ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2011 года Дело N А32-28236/2010

15АП-1393/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н. судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А.

при участии: от таможни: представитель не явился (уведомление от 16.02.11г. N 391460; от предпринимателя: представитель не явился (уведомлен телеграммой);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 21.12.2010 по делу N А32-28236/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Бескровного А. В. к заинтересованному лицу Краснодарской таможне о признании незаконными действий, принятое в составе судьи Федькина Л.О.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарская таможня (далее - таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10309120/070410/0002144, о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 21.07.10г. N 1020.

Решением суда от 21.12.10г. заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель представил доказательства несоответствия оспариваемых им действий и ненормативных актов таможни действующему законодательству и нарушение ими его прав и имущественных интересов общества, в то время как таможня не доказала, что оспариваемые действия и ненормативный акт соответствуют действующему законодательству РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что предпринимателем не были выполнены требования о заявлении таможенной стоимости оформленного товара и представлении сведений, относящихся к её определению на основании достоверной и документально подтверждённой информации.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Таможня и предприниматель, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.

Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей таможни и предпринимателя.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в 2010 г. во исполнение контракта N01/09 от 31.08.2009 г., заключенного с фирмой BESTWAY (HONG KONG) INTERNATIONAL LIMITED, предпринимателем на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены товары - круги надувные, бассейны, тенты для бассейнов, матрацы надувные, подушки надувные, насосы ручные и ножные для надувных изделий, лестницы для бассейнов, раскладушки, насосы бытовые для циркуляции воды в домашних бассейнах, очистители, наборы ля очистки бассейнов, проточные водонагреватели для бассейнов и иные товары в соответствии с дополнением к ГТД N 10309120/070410/0002144 изготовителя BESTWAY INFLATABLES AND MATERIAL CORP на условиях поставки FOB-Шанхай согласно Инкотермс-2000.

В целях таможенного оформления указанных товаров предприниматель подал в таможню (Краснодарский таможенный пост) таможенную декларацию, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки "по цене сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе".

При таможенном оформлении представлялись все документы установленные Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом Приказа ФТС РФ от 25 апреля 2007 года N 536, а именно: ГТД, ДТС; ТТН, транзитные декларации; внешнеторговый контракт N01/09 от 31.08.2009 г.; паспорт сделки; приложение N3 от 05.10.2009 г. к контракту N01/09 от 31.08.2009 г.; коммерческий инвойс N2009ЕНК-5269 от 5.10.2010 г. с упаковочным листом; письмо на разбивку партии; агентский договор N01/01/10 от 1.01.2010 г. (перевозка); заявка на перевозку; проформа-инвойс N SEBJ10010215 от 27.01.2010 г. (на транспортировку); коносамент OOLU2503325800; декларации соответствия; каталог; экспортная декларация; валютные платежные поручения по оплате товара и фрахта.

Таможенная стоимость товара N 1 расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 239 228,16 руб., товара N 2 - 259 996,01 руб., товара N 3 - 291 916,85 руб., товара N 4 - 23 994,78 руб., товара N 5 - 300 962,44 руб., товара N 6 - 69 896,49 руб., товара N 7 -17 739,12 руб., товара N 8 - 7 045,76 руб., товара N 9 - 76 308,88 руб., товара N 10 -17 988,26 руб. - товара N 11 - 95 309,78 руб., товара N 12 - 151 509,51 руб., товара N 13 -56 508,81 руб., товара N 14-26 595,52 руб., товара N 15 - 274 909,64 руб., товара N 16 -129 021,54 руб., товара N 17 - 12 388,49 руб., товара N 18 - 109 877,06 руб., товара N 19 -214 592,70 руб., товара N 20 - 110 984,74 руб., товара N 21 - 42 757,07 руб., товара N 22 -157 473,33 руб., товара N 23 - 145 624,92 руб., товара N 24 - 586 139,98 руб., товара N 25 -222 957,55 руб., товара N 26 - 1 107 564,49 руб.

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем была им условно откорректирована, также таможенным органом был рассчитан размер обеспечения уплаты таможенных платежей, который составил 383 320,54 руб., и был осуществлен условный выпуск товара.

Предпринимателем в связи с условной оценкой таможенной стоимости было подано заявление о зачете 383 320,54 руб. авансовых платежей, в счет обеспечения уплаты дополнительно начисленных платежей по ГТД N 10309120/070410/0002144 (ТР N 4911735).

Таможней в адрес общества были направлены:

- запрос от 08.04.2010 г. N 1 о предоставлении в срок до 17.05.2010 г. дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, а именно: пояснения по условиям продажи; перевод инвойса N 2009ЕНК-5269 от 05.10.2009 г.; перевод декларации страны экспорта; пояснения по сумме оплаты за товар, т.к. сумма оплаты за товар не идентифицируется с поставкой; каталоги и прайс-листы продавца, указанные в п. 1.1 контракта, прайс-лист производителя; пояснения по следующему вопросу: агентский договор N1/01/10 заверен печатью агента, которая существенно отличается от печати этого же агента в проформе N SEBJ10010215 и от печати его в заявке на перевозку; перевод заявки на перевозку; выписка из лицевого счета банка, подтверждающая факт списания денежных средств в счет оплаты за транспортные расходы.

- уведомление от 08.04.2010 г. б/н об обеспечении уплаты таможенных платежей по расчету либо предоставлении запрашиваемых документов в соответствии с вышеуказанным запросом;

- требование от 08.04.2010 г. б/н о необходимости корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии с предложенным расчетом, предоставления запрашиваемых документов либо осуществления оплаты таможенных платежей.

В согласованный с таможенным органом срок предпринимателем была предоставлена опись документов от 21 мая 2010 г. с приложением следующих документов и сведений: пояснения по условиям продажи с приложением «затраты по ГТД» и прайс-листом ИП Бескровный от 10 мая 2010 г.; экспортная декларация 220120100519882242 с переводом; перевод коммерческого инвойса ЕНК-5269 от 05.10.2009 г.; прайс-лист производителя от 02.09.2009 г. с сертификатом N103100ВО/00791; каталоги компании BESTWAY (9 шт); ведомость банковского контроля; валютные платежные поручения с выписками от 7.10.2009 г., от 03.11.2009 г., от 26.11.2009 г., от 12.01.2010 г., от 08.04.2010 г. (оплата товара по контракту); пояснение в отношении оплаты товара; копия электронной переписки с компанией NOEL INTERNATIONAL HOLDING CO., LTD за 9-12 мая 2010 г., а также пояснение в отношении различия печатей в агентском договоре, проформе, заявке: в адрес компании NOEL INTERNATIONAL HOLDING CO., LTD был направлен запрос, на который был получен ответ следующего содержания: «...круглая печать - это печать для инвойсов и других документов. Другая прямоугольная печать это генеральная печать для контрактов и других главных документов и она находится только у директора»; документы для подтверждения транспортных расходов: платежное поручение об оплате фрахта от 11.02.2010 г.; выписка из лицевого счета за 11.02.10 г.; заявка от 22.01.2010 г. с переводом.

25.05.2010 г. таможенный орган принял решение о невозможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТДN 10309120/070410/0002144, о чем сообщил в Дополнении 1 к ДТС N 10309120/070410/0002144.

Таможней была самостоятельно определена таможенная стоимость задекларированных товаров по шестому и третьему методу в соответствии с ГТД N 10110050/150210/0001028, N 10210180/110210/0003833, N 10126120/010410/0005100, N 10216100/070310/0020490, N 10216100/270210/0017298, N 10126040/300310/0002295, N 10216100/090310/0020871, N 10216020/010310/0002179, N 10102150/020210/П000794, N 10617010/310809/0003786.

Несмотря на то, что использованная информация была несопоставима с оцениваемым товаром по условиям поставки, каких-либо вычетов, связанных как минимум с изменением места ввоза, сделано не было.

В связи с определением таможенной стоимости, таможней предпринимателю выставлено требование об уплате таможенных платежей N 1020 от 21.07.2010 г. на сумму 383 320,54 рублей по ГДТ N 10309120/070410/0002144.

Не согласившись с указанными действиями требованием предприниматель обратился в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что таможня неправомерно произвела корректировку ввезённых обществом товаров.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Также, в соответствии со ст.ст. 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ определяется право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товара таможенный контроль за ними может проводиться в любое время.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Пунктом 2 ст.12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные ст. 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных ст. 19.1 настоящего Закона.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 настоящего Закона.

В силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Кроме того, в силу п.п. 5, 6 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.

В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 названной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме.

Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с п.п. 3 и 4 настоящей статьи.

В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

1) расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

2) расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;

3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в Положении «О контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном При казом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 N 1206, и Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».