ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2012 года Дело N А65-5976/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 12 сентября 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 13 сентября 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива»

на решение Арбитражного суда по Республике Татарстан от 27 июня 2012 года по делу N А65-5976/2012 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива», г.Альметьевск, (ОГРН 1081644000602, ИНН 1644047948),

к Филиалу N 10 «Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан», г.Альметьевск, третьи лица: МУ «Управление здравоохранения Альметьевского района и г.Альметьевск, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск,

ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевск Республики Татарстан, г.Альметьевск, о признании незаконными решений от 23.01.2012 N5с/с, от 23.01.2012 N1 с/с,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Филиалу N10 «Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан» (далее - ответчик) о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 23.01.2012 N5с/с в сумме 185176,71 руб. и об обязании принять к зачету расходы, произведенные произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 185176,71 руб.; о признании незаконным решения о неприятии к зачету расходов произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в счет средств, полученных от отделения фонда на цели обязательного социального страхования N1 с/с от 23.01.2012 в сумме 141122,87 руб. и об обязании принять к зачету расходы, произведенные произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 141122,87 руб.

Решением Арбитражного суда по Республике Татарстан от 27 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В отзыве на апелляционную жалобу МУ «Управление здравоохранения Альметьевского района и г. Альметьевск просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице Филиала N10 проведена документальная выездная проверка правильности расходования средств обязательного социального страхования ООО «Альтернатива».

ООО «Альтернатива» в 2009-2010гг. обращалось в филиал N10 ГУ-РО ФСС РФ по Республике Татарстан с целью возмещения расходов по выплате работникам пособий по обязательному социальному страхованию.

По результатам камеральной проверки заявителя перечислены денежные средства: за период 01.07.2008 - 31.10.2008 страхователю возмещены расходы в сумме 202758,09 руб.; за период 01.01.2009 - 31.03.2009 страхователю возмещены расходы в сумме 77820,37 руб.; за период 01.04.2009 - 30.06.2009 страхователю возмещены расходы в сумме 175728,25 руб.; за период 01.11.2009 - 30.11.2009 страхователю возмещены расходы в сумме 11221,36 руб.

Как установлено ответчиком входе проверки, заявителем, в нарушение Федерального закона от 29 декабря 2006 года N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не представлены документы, подтверждающие расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, а именно: листки нетрудоспособности работников; трудовые книжки (трудовые договоры) работников; документы, подтверждающие размер заработной платы работника, из которой исчислялось пособие; документы, подтверждающие выплату пособий работникам.

Пунктом 4 статьи 4.7 Закона N255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

23 января 2012 года на основании акта проверки N 212с/с органом социального страхования приняты решения N 1с/с о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, счет средств, полученных от отделения (Филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования, которым обществу предложено в том числе перечислить сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения (Филиала отделения) фонда 141122,87 рублей; и решение от 23 января 2012 года N5с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 185176,71 рублей. (л.д. 42-43, 44-45; 49-57).

Заявитель, полагая, что вынесенные органом социального страхования вышеуказанные решения являются незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал указанные акты в арбитражный суд.

Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.

В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

На основании статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

В статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Судом установлено, что основанием для вынесения оспариваемых решений послужило отсутствие у заявителя при проведении документальной выездной проверки документов, подтверждающих расходы на выплату страхового обеспечения.

В соответствии с п.п.6 п.2 ст.4.1 Федерального закона N255-ФЗ от 29 декабря 2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» заявитель обязан предъявить территориальном органу Фонда документы, подтверждающие расходы на выплату страхового обеспечения.

Оспариваемые заявителем решения о непринятии к зачету расходов приняты в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих расходы на выплату страхового обеспечения, что не лишает права заявителя при предоставлении всех необходимых документов обратиться в адрес ответчика с заявлением о проведении проверки по вновь представленным документам.

Суд первой инстанции, оценив в совокупности, в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства, пришел к правильному выводу о том, что, в нарушение норм вышеназванного законодательства, заявителем в ходе проверки не были представлены подтверждающие документы, оспариваемые решения законны и обоснованны, судом правомерно отказано в удовлетворении заявления.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами ответчика о том, что листок нетрудоспособности является финансовым документом, на основании которого выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет государственных средств. В данном случае заявитель не обеспечил сохранность финансового документа.

Согласно пункту 5 статьи 13 указанного Федерального закона основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 29июня 2011 года N 624н. «Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам», утвержденными Постановлением ФСС РФ N 81 от 07 апреля 2008 года, установлено, что в ходе ревизии специалисты Фонда проверяют наличие и оформление листков нетрудоспособности, отсутствие нарушений Порядка выдачи листков нетрудоспособности, правильность подсчета страхового стажа работника, правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок, правильность определения среднего дневного заработка, правильность определения размера дневного пособия, выдачу пособий по «кассе» страхователя и др.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда по Республике Татарстан от 27 июня 2012 года по делу N А65-5976/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
И.С.Драгоценнова
Судьи
Е.И.Захарова
Е.Г.Попова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка