ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 года Дело N А32-45113/2009

15АП-4846/2010

15АП-5255/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д.В. Николаева судей И.Г. Винокур, А.В. Гиданкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.

при участии: от ОАО "Зарубежстройкомплект": представитель по доверенности Неподоба Т.А., доверенность от 12.02.2010 г., в материалах дела (т.4, л.д. 71);

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийск Краснодарского края: представители по доверенности Белокопытова Т.П., доверенность от 28.05.2010 г., Кирсанова Е.В., доверенность от 28.05.2010 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийск Краснодарского края, ОАО "Зарубежстройкомплект" на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17 марта 2010 по делу N А32-45113/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Зарубежстройкомплект" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийск Краснодарского края о признании недействительным решения N 125д3 от 08.07.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части принятое в составе судьи Федькина Л.О.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Зарубежстройкомплект» (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением (уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Инспекции ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края (далее также - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 125д3 от 08.07.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 016 335 руб. и 2 197 280 руб. соответствующей пени, НДС в сумме 331 070 руб. и 99 743 руб. соответствующей пени, НДФЛ в сумме 672 477 руб. и 458 670 руб., соответствующей пени; 134 495 руб. штрафа по ст.123 НК РФ.

Оспариваемым судебным актом признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 08.07.2009 N 125д3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

- доначисления налога на добавленную стоимость за 2006 год в сумме 331 070 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 99 743 руб.;

- привлечения к налоговой ответственности в виде штрафных санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 134 495 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

С Инспекции ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края в пользу открытого акционерного общества «Зарубежстройкомплект» взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить в части удовлетворённых требований по мотивам, изложенным в апелляционной жалобы.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт в части удовлетворённых требований оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество также обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило оспариваемый судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требований по мотивам, изложенным в апелляционной жалобы.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит апелляционную жалобу общества оставить без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Налоговым органом на основании решения заместителя начальника инспекции от 30.12.2008 N 1476 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по следующим налогам: единый социальный налог, налог на добавленную стоимость (далее - НДС), налог на имущество организации, налог на прибыль организации, обязательное пенсионное страхование, транспортный налог за период с 01.01.2005 по 31.12.2007; налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.10.2005 по 30.09.2008; налог на доходы физических лиц, полученных в виде дивидендов за период с 01.07.2005 по 30.09.2008.

По результатам данной проверки составлен акт выездной налоговой проверки N 41д2 от 01.06.2009, которым установлены следующие обстоятельства: неполная уплата единого социального налога в сумме 9 143 руб., неполная уплата НДС в сумме 479 038 руб., неполная уплата НДФЛ в сумме 2 291 902 руб., неполная уплата налога на прибыль организации в сумме 5 085 114 руб., неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 667 руб., неполная уплата транспортного налога в сумме 42 131 руб.; всего установлена неполная уплата на сумму 7 917 995 руб. Данным актом выездной налоговой проверки предлагалось взыскать с общества: вышеперечисленные суммы неуплаченных налогов в общей сумме 7 917 995 руб., в том числе: по единому социальному налогу в сумме 9 143 руб., по НДС в сумме 479 038 руб., по НДФЛ в сумме 2 291 902 руб., по налогу на прибыль организации в сумме 5 085 114 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 667 руб., по транспортному налогу в сумме 42 131 руб.; пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 3 782 057 руб.; привлечь общество к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных налогов; п. 1 ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в размере 20 % от суммы задолженности; п. 2 ст.119 НК РФ за непредставление обществом в установленные законодателем сроки налоговой декларации по транспортному налогу за 2005, 2006, 2007 годы; предлагалось внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Уведомлением от 02.07.2009 N б/н., полученным директором предприятия Семикиным В. Г. 02.07.2009, общество извещалось о рассмотрении материалов проверки инспекцией, в том числе акта от 01.06.2009 N 41д2, 08.07.2009 в 11 час. 00 мин.

08.07.2009 сотрудниками инспекции с участием представителей заявителя составлен протокол рассмотрения проверки.

08.07.2009 по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 41д2 от 01.06.2009, материалов дела о налоговом правонарушении, возражений налогоплательщика, принято решение N 125д3.

Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения: по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 % от не полностью уплаченной суммы налога в размере 23 290 руб.; по п. 1 ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20 % от не полностью перечисленного НДФЛ в размере 135 834 руб.; по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу за период с по 08.07.2009 в сумме 132 855 руб., всего сумма штрафных санкций составила 291 979 руб. Названным решением начислены пени на общую сумму 3 841 824 руб.; обществу предложено уплатить недоимку в сумме 6 163 382 руб.; удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного налога на доходы физических лиц 1 619 425 руб.

Таки м образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом при принятии оспариваемого решения соблюдены.

20.07.2009 заявитель, не согласившись с решением инспекции от 08.07.2009 N 125д3 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой N 39н.

