ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2001 г. № Ф08-3262/2001-1040А


Дело N А63-694/2001-С4

[Согласно статье 6 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года N165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются, в том числе, страхователи (работодатели) - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). Имея численность работающих более 300 человек,
общество вправе было в пределах норматива приобрести самостоятельно, не через региональное отделение Фонда,
путевку на санаторно-курортное лечение]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  при участии в судебном заседании представителя ОАО "Электросвязь", представителей Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и филиала N22 Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 29.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2001  Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-694/2001-С4, установил следующее.

Открытое акционерное общество "Электросвязь", г. Ставрополь, обратилось в суд с иском к Ставропольскому региональному отделению Фонда Социального страхования Российской Федерации (СРО ФСС РФ) о признании неправомерными действий должностных лиц СРО ФСС РФ, выразившихся в отказе зачесть в расходы предприятия по государственному страхованию в 1999 году сумму 12 000 руб., уплаченную предприятием при самостоятельном приобретении санаторно-курортной путевки.

Решением от 29.05.2001 иск удовлетворен. Решение мотивировано тем, что плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд социального страхования является юридическое лицо - ОАО "Электросвязь" с количеством работающих более 300 человек, а потому, в соответствии с Инструкцией "О порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования", общество вправе было приобрести самостоятельно санаторно-курортную путевку.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2001 решение от 29.05.2001 оставлено без изменения. Поддержав выводы суда о том, что общество вправе было приобрести санаторнокурортную путевку самостоятельно, а не через региональное отделение Фонда, апелляционная инстанция указала, что плательщиком обязательных страховых взносов является юридическое лицо - ОАО "Электросвязь", включенное в состав Единого государственного реестра предприятий и организаций, среднесписочная численность работников которого в 1999 году составила    6 922 человека. Ставропольское региональное отделение Фонда социального  страхования Российской Федерации подало кассационную жалобу на указанные судебные акты, которые просит отменить, как незаконные, в иске отказать. По мнению подателя кассационной жалобы, в качестве страхователя ОАО "Электросвязь" зарегистрировалось не как организация - юридическое лицо с численностью работающих 6 922 чел., а как обособленное подразделение с численностью работающих 182 чел. (аппарат управления), а потому (имея численность работающих до 300 чел.), не вправе было самостоятельно приобретать путевку на санаторно-курортное лечение.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Электросвязь" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. По мнению истца, в четвертом квартале 1999 года истец правильно исчислил страховые взносы, включив в сумму расходов по государственному страхованию 12 000 руб., израсходованных обществом на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку в указанном периоде, плательщиком обязательных страховых взносов являлось юридическое лицо  - ОАО "Электросвязь" с численностью работающих 6 922 чел. В судебном заседании кассационной инстанции представители СРО  ФСС РФ поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить решение и постановление апелляционной инстанции, в иске отказать.

Представители ответчика пояснили, что как юридическое лицо, имея численность работников 6 922 чел. (с учетом работающих в филиалах), уплачивая взносы с учетом этой численности, ОАО "Электросвязь" вправе было бы приобрести санаторно-курортную путевку самостоятельно, если бы являлось страхователем как единая организация. Однако структурные подразделения общества, в том числе аппарат управления ОАО "Электросвязь" с численностью работающих 182 чел., являлись и являются самостоятельными страхователями и каждое, имея численность работающих менее 300 человек, не вправе самостоятельно приобретать путевку на санаторно-курортное лечение.

Представитель ОАО "Электросвязь" возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Представитель истца уточнил, что путевка на санаторно курортное лечение приобреталась юридическим лицом ОАО "Электросвязь", численностью 6 922 чел., а не аппаратом управления численностью 182 чел. Страхователем является именно юридическое лицо - ОАО "Электросвязь", а его филиалы лишь исполняют обязанности общества (страхователя) по уплате страховых взносов.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, филиалом N22 Ставропольского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации, по результатам проверки начисленных истцом страховых взносов за 4 квартал 1999 года, из суммы расходов по государственному страхованию исключена сумма 12 000 руб., израсходованная ОАО "Электросвязь" на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение. Письмом N5 от 03.01.2001 года, за подписью директора филиала N22 Бабушкина А.И., истцу сообщено, что сумма 12 000 руб. исключена из расходов согласно пункту 1.2 Инструкции "О порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования" (л.д.15).

Согласно статье 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года N165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются, в том числе, страхователи (работодатели) организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" N 154 ФЗ от 09.07.99 внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации , в том числе статья 9 дополнена пунктом 7, согласно которому органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиком налогов, сборов и страховых взносов являются организации и физические лица, филиалы не являются участниками налоговых правоотношений и не имеют статуса, в данном случае, плательщика страховых взносов, а лишь исполняют обязанности организации - юридического лица по уплате взносов, уплачивая страховые взносы через филиалы отделения Фонда по месту своего нахождения.

Кроме того, согласно пункту 1.1 действовавшей в спорном периоде Инструкции "О порядке начисления, уплаты, страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 N  162/2/87/07-1-07, обязательной регистрации в качестве страхователей в региональных, центральных отраслевых отделениях Фонда (их филиалах) подлежат находящиеся на территории Российской Федерации работодатели - организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства).

Пунктом 1.4 Инструкции предусматривалось, что для регистрации в качестве страхователя организации представляют заверенные копии следующих документов: свидетельства о государственной регистрации; письма органов статистики о присвоении кодов по ОКПО и классификационных признаков; учредительных документов (при необходимости).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что ОАО "Электросвязь" включено в состав Единого государственного реестра предприятий и организаций с присвоением кодов ОКПО и классификационных признаков и в 1999 году среднесписочная численность работников общества составляла с начала года 6911 чел., за ноябрь - 6922 чел. (письма Ставропольского краевого комитета государственной статистики N35/36 от 15.01.2001, л.д.11 и N19-25 от 15.01.2000, л.д.10).

В соответствии со статьей 20 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пунктом 2.10 Инструкции "О порядке начисления, уплаты, страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" определено, что под уплатой страховых взносов понимается перечисление страхователем исполнительному органу Фонда разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции, в том числе, расходами на оплату путевок на санаторно - курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое) питание, оплату проезда в санаторно - курортные учреждения и в учреждения отдыха, осуществляемую через бухгалтерию страхователя. Порядок работы организаций и региональных (центральных отраслевых) отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалов (исполнительных органов Фонда) по приобретению, распределению, выдаче и учету путевок на санаторно - курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования в спорном периоде определялся Инструкцией "О порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ 6 августа 1997 г. N   64. Согласно пункту 1.2. данной Инструкции путевки на санаторно - курортное лечение и отдