением пункта 23 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03) (пункт 2556/1/9);

7) помещения складов не оборудованы соответствующими автоматическими установками обнаружения пожара в зависимости от категорий взрывопожарной и пожарной опасности указанных помещений, размещенных в здании склада, овощехранилища, что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности 01-03 (ППБ 01-03), пункта 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (пункт 2556/1/10).

По результатам проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Ликай Н.В. законному представителю учреждения - заведующей О.В. Балыбердиной 22.10.2010 выдано предписание N 2556/1/1-10 от 22.10.2010.

Согласно указанному предписанию орган пожарного надзора обязал МБДУ «Детский сад N 111» устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения, в срок до 01.04.2012 года.

Пункты 2556/1/1, 2556/1/4, 2556/1/5, 2556/1/7, 2556/1/8, 2556/1/9, 2556/1/10 предписания N 2556/1/1-10 от 22.10.2010 расценены заявителем как нарушающие его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании их недействительными.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных правовых норм для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статьей 6 указанного Закона установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктами 1, 2, 5 пункта 9 указанного Положения предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).

Таким образом, суд пришел к выводу, что Отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску является уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Ликай Н.В. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно пунктам 2, 9, 12 статьи 9 указанного Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 указанного Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе.

Статьей 16 указанного Закона установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о характере и лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, в период с 13 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. 07.10.2010 и с 10 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. 22.10.2010 в отношении учреждения проведена плановая проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в зданиях, сооружениях и прилегающей территории, по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 46 «а», на объектах, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления (свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 22.10.2009 серия 24 ЕИ N 346180, от 26.08.2009 серия 24 ЕИ 305688).

Проверка проведена на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 28.09.2010 N 2556, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Атылиным И.А. на основании плана проверок Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на 2010-2014 года.

Проверка проведена должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Ликай Н.В., указанным в распоряжении от 28.09.2010 N 2556.

Проверка проведена в пределах установленного в распоряжении срока, установленный законом предельный 20-дневный срок проведения проверки соблюден.

На основании акта проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Ликай Н.В. выдано оспариваемое предписание от 22.10.2010 N 2556/1/1-10 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что установленная законом процедура проведения проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Ликай Н.В. соблюдена.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.