Управлением ФНС по Краснодарскому краю 14.09.2009 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества принято решение N 16-12-589-1225, которым апелляционная жалоба общества удовлетворена частично путем отмены в резолютивной части оспариваемого решения п. 5 в части удержания и перечисления в бюджет суммы 1 599 033 руб. и соответствующего перерасчета пени; в остальной части оспариваемое решение инспекции от 08.07.2009 N 125д3 утверждено.

06.11.2009 заявитель, не согласившись с решением инспекции от 08.07.2009 N 125д3 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в части доначисления: 5 016 335 рублей налога на прибыль за 2005 год, в том числе 3 657 744 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов РФ и 1 602 183 рублей пени; 1 358 591 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и 595 097 рублей пени; 331 070 рублей налога на добавленную стоимость за 2006 и 99 743 рублей пени за его несвоевременную уплату; 672 477 рублей НДФЛ за период с 01.10.2005 по 30.09.2007, 458 670 рублей пени и 134 495 рублей штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ (в соответствии с предметом заявленных требований, измененным в порядке ст. 49 АПК РФ).

Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В части доначисления налога на прибыль организаций.

В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); 2) внереализационные доходы.

Вместе с тем, в силу того же пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации, на что и ссылается заявитель, при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Из материалов дела следует, что налогоплательщиком представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 с нулевыми показателями без отражения финансово-хозяйственной деятельности общества; доходы от реализации продукции товаров (работ, услуг), расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации продукции, внереализационные доходы, внереализационные расходы в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 отсутствуют; налог на прибыль обществом не исчислен. По данным бухгалтерского учета и по данным налоговых регистров, с учетом обстоятельств, установленных в ходе проверки, доходы от реализации продукции (работ, услуг) составили 147 932 460 руб., в том числе от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт - 140 610 039 руб.; НДС внешнеторговыми контрактами не предусмотрен; расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации - 126071734 руб.; внереализационные доходы - 1617915 руб., внереализационные расходы - 2577245 руб.; прибыль (налоговая база для исчисления налога на прибыль) - 20901396 руб., налог на прибыль - 5016335 руб.

В части налога на прибыль организаций заявитель не согласен с начислением инспекцией обществу налога на сумму 5 016 335 руб., соответствующих сумм пени. Заявитель в обоснование заявленных требований приводит доводы, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению.

Согласно приложению N 2 к приказу от 06.10.2005 N 24 «Учетная политика ОАО «Зарубежстройкомплект» для целей налогообложения на 2005 год» датой реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС является дата оказания услуг или отгрузки иного имущества организации («по отгрузке»); признание доходов и расходов для целей налогообложения налогом на прибыль производится по методу начисления.

В обоснование своей позиции заявитель указывает, что инспекцией завышены доходы общества на сумму НДС - 21 488 989 руб. в нарушение п. 1 ст. 248 НК РФ, что привело к неправомерному начислению налога на прибыль организаций в сумме 5 016 335 руб.

В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией на основании представленных обществом счетов-фактур, инвойсов, регистров бухгалтерского и налогового учёта, книги продаж, карточки учёта по сч. 62 «Расчёты с покупателями», сч. 90 «Доходы», «НДС» установлено, что доходы общества составили 147 932 460 руб., в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта - 140 610 039 руб., облагаемая НДС по ставке 0%; выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации - 7 322 421 руб., облагаемая НДС по ставке 18%. Доходы признаны в целях налогообложения по методу начисления.

Из материалов дела следует, что общая сумма, полученная от реализации товаров (работ, услуг) вывезенных в таможенном режиме экспорта составила 140 610 039 руб.; указанная сумма заявителем не оспаривается и признаётся, что следует из содержания заявления общества от 05.10.2009 (т. 1 л.д. 4).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт (140610039 руб.) включает в себя: выручку от реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта в сумме 68765658 руб., которая документально подтверждена (в инспекцию представлен пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, налогообложение стоимости товара произведено в соответствии с под п 1. п 1 ст. 164 НК РФ. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта в сумме 71844383 руб. документально не подтверждена (не представлены документальные доказательства, предусмотренные ст. 165 НК РФ), произведено начисление НДС по ставке 18 % к стоимости отгруженного товара (работ, услуг) в сумме 12931988 руб. (71844383 х 18 %).

На основании изложенного следует, что по результатам проверки определен доход от реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения налогом на прибыль в сумме 147932460 руб., который не включает НДС.

Заявитель указывает, что исчисленный обществом НДС 21 448 989 руб. от суммы в 140 610 039 руб. в силу п. 1 ст. 248 НК РФ не должен учитываться при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, а именно при определении дохода организации.

Таким образом, заявитель считает, что при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций доход общества не должен включать в себя 21 448 989 руб. НДС и должен составлять 126 443 471 руб. (147 932 460 руб. - 21 448 989 руб.).

Из материалов дела следует, что общество осуществляло реализацию товаров на экспорт, что предполагает в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налоговую ставку 0 % по НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт не выставляют своим контрагентам НДС, поскольку последние не являются плательщиками НДС; при вывозе экспортируемого товара НДС не взимается и в стоимость товара (работ, услуг) не включается НДС.

Однако, обществом при осуществлении реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, исчислен НДС в сумме 21 448 989 руб., а в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2005 указана выручка 119 161 050 руб.

В ходе проверки инспекцией установлено, что согласно данным бухгалтерского учёта, налоговых регистров выручка от реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, составила 140 610 039 руб. (119 161 050 руб. + 21 448 989 руб.). В частности, согласно книге продаж за 2005, счетам-фактурам, представленным суду инспекцией, общество при продаже товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, указывало в счетах-фактурах, выставляемых иностранному контрагенту, налоговую ставку по НДС - 0 %.

Выводы инспекции сделаны на основе документов учета, в том числе книги продаж за 2005, счетов-фактур, представленных налогоплательщиком инспекции в ходе проверки; указанные счета-фактуры от 01.01.2005, N 1, N 2, от 17.01.2005 N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, от 18.01.2005 N 8, от 01.03.2005 N 19, от 13.03.2005 N 22, от 18.03.2005 N 23, 24, от 21.03.2005 N 25, от 25.03.2005 N 27, от 26.03.2005 N 28, от 22.04.2005 N 36, от 23.04.2005 N 37, от 25.04.2005 N 38, от 04.05.2005 N 51, от 15.05.2005 N 52, от 16.05.2005 N 53, от 31.05.2005 N 59, от 01.06.2005 N 62, от 04.06.2005 N 63, от 06.06.2005 N 66, от 09.07.2005 N 86, от 12.07.2005 N 87, от 16.07.2005 N 88, от 23.07.2005 N 89, от 29.07.2005 N 92, от 31.08.2005 N 99, 100, 101, от 17.10.2005 N 107, от 28.10.2005 N 108, 110, от 29.10.2005 N 111, от 01.11.2005 N 112, от 20.12.2005 N 115 с отражением в них валюты - USD, не содержат отдельного указания НДС; у суда не имеется оснований сомневаться в действительности, представленных обществом инспекции счетах-фактурах; оспариваемое решение было принято на основании указанных счетов-фактур, не содержащих отдельного указания в них сумм НДС.

Суд первой инстанции правомерно не принял копии аналогичных счетов-фактур общества с отдельным указанием суммы налога (НДС), как документальные доказательства, обосновывающие заявленные требования, поскольку общество не представило в материалы дела доказательства, исключающие невозможность их представления инспекции в ходе проверки; указанные копии счетов-фактур, фактически отличающихся от названных счетов-фактур наличием отдельной суммы НДС и валютой платежа, изготовлены взамен счетов-фактур, представленных инспекции обществом при проведении проверки; документальных доказательств правомерности изготовления счетов-фактур с теми же номерами и датами, указанием хозяйственных операций, но с отражением НДС, общество в материалы дела не представило; доказательств выставления обществом счетов-фактур с отдельным указанием в них суммы налога (НДС) иностранному контрагенту в материалах дела не имеется и суду заявителем представлено не было.

Денежная сумма в размере 21 448 989 руб. является частью выручки, полученной обществом от контрагентов, не являющихся плательщиками НДС, и должна учитываться как доход общества для формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации, что и было сделано обществом согласно документам бухгалтерского учёта и данным налоговых регистров, а именно - книге продаж за 2005, счетам-фактурам, содержащим налоговую ставку по НДС - 0 %.

Таким образом, инспекцией верно сделан вывод о сумме выручки именно в размере 140 610 036 руб. от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, на основании данных бухгалтерского учета, данных налоговых регистров и существа отношений между обществом и его контрагентом, фактически не являющимся плательщиком НДС.

По мнению общества, расходы, уменьшающие сумму доходов должны быть увеличены на сумму в размере 12 931 988 руб. и учтены при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, поскольку сумму НДС в размере 12 931 988 руб., уплаченную по причине не подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 %, следует отнести к прочим расходам на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В ходе проведения выездной налоговой проверки, инспекцией на основании представленных обществом счетов-фактур, инвойсов, регистров бухгалтерского и налогового учёта - книги продаж, карточки учёта по сч. 62 «Расчёты с покупателями», сч. 90 «Доходы», «НДС» установлено, что доходы общества составили 147 932 460 руб., в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт - 140 610 039 руб., облагаемая НДС по ставке 0 %; выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации - 7 322 421 руб., облагаемая НДС по ставке 18%.

Материалами дела подтверждено, что общая сумма, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт составила - 140 610 039 руб., что лицами, участвующими в деле фактически не оспаривается и признаётся.

Однако заявитель, осуществлявший реализацию товаров на экспорт, в установленный п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации срок документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%, в налоговый орган не представил, в связи с чем исчислил и уплатил НДС на сумму реализованных товаров - 12 931 988 руб.