• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2013 года Дело N А51-26971/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колутновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вавило Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфа-КАИТОРИ» (ИНН 2539091548, ОГРН 1082539003172, дата государственной регистрации 28.04.2008) к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005) об оспаривании действий

при участии: от заявителя, ответчика - не явились, извещены надлежащим образом

установил: общество с ограниченной ответственностью «Альфа-КАИТОРИ» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня) от 19.11.2012 N 28-26/37680 в части, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 452 916, 21 руб. по ДТ N 10702030/300712/0057570 (далее - ДТ N 57570 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании 14.01.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв до 15.01.2013.

После перерыва в судебное заседание суда заявитель и ответчик не явились, извещены судом о дате и времени судебного заседания в установленном законом порядке.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие заявителя и ответчика.

По тексту заявления общество указало, что причиной для причисления и излишней уплаты таможенных платежей послужило необоснованное, по его мнению, решение ответчика о принятии таможенной стоимости, определенной по шестому методу таможенной оценки с гибким применением третьего. Полагает, что представленные декларантом для подтверждения таможенной стоимости товара документы позволяли определить его таможенную стоимость по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Однако таможенный орган не обосновал невозможность его применения, в связи с чем заявителем были излишне уплачены таможенные платежи.

Общество полагает, что поскольку таможенные платежи, уплаченные вследствие незаконного решения по таможенной стоимости, являются излишне уплаченными, то у ответчика отсутствовали основания для отказа в их возврате.

Таможня в письменном отзыве заявление не признает, указывает, что, обществом не соблюден досудебный порядок разрешения спора.

Ответчик указал, что общество не представило по запросу таможни дополнительные документы и сведения: прайс-лист изготовителя, экспортную декларацию. Таможенный орган указал также, что в инвойсе отсутствуют платежные реквизиты участников сделки, на коносаменте отсутствуют отметки об оплате фрахта.

Ответчик указал, что общество документально не подтвердило факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

Ответчик указал, что основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение по таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ, которое не было обжаловано и отменено, следовательно таможенные платежи уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснований для их возврата не имеется. Полномочия таможенных органов при рассмотрении заявления ограничиваются только рассмотрением заявления и документов, подтверждающих основания для возврата. При этом таможня, рассматривая заявления, не имеет права пересматривать решения о корректировке таможенной стоимости товара, и как следствие, указывает таможня, заявляемые к возврату денежные средства не могут быть признаны таможенным органом излишне уплаченными.

Таможня отметила, что обжалуемым решением обществу не было отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а лишь возвращено заявление без рассмотрения, в связи с чем права и законные интересы общества не были нарушены.

Из материалов дела судом установлено, что в июле 2012 года во исполнение контракта от 03.09.2010 N 002-10, заключенного между компанией «KAROSTAR CO., LTD» и обществом, на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары 8 наименований.

В целях таможенного оформления товара общество подало в таможню ДТ N 57570, определив его таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки, представив полный пакет документов, подготовленный в обоснование таможенной стоимости.

Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара N 1-6, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня 31.07.2012 приняла решение о проведении дополнительной проверки.

Таможенный орган 01.08.2012 принял решение о корректировке таможенной стоимости предложив декларанту в соответствии со статьей 68 ТК ТС осуществить корректировку таможенной стоимости и уплатить таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости.

01.08.2012 таможенным органом принято окончательное решение по таможенной стоимости, в соответствии с которым она была определена на базе шестого метода таможенной оценки. Указанное решение оформлено путем проставления отметки в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2 «ТС принята. ЛНП: 333».

В связи с изменением таможенной стоимости товаров ответчик откорректировал подлежащие уплате таможенные платежи, заполнив форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 и КТС-2.

В связи с корректировкой таможенной стоимости обществу надлежало выплатить доначисленные таможенные платежи по ДТС-2 в сумме 452 916, 21 руб. Факт и размер уплаченных сумм таможенным органом не оспаривается.

Полагая, что таможня необоснованно не приняла таможенную стоимость по первоначально заявленной обществом стоимости, последнее обратилось в таможенный орган с заявлением (исх. от 13.11.2012) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в 452 916, 21 руб.

Письмом от 19.11.2012 N 28-26/37680 таможня сообщила декларанту о возврате без рассмотрения заявления о возврате денежных средств, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Расценив данное решение таможенного органа как отказ в возврате таможенных платежей, доначисленных в результате незаконной корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ДТ, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность принятого решения, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Фактически требование общества о признании незаконным решения таможни и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, основано на несогласии заявителя с принятой таможенным органом таможенной стоимостью товара, откорректированной декларантом по требованию таможенного органа, и, как следствие этого, отказавшего в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Проверка требования общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.

Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения

Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В силу пункта 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Основания невозможности применения основного метода таможенной оценки перечислены в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 4 Соглашения.

Как следует из материалов дела, таможня указала, что заявленная таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, так как данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме.

Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:

1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.

2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара.

3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты.

4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам (таких доказательств таможенный орган суду не представил).

В целях документального подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами декларант представил в таможенный орган: контракт от 03.09.2010 N 002-10, приложение N 07-9/2012 к контракту, коносамент, инвойс от 17.07.2012, паспорт сделки от 17.12.2010 N 10120052/2733/0000/2/0. Данные документы соответствуют документам, указанным в Перечне документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N1) к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N376.

Так, контракт от 03.09.2010 N 002-10 с учетом инвойса, приложения N 07-9/2012, содержит сведения о наименовании, количестве и цене партии товаров, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Ведомость банковского контроля подтверждает завершение исполнения обязательств по контракту, связанных с оплатой товара. Факт перемещения товаров, указанных в ДТ N 57570, и реального осуществления сделки между участниками контракта, таможней не оспаривается.

Из материалов дела усматривается, что наименование товаров, количество и таможенная стоимость в спорной таможенной декларации совпадают и соответствуют условиям, указанным в контракте.

Анализ содержания контракта от 03.09.2010 N 002-10, инвойса, паспорта сделки позволяет сделать вывод, что данные документы составляют единый взаимодополняющий пакет документов по спорной внешнеэкономической сделке по поставке товара, задекларированного в ДТ N 57570. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.

Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.

Доказательства наличия предусмотренных оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, в материалах дела отсутствуют.

Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, судом не выявлено.

Доказательств того, что при применении таможенным органом 6-го метода с гибким применением третьего была использована ценовая информация на товар, полностью соответствующая по сопоставимым условиям ввезенному заявителем, в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2011 N272, запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а, следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.

В случае выявления с использованием СУР недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров уполномоченные должностные лица у декларанта (таможенного представителя) запрашивают дополнительные документы, только в случае отсутствия в представленных при осуществлении таможенных операций документах, а также, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных положений, запрос дополнительных документов осуществляется таможенным органом только при условии отсутствия в представленных при осуществлении таможенных операций документах сведений, необходимых для определения таможенной стоимости по избранному методу.

В рассматриваемом случае, обществом в обоснование заявленной таможенной стоимости по стоимости сделки с ввезенными товарами были представлены все обязательные документы, предусмотренные пунктом 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренным Приложением N1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N376.

Довод таможенного органа, изложенный в письменном отзыве, о непредставлении обществом прайс-листа изготовителя и экспортной декларации, судом отклоняется, поскольку ответчик не обосновал, как данный факт влияет на недостоверность сведений о таможенной стоимости, заявленной декларантом.

Довод таможни, изложенный в письменном отзыве, об отсутствии в инвойсе платежных реквизитов участников сделки судом отклоняется. В контракте от 03.09.2010 N 002-10 стороны указали банковские реквизиты.

Довод ответчика, изложенный в письменном отзыве, об отсутствии в коносаменте отметки об оплате судом не принимается.

Обществом ввезен товара на условиях CFR Владивосток. В соответствии с Инкотермс 2000 продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имевших место после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя.

В соответствии с пунктом А6 Инкотермс 2000 продавец обязан с учетом правил, предусмотренных в пункте Б6, оплатить: все расходы, относящиеся к товару до момента передачи его перевозчику в соответствии с пунктом А4; фрахт и все вытекающие из пункта А3а) расходы, включая расходы по погрузке товара на борт судна, и любые расходы по выгрузке товара в согласованном порту разгрузки, которые согласно договору перевозки возлагаются на продавца; если потребуется, расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, а также оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе, а также при транзитной перевозке через иную страну, если согласно договору перевозки это возлагается на продавца

Таким образом, стоимость фрахта уже включена в цену товара, в связи с чем, не проставление на коносаментах данных отметок не может свидетельствовать о недостоверности или документальной неподтвержденности предоставленных декларантом сведений.

