• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2011 года Дело N А32-28236/2010

15АП-1393/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2011 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смотровой Н.Н. судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лыковой В.А.

при участии: от таможни: представитель не явился (уведомление от 16.02.11г. N 391460; от предпринимателя: представитель не явился (уведомлен телеграммой);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 21.12.2010 по делу N А32-28236/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Бескровного А. В. к заинтересованному лицу Краснодарской таможне о признании незаконными действий, принятое в составе судьи Федькина Л.О.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарская таможня (далее - таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10309120/070410/0002144, о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 21.07.10г. N 1020.

Решением суда от 21.12.10г. заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель представил доказательства несоответствия оспариваемых им действий и ненормативных актов таможни действующему законодательству и нарушение ими его прав и имущественных интересов общества, в то время как таможня не доказала, что оспариваемые действия и ненормативный акт соответствуют действующему законодательству РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что предпринимателем не были выполнены требования о заявлении таможенной стоимости оформленного товара и представлении сведений, относящихся к её определению на основании достоверной и документально подтверждённой информации.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Таможня и предприниматель, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.

Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей таможни и предпринимателя.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в 2010 г. во исполнение контракта N01/09 от 31.08.2009 г., заключенного с фирмой BESTWAY (HONG KONG) INTERNATIONAL LIMITED, предпринимателем на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены товары - круги надувные, бассейны, тенты для бассейнов, матрацы надувные, подушки надувные, насосы ручные и ножные для надувных изделий, лестницы для бассейнов, раскладушки, насосы бытовые для циркуляции воды в домашних бассейнах, очистители, наборы ля очистки бассейнов, проточные водонагреватели для бассейнов и иные товары в соответствии с дополнением к ГТД N 10309120/070410/0002144 изготовителя BESTWAY INFLATABLES AND MATERIAL CORP на условиях поставки FOB-Шанхай согласно Инкотермс-2000.

В целях таможенного оформления указанных товаров предприниматель подал в таможню (Краснодарский таможенный пост) таможенную декларацию, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки "по цене сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе".

При таможенном оформлении представлялись все документы установленные Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом Приказа ФТС РФ от 25 апреля 2007 года N 536, а именно: ГТД, ДТС; ТТН, транзитные декларации; внешнеторговый контракт N01/09 от 31.08.2009 г.; паспорт сделки; приложение N3 от 05.10.2009 г. к контракту N01/09 от 31.08.2009 г.; коммерческий инвойс N2009ЕНК-5269 от 5.10.2010 г. с упаковочным листом; письмо на разбивку партии; агентский договор N01/01/10 от 1.01.2010 г. (перевозка); заявка на перевозку; проформа-инвойс N SEBJ10010215 от 27.01.2010 г. (на транспортировку); коносамент OOLU2503325800; декларации соответствия; каталог; экспортная декларация; валютные платежные поручения по оплате товара и фрахта.

Таможенная стоимость товара N 1 расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 239 228,16 руб., товара N 2 - 259 996,01 руб., товара N 3 - 291 916,85 руб., товара N 4 - 23 994,78 руб., товара N 5 - 300 962,44 руб., товара N 6 - 69 896,49 руб., товара N 7 -17 739,12 руб., товара N 8 - 7 045,76 руб., товара N 9 - 76 308,88 руб., товара N 10 -17 988,26 руб. - товара N 11 - 95 309,78 руб., товара N 12 - 151 509,51 руб., товара N 13 -56 508,81 руб., товара N 14-26 595,52 руб., товара N 15 - 274 909,64 руб., товара N 16 -129 021,54 руб., товара N 17 - 12 388,49 руб., товара N 18 - 109 877,06 руб., товара N 19 -214 592,70 руб., товара N 20 - 110 984,74 руб., товара N 21 - 42 757,07 руб., товара N 22 -157 473,33 руб., товара N 23 - 145 624,92 руб., товара N 24 - 586 139,98 руб., товара N 25 -222 957,55 руб., товара N 26 - 1 107 564,49 руб.

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем была им условно откорректирована, также таможенным органом был рассчитан размер обеспечения уплаты таможенных платежей, который составил 383 320,54 руб., и был осуществлен условный выпуск товара.

Предпринимателем в связи с условной оценкой таможенной стоимости было подано заявление о зачете 383 320,54 руб. авансовых платежей, в счет обеспечения уплаты дополнительно начисленных платежей по ГТД N 10309120/070410/0002144 (ТР N 4911735).

Таможней в адрес общества были направлены:

- запрос от 08.04.2010 г. N 1 о предоставлении в срок до 17.05.2010 г. дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, а именно: пояснения по условиям продажи; перевод инвойса N 2009ЕНК-5269 от 05.10.2009 г.; перевод декларации страны экспорта; пояснения по сумме оплаты за товар, т.к. сумма оплаты за товар не идентифицируется с поставкой; каталоги и прайс-листы продавца, указанные в п. 1.1 контракта, прайс-лист производителя; пояснения по следующему вопросу: агентский договор N1/01/10 заверен печатью агента, которая существенно отличается от печати этого же агента в проформе N SEBJ10010215 и от печати его в заявке на перевозку; перевод заявки на перевозку; выписка из лицевого счета банка, подтверждающая факт списания денежных средств в счет оплаты за транспортные расходы.

- уведомление от 08.04.2010 г. б/н об обеспечении уплаты таможенных платежей по расчету либо предоставлении запрашиваемых документов в соответствии с вышеуказанным запросом;

- требование от 08.04.2010 г. б/н о необходимости корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии с предложенным расчетом, предоставления запрашиваемых документов либо осуществления оплаты таможенных платежей.

В согласованный с таможенным органом срок предпринимателем была предоставлена опись документов от 21 мая 2010 г. с приложением следующих документов и сведений: пояснения по условиям продажи с приложением «затраты по ГТД» и прайс-листом ИП Бескровный от 10 мая 2010 г.; экспортная декларация 220120100519882242 с переводом; перевод коммерческого инвойса ЕНК-5269 от 05.10.2009 г.; прайс-лист производителя от 02.09.2009 г. с сертификатом N103100ВО/00791; каталоги компании BESTWAY (9 шт); ведомость банковского контроля; валютные платежные поручения с выписками от 7.10.2009 г., от 03.11.2009 г., от 26.11.2009 г., от 12.01.2010 г., от 08.04.2010 г. (оплата товара по контракту); пояснение в отношении оплаты товара; копия электронной переписки с компанией NOEL INTERNATIONAL HOLDING CO., LTD за 9-12 мая 2010 г., а также пояснение в отношении различия печатей в агентском договоре, проформе, заявке: в адрес компании NOEL INTERNATIONAL HOLDING CO., LTD был направлен запрос, на который был получен ответ следующего содержания: «...круглая печать - это печать для инвойсов и других документов. Другая прямоугольная печать это генеральная печать для контрактов и других главных документов и она находится только у директора»; документы для подтверждения транспортных расходов: платежное поручение об оплате фрахта от 11.02.2010 г.; выписка из лицевого счета за 11.02.10 г.; заявка от 22.01.2010 г. с переводом.

25.05.2010 г. таможенный орган принял решение о невозможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТДN 10309120/070410/0002144, о чем сообщил в Дополнении 1 к ДТС N 10309120/070410/0002144.

Таможней была самостоятельно определена таможенная стоимость задекларированных товаров по шестому и третьему методу в соответствии с ГТД N 10110050/150210/0001028, N 10210180/110210/0003833, N 10126120/010410/0005100, N 10216100/070310/0020490, N 10216100/270210/0017298, N 10126040/300310/0002295, N 10216100/090310/0020871, N 10216020/010310/0002179, N 10102150/020210/П000794, N 10617010/310809/0003786.

Несмотря на то, что использованная информация была несопоставима с оцениваемым товаром по условиям поставки, каких-либо вычетов, связанных как минимум с изменением места ввоза, сделано не было.

В связи с определением таможенной стоимости, таможней предпринимателю выставлено требование об уплате таможенных платежей N 1020 от 21.07.2010 г. на сумму 383 320,54 рублей по ГДТ N 10309120/070410/0002144.

Не согласившись с указанными действиями требованием предприниматель обратился в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что таможня неправомерно произвела корректировку ввезённых обществом товаров.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Также, в соответствии со ст.ст. 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ определяется право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товара таможенный контроль за ними может проводиться в любое время.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Пунктом 2 ст.12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные ст. 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных ст. 19.1 настоящего Закона.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 настоящего Закона.

В силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Кроме того, в силу п.п. 5, 6 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.

В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 названной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме.

Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с п.п. 3 и 4 настоящей статьи.

В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

1) расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

2) расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;

3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в Положении «О контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном При казом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 N 1206, и Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26.07.05 г. N 29 под отсутствием документального подтверждения таможенной стоимости товаров (причина, указанная таможней в качестве обоснования корректировки) следует понимать одно или несколько следующих обстоятельств: - отсутствие документального подтверждения заключения сделки; - отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара; - отсутствие информации об условиях поставки и оплаты товара; - наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Ни одно из вышеперечисленных обстоятельств в данном случае не имеет место. Для подтверждения стоимости товара на условиях поставки FOB-Шанхай предприниматель представил в Краснодарскую таможню при таможенном оформлении все необходимые документы.

По ГТД N 10309120/070410/0002144: ГТД, ДТС; ТТН, транзитные декларации; внешнеторговый контракт N01/09 от 31.08.2009 г.; паспорт сделки; приложение N3 от 05.10.2009 г. к контракту N01/09 от 31.08.2009 г.; коммерческий инвойс N2009ЕНК-5269 от 5.10.2010 г. с упаковочным листом; письмо на разбивку партии; агентский договор N01/01/10 от 1.01.2010 г. (перевозка); заявка на перевозку; проформа-инвойс N SEBJ10010215 от 27.01.2010 г. (на транспортировку); коносамент OOLU2503325800; декларации соответствия; каталог; экспортная декларация; валютные платежные поручения по оплате товара и фрахта.

Данные документы были составлены в соответствии с требованиями статей 160 и 161 ГК РФ, устанавливающих порядок и условия для заключения сделок в письменной форме.

Так же были соблюдены существенные условия договора, установленные ст. 432 ГК РФ и главой 30 ГК РФ применительно к договору купли-продажи, а именно согласовано количество товара, цена, условия поставки и оплаты.

Товар был поставлен в количестве и на условиях, установленных Контрактом, Дополнительными соглашениями и Приложениями к нему.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предпринимателем были соблюдены все требования к документальному подтверждению как самой сделки, так и таможенной стоимости, при этом таможенным органом не представлено доказательств недостоверности заявленных сведений.

В соответствии с положениями статей 154, 421, 424 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по взаимному согласию между сторонами; исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Данные нормы гражданского права определяют, что никто не может вмешиваться и оказывать какое-либо влияние на стороны при заключении договора, влиять на условия договора. Эти положения в полном объеме применяются и к ценам, установленным в договоре по взаимному согласию сторон.

Таким образом, Контракт N 01/09 от 31.08.2009 г. заключен с соблюдением норм гражданского права, в том числе это касается положений и по закреплению обоюдно приемлемых условий поставки и по установлению цен товаров.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. N 163-ФЗ устанавливает основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, одними из которых являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения

Вывод таможенного органа о необходимости корректировки таможенной стоимости и его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, поскольку предпринимателем в таможенный орган своевременно были предоставлены все документы, необходимые для определения таможенной стоимости по 1 методу и дополнительные документы в соответствии с запросом таможенного органа N 1 от 08.04.2010 г. Представленные предпринимателем документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.

Согласно п. 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. "а" - "г", "е" - "т", "ц " - "щ" п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли -продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет -фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета- фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета- проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536, в соответствии со ст.ст. 323, 367 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах "а" - "д" п. 1 настоящего приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы (если ранее не представлялись); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара); сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, и х величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и графи к проведения монтажных и пуско - наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя); документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

При использовании в качестве основания для отказа от применения основного метода зависимости продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.

Судом первой инстанции правильно установлено, что предпринимателем своевременно предоставлялись в таможенный орган документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу, в том числе и дополнительные.

Также по смыслу ст. 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях.

Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Таким образом, вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из первоначально представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Согласно п. 7 ст. 323 ТК РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, данный орган вправе на основании п. 7 ст. 323 ТК РФ самостоятельно определить таможенную стоимость товара.

Пунктом 2 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.

Согласно п. 6 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

Поэтому, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.

Таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенного товара.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал доводы таможни о правомерности применения третьего и шестого метода определения таможенной стоимости в отношении товаров, заявленных в ГТД 10309120/070410/0002144, а также отказа в применении первого метода, несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе».

Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем: 1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме; 2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара; 3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты; 4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных предпринимателем документах, таможенным органом не сделано.

Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту N 01/09 от 31.08.2009 г., и представленными предпринимателем для подтверждения таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД N 10309120/070410/0002144, судами первой и апелляционной инстанциями не выявлено.

На основании вышеприведенной позиции ВАС РФ довод таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтвержден документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.

В дополнении N 1 к ДТС-2 таможенный орган также ссылается на то, что заявленная таможенная стоимость имеет низкий уровень по сравнению с товарами того же класса и вида, перемещаемыми в текущем периоде, что может служить признаком недостоверности заявленных сведений.

Из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.

Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнивать условия и характер ввоза.

Судом первой инстанции правильно установлено, что корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в ГТД N 10309120/070410/0002144 осуществлялась таможней на основе ГТД полученных из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ». Корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе товаров, условия поставки, наименование товара, вес брутто которых несопоставимы с условиями поставки, наименованием товара, весом брутто товаров, поставляемых в адрес предпринимателя Бескровного А.В.

При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.

Из вышеизложенного следует, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ГТД 10309120/070410/0002144 была произведена таможенным органом неверно, поскольку согласно выписок из ГТД, полученных из ИАС «Мониторинг-Анализ», корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе товаров, состав, торговая марка, условия ввоза, производитель, вес которых несопоставимы с составом, торговой маркой, условиями ввоза, производителем, весом товаров, поставляемых в адрес предпринимателя.

На основании изложенного судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в ГТД N 10309120/070410/0002144, была произведена таможней неверно, следовательно, начисление дополнительных платежей, а также пени произведено необоснованно, в связи с чем требование от 21.07.2010 г. N 1020 об уплате сумм таможенных пошлин подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В силу п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

На основании вышеперечисленного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предприниматель доказал несоответствие оспариваемых им действий и ненормативных актов таможни действующему законодательству и нарушение ими его прав и имущественных интересов, в то время как таможня не доказала, что оспариваемые действия и ненормативный акт соответствуют действующему законодательству РФ.

Таким образом, требования предприниматель о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10309120/070410/0002144. и признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 21.07.2010 г. N 1020, являются законными, обоснованными, в связи с чем правомерно признаны подлежащими удовлетворению судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2010г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Н.Н.Смотрова
Судьи
Л.А.Захарова
Н.Н.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-28236/2010
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 марта 2011

Поиск в тексте