ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 года  Дело N А43-44612/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  19.07.2010.

Постановление в полном объеме изготовлено   23.07.2010.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Рубис Е.А., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2010

по делу № А43-44612/2009

принятое судей Ивановым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью НПО «Акросоп» о признании недействительным постановления администрации города Дзержинска  Нижегородской области от 25.11.2009 № 4909,

при  участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью НПО «Акросоп»-  Васиной А.Н. на основании доверенности от 18.09.2009 сроком действия до 18.09.2010;

Комитета по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска Нижегородской области - Сафиуловой С.В. на основании доверенности от 21.01.2010 № 12/23 сроком действия один год;

администрации г.Дзержинска Нижегородской области – Сафиуловой С.В. по доверенности от 21.06.2010 № 49 сроком действия один год,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью НПО «Акросоп» (далее – Общество, ООО НПО «Акросоп») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Дзержинска  Нижегородской области (далее – администрация г.Дзержинска, орган местного самоуправления) от 25.11.2009 № 4909 «Об отказе в предоставлении ООО НПО «Акросоп» земельного участка в г.Дзержинске, севернее дома  № 11-В по ул.Удриса». Одновременно Общество просило суд обязать администрацию г.Дзержинска принять решение о предоставлении ему в аренду сроком на пять лет испрашиваемого земельного участка, а Комитет  по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска - заключить договор аренды земельного участка.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом города Дзержинска Нижегородской области (далее – Комитет, КУМИ г.Дзержинска).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2010 заявление Общества удовлетворено и постановление администрации г.Дзержинска от 25.11.2009 № 4909 признано недействительным. В целях восстановления нарушенных прав Общества суд возложил на администрацию г.Дзержинска и КУМИ г.Дзержинска обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО НПО «Акросоп».

Не согласившись с принятым решением, КУМИ г.Дзержинска обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права,  несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

По мнению Комитета, отказ в предоставлении Обществу земельного участка на новый срок является правомерным, поскольку срок ранее заключенного договора аренды земельного участка истек, а в дальнейшем испрашиваемый земельный участок предназначен под размещение общеобразовательной школы с бассейном на 22 класса. Кроме того, в данном случае Общество ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по внесению арендной платы по ранее заключенному договору аренды.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель администрации г.Дзержинска указал на обоснованность доводов апелляционной жалобы.

Представитель Общества считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что земельный участок площадью 4125 кв.м, кадастровый  номер  52:21:00 00 109:0259,  расположенный  по  адресу:

Нижегородская область, г.Дзержинск, севернее дома № 11-В по ул.Удриса, предоставлен ООО НПО «Акросоп» в аренду сроком на пять на основании

заключенного между КУМИ г.Дзержинска (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) договора аренды земельного участка от 03.09.2004  № 1604-Ю/кон. для размещения, проектирования, обустройства и эксплуатации автостоянки.

Договор аренды земельного участка в установленном законом порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.09.2004. Срок аренды по названному договору определен до 11.08.2009.

ООО НПО «Акросоп», имея намерение заключить новый срочный договор аренды данного земельного участка, письмом от 31.03.2009 обратилось в администрацию г.Дзержинска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 52:21:00 00 109:0259 в аренду на срок 5 лет.

08.05.2009 в газете «Дзержинские ведомости», а также на официальном сайте администрации г.Дзержинска в сети ИНТЕРНЕТ  размещалась информация о предстоящем предоставлении без проведения торгов ООО НПО «Акросоп» в аренду для эксплуатации автостоянки, на срок 5 лет, земельного участка площадью 4125  кв.м.,  с кадастровым номером 52:21:00 00 109:0259, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, севернее дома № 11-В по ул. Удриса.

Исходя из того, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка разрешается по процедурам, установленным Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 29.05.2008 № 337, Общество 08.06.2009 дополнительно представило в уполномоченный орган к ранее поданному заявлению комплект документов, необходимых для заключения нового договора аренды.

03.07.2009 письмом № 4043/23, направленным в адрес Общества, КУМИ г. Дзержинска сообщил, что вопрос о возможности продления сроков аренды испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен Межведомственной комиссией городского округа город Дзержинск по инвестиционной политике и земельным отношениям (ЗИК).

06.07.2009 комиссия в составе представителей администрации г.Дзержинска и ООО НПО «Акросоп» составила акт обследования земельного участка, подтверждающий его целевое использование арендатором.

25.11.2009 администрация г.Дзержинска издала постановление  № 4909 «Об отказе в предоставлении ООО НПО «Акросоп» земельного участка, расположенного в г. Дзержинске, севернее дома №11-В по ул. Удриса».

Письмом от 26.11.2009 № 7109/23 КУМИ г.Дзержинска сообщил ООО НПО «Акросоп» о принятом решении.

Полагая, что принятое органом местного самоуправления решение об отказе заключении договора аренды земельного участка, оформленное в виде ненормативного правового акта, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г.Дзержинска вопреки требованиям статей 65 и 200 (часть 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала законность  оспариваемого решения об отказе Обществу в заключении срочного договора аренды испрашиваемого земельного участка на новый срок.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Согласно положениям статьи  2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006  № 31 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципальных образований, за исключением города Нижний Новгород, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Нижегородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 № 31 утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления г. Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков (далее – Порядок).

Испрашиваемый земельный участок относится к землям поселений, поэтому полномочия по распоряжению им принадлежат администрации г. Дзержинска Нижегородской области.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие принципы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подлежащие применению по аналогии закона и к случаям предоставления земельных участков юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

-принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;

-уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

-обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Дзержинска Нижегородской области установлено постановлением Городской Думы г. Дзержинска от 29.05.2008 № 337, утвердившим Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее – Положение).

Согласно указанному Положению земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения некапитальных сооружений, не относящихся к объектам мелкорозничной сети, в том числе: стоянок автомобильного транспорта, в аренду сроком на 5 лет на торгах (конкурсах, аукционах) и без проведения торгов. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Статьей 4 Положения предусмотрено, что решение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимает администрация г. Дзержинска Нижегородской области.

В силу правил статей 9, 11 Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для размещения некапитальных сооружений (в том числе стоянок автомобильного транспорта), направляют в Администрацию соответствующее заявление. Указанное заявление с комплектом представленных документов, направляется в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Дзержинска Нижегородской области для рассмотрения возможности размещения предполагаемого некапитального сооружения. Впоследствии, документы из Управления архитектуры направляются на рассмотрение Межведомственной комиссии городского округа город Дзержинск по инвестиционной политике и земельным отношениям, которая готовит предложения и оформляет их протоколом. Протокол направляется мэру города Дзержинск для рассмотрения и принятия решения по существу.

При этом согласно Положению лицу, заинтересованному в получении земельного участка, может быть отказано лишь в случае:

-изъятия из оборота данного земельного участка;

-включения данного земельного участка в схему резервирования земель, прилагаемую к решению уполномоченного органа о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка Администрация в месячный срок обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка в официальном печатном органе.

Если в течение месяца с момента опубликования информации не поступили иные заявления, органом местного самоуправления осуществляется процедура предоставления земельного участка и принимается - соответствующее решение.

В течение недели с момента принятия такого решения КУМИ  г. Дзержинска заключает с лицом, заинтересованным в получении земельного участка, соответствующий договор.

В рассматриваемом случае Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о заключении нового договора аренды вышеобозначенного земельного участка.

Администрация г.Дзержинска приняла заявление Общества, рассмотрела его, осуществила предусмотренные согласования, включая и согласование в Управлении архитектуры, о чем свидетельствует  информация, опубликованная в газете «Дзержинские ведомости» от 08.05.2009, а также размещенная на официальном сайте органа местного самоуправления в сети ИНТЕРНЕТ, сообщающая о предоставлении ООО НПО «Акросоп» в аренду на новый срок без проведения торгов земельного участка площадью 4125 кв.м., с кадастровым номером  52:21:00 00 109:0259, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, севернее дома №11-В по ул. Удриса, для эксплуатации автостоянки.