Кроме того, декларант не может нести ответственность за оформление коносамента, поскольку не является стороной в договоре морской перевозки и оформлением коносамента не занимается.

На основании изложенного суд установил, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости. В свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости.

Материалами дела подтверждается правомерность применения обществом первого метода таможенной оценки при определении таможенной стоимости спорного товара и отсутствие в связи с этим у таможенного органа правовых оснований для ее корректировки и, соответственно, доначисления таможенных платежей, подлежащих уплате.

Статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Поскольку корректировка таможенной пошлины произведена таможней без достаточных оснований, следовательно, безосновательно и доначисление таможенных платежей в сумме 452 916, 21 руб., которые были уплачены обществом, что подтверждается платежными поручениями от 28.06.2012 N 351, от 28.06.2012 N 352, от 10.07.2012 N 379, от 10.07.2012 N 380, от 17.07.2012 N 391, от 25.07.2012 N 406, от 26.07.2012 N 411.

В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.

Частью 3 статьи 73 ТК ТС предусмотрено, что денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Поскольку в настоящем деле взыскание производилось на основании решения таможенного органа по таможенной стоимости, оформленного отметкой в ДТС-2 от 01.08.2012, то до вынесения указанного решения денежные средства, перечисленные на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей, не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей. Именно с момента принятия решения о корректировке таможенной стоимости и проставления соответствующей отметки таможенным органом производится списание со счета авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин и обязанность по уплате таковых считается исполненной.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оплата (излишнее взыскание) имела место 01.08.2012.

Заявление в 13.11.2012, т.е. в пределах 3-х летнего срока, установленного статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Задолженности перед бюджетом заявитель не имеет, что подтверждается служебной запиской от 14.01.2013 N 38.

Таким образом, обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьями 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза и Приказом ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520, так как 13.11.2012 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате спорной суммы, как излишне уплаченной, указав в заявлении о возврате излишне уплаченных таможенных платежей на несогласие с решением таможни о корректировке таможенной стоимости.

Материалами дела подтверждается, что обществом было представлено заявление по данному делу, предусмотренное Приказом ФТС России от 22.12.2010 N2520, а также полный комплект документов, приложенных к ДТ, подтверждающих заявленную декларантом таможенную стоимость по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Довод ответчика о том, что требование общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не подлежит удовлетворению, поскольку решение по таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ, не было обжаловано и отменено, судом отклоняется, поскольку обязанности декларанта обжаловать решение таможни о корректировке таможенной стоимости, равно как и иных решений таможни, отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Довод таможни о том, что общество документально не подтвердило факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей судом не принимается, поскольку обществом к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей приложило платежные поручения от 28.06.2012 NN 351, 352, от 10.07.2012 NN 379 и 380, от 17.07.2012 N 391, от 25.07.2012 N 406, от 26.07.2012 N 411, ДТ N 57570, КТС-1, контракт от 03.09.2010 N 002-10, спецификацию от 29.06.2012 N 07-9/2012, коносаменты от 21.07.2012, инвойс от 17.07.2012 N 17-07-2012.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

При таких обстоятельствах отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей является незаконным и нарушает права декларанта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконными решений государственных органов, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность государственных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.

На основании вышеизложенного, требование общества подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни, изложенное в письме от 19.11.2012 N 28-26/37680 об отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10702030/300712/0057570, как не соответствующее Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Владивостокскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-КАИТОРИ» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 452 916, 21 руб. (четыреста пятьдесят две тысячи девятьсот шестнадцать рублей двадцать одна копейка), исчисленные по ДТ N 10702030/300712/0057570.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альфа-КАИТОРИ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14058,32 руб. (четырнадцать тысяч пятьдесят восемь рублей тридцать две копейки).

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Колтунова Н.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-26971/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 18 января 2013

Поиск в тексте