АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2011 года Дело N А26-3279/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Одинцова М.А.,

при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебных заседаний Махницкой О.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем от 14.04.2011 N 81. при участии представителей:

заявителя, Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия, - Чехович Д.Л. - консультант (доверенность от 01.03.2011 в деле);

ответчика, Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, - Савельева Н.Е. - главный специалист (доверенность от 13.07.2011 в деле); установил:

Заявитель, Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия (далее по тексту - Управление), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - решения N 81 с/с, принятого 14 апреля 2011 года Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее по тексту - Фонд), которым к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, не принята сумма 73544,16 рублей.

Основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта заявитель считает его не соответствие положениям Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее по тексту - Закон N 81-ФЗ), Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее по тексту - Положение), и нарушение охраняемых законом прав и интересов заявителя. В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования в полном объеме. Ответчик заявленных требований не признал по тем основаниям, что оспариваемое решение вынесено в пределах полномочий органа, уполномоченного на осуществление контроля за расходованием страхователя средств государственного социального страхования, на основании выявленных в ходе проверки фактов нарушения законодательства о социальном страховании. В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в письменном отзыве на заявление. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Из материалов дела усматривается, что Фондом проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, результаты которой нашли отражение в акте N 112 с/с от 16.03.2011 (л.д. 13-15). Материалы документальной проверки были рассмотрены 11 апреля 2011 года, о чем свидетельствует протокол N 102 (л.д. 12). По результатам вышеуказанной проверки Фондом было принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, за N 81 с/с от 14 апреля 2011 года (л.д. 11).

Согласно вышеуказанному решению Фонд пришел к выводу о не принятии к зачету расходов, произведенных Управлением с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 73644,16 рублей, страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов с учетом настоящего решения и представить измененный расчет по авансовым платежам по ЕСН. Управление не согласилось с вышеуказанным решением и обратилось с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным полностью. Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд заявителем не пропущен, спор подведомственен арбитражному суду.

Согласно Закону N 165-ФЗ, Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.1994 (далее по тексту - Положение о ФСС РФ) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ФСС РФ) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. В соответствии с возложенными на ФСС РФ полномочиями отделения ФСС РФ осуществляют контроль за расходованием страхователями средств государственного социального страхования (пункт 18 Положения о ФСС РФ, подпункт 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ). Действующим законодательством предусмотрено право исполнительных органов ФСС РФ не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства (пункт 18 Положения о ФСС РФ, подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ). Контроль за расходованием средств государственного социального страхования осуществляется исполнительными органами ФСС РФ путем проведения выездных и камеральных проверок.

Выездная проверка страхователя проводится в соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мерк по их результатам, утвержденными постановлением СФФ РФ N 81 от 07.04.2008 (далее по тексту - Методические указания) в связи с обращением страхователя, применяющего специальный налоговый режим, за выделением денежных средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию. Согласно пункту 2.1 акта документальной выездной проверки Фонд пришел к выводу о том, что страхователем в проверяемый период произведено излишнее начисление и выплата пособий на сумму 41731,42 руб. по тому основанию, что застрахованному лицу, не имеющему заработка в расчетном периоде, средний заработок исчислен из должностного оклада (денежного содержания) на день временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в то время как Фонд считает правильным применение только районного коэффициента. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в сумму 41731,42 руб. входит сумма пособия по беременности и родам, выплаченная Максимовой Н.В. в марте и июле 2008 года, и сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплаченная в феврале 2008 года Романцовой Ю.В., однако ни акт проверки, ни оспариваемое решение не содержат обоснования позиции Фонда по эпизоду, связанному с начислением пособия Романцовой Ю.В.

Представитель Фонда в судебном заседании пояснила, что исчисление пособия по временной нетрудоспособности Романцовой Ю.В. исходя из денежного содержания без применения районных коэффициентов и процентных надбавок, должно было быть осуществлено в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (в редакции, действовавшей в период начисления пособия).

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, по страховым случаям, наступившим после 01.01.2007, определены Законом N 255-ФЗ. В соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию (далее по тексту - Положение).

Пунктом 11 вышеуказанного Положения (в редакции, действующей до 01.01.2010) установлен особый порядок расчета в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам не имело заработка. В этом случае средний заработок определяется исходя из тарифной ставки, установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

Согласно утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.11.2010 за N 251-П Положения об Управлении записи актов гражданского состояния Республики Карелия Управление является органом исполнительной власти Республики Карелия.

Из материалов дела усматривается, что гр. Романцова Ю.В. (до регистрации брака - Лисицина Ю.В.) принята на должность специалиста первой категории отдела ЗАГС Калевальского национального района (приказ N 34к от 05.03.1999), в проверяемый период являлась государственной служащей.

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в редакции от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Закон N 79-ФЗ) предусмотрено, что оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания.

Согласно части 2 статьи 50 Закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданской служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В соответствии с пунктом 9 статьи 50 Закона N 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент), а согласно пункту 10 указанной статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Анализ содержания вышеуказанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что понятие денежного содержания государственного служащего не предполагает включения в него районного коэффициента, а также процентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нм местностях. Применение указанных коэффициентов на все составляющие денежного содержания государственного служащего предусмотрено пунктом 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 (далее по тексту - Правила), пунктом 2 которого также определен состав денежного содержания гражданского государственного служащего, не включающего районного коэффициента и процентной надбавки.

Возможность применения районного коэффициента при исчислении пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица, не имевшего заработка в расчетном периоде, возникла с 01.01.2010 в результате введения пункта 11.1 в Положение об особенностях порядка исчисления пособий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.

При таких обстоятельствах суд полагает, что при исчислении размера пособия по нетрудоспособности, начисленного Романцовой Ю.В., следовало руководствоваться пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособия по временной нетрудоспособности (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) и производить начисление такого пособия без применения районного коэффициента и процентной надбавки.

Из материалов дела усматривается, что по эпизоду, связанному с начислением пособия по временной нетрудоспособности Романцовой Ю.В., Фонд при вынесении решения исключил только сумму северной процентной надбавки в размере 2323,2 руб., сохранив районную надбавку. Суд полагает, что в данном случае решение Фонда по данному эпизоду не нарушает права и законные интересы Управления, поскольку фактически правомерность применения районной и северной надбавки по этому эпизоду заявителем не подтверждена.

По эпизоду, связанному с правомерностью начисления пособия по беременности и родам Максимовой Н.В., в марте и июле 2008 года в общей сумме 119645,13 руб., судом установлено следующее.

Согласно статье 19 Закона N 165-ФЗ денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования за очередной финансовый год.

Статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23400 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по беременности и по родам определяются с учетом таких районных коэффициентов.

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрен Законом N 255-ФЗ.

В соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию (далее по тексту - Положение).

Пунктом 11 вышеуказанного Положения (в редакции, действующей до 01.01.2010) установлен особый порядок расчета в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам не имело заработка. В этом случае средний заработок определяется исходя из тарифной ставки, установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

Содержание понятия денежное содержание гражданского государственного служащего и его состав определены в Законе N 79-ФЗ (статья 50) и в Правилах, и не включает в себя районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Однако порядок начисления пособия по беременности и родам предполагает учет положений, как вышестоящего Положения, так и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере социального страхования.

В частности, статьей 5 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что размер государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Следовательно, при исчислении пособия по беременности и родам застрахованному лицу, которому такое исчисление осуществляется с учетом положений пункта 11 Правил (в редакции, действовавшей до 01.01.2010), применение районного коэффициента является правомерным с учетом требований статьи 5 Закона N 81-ФЗ.

Доводы заявителя, что помимо районного коэффициента при исчислении пособия работнику, не имевшему доходов в расчетном периоде, следует учитывать и северную надбавку, не основаны на нормах законодательства об обязательном социальном страховании, а вытекают из толкования норм законодательства, регулирующего порядок исчисления денежного содержания государственного служащего.

Суд полагает, что приведенное Управлением толкование норма законодательства, регулирующего порядок исчисления денежного содержания государственного служащего, не может быть распространено на положения законодательства об обязательном социальном страховании, поскольку ведет к преимущественному положению государственных служащих по сравнению с иными категориями застрахованных лиц (не являющихся государственными служащими).

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что оспариваемое решение Фонда по эпизоду, связанному с начислением пособия по беременности и родам Максимовой Н.В. в 2008 году, соответствует требованиям Закона N 255-ФЗ, Закона N 81-ФЗ и Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Согласно пункту 2.2 акта Фонд пришел к выводу о том, что страхователем были излишне выплачены 31812,74 руб. пособий по уходу за ребенком, поскольку при исчислении среднего заработка для назначения ежемесячного пособия застрахованному лицу, не имеющему заработка в расчетном периоде, средний заработок был исчислен из должностного оклада (денежного содержания) на день отпуска с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в то время как Фонд считает правильным применение только районного коэффициента.

Из материалов дела усматривается, что выплата вышеуказанного пособия была осуществлена Управлением своему работнику, являющемуся государственным служащим, не имеющему в расчетном периоде заработка, в 2008-2009 годах.

В соответствии с положениями статьи 5.1 Закона N 81-ФЗ (в действовавшей в 2008-2009 годах редакции) порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» установлено, что с 1 января 2007 года исчисление ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Законом N 255-ФЗ для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно статье 5 Закона N 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Следовательно, Фондом сделан правильный вывод о том, что пособие по уходу за ребенком, выплаченное в 2008-2009 годах гр. Максимовой Н.В., должно было быть исчислено с применением районного коэффициента, но без учета северной надбавки, поскольку применение указанной процентной надбавки к должностному содержанию государственного служащего при исчислении такого пособия законодательством РФ об обязательном социальном страховании не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Управлением требования удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.

Учитывая, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, судебные расходы им не понесены, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

     Судья

Одинцова М.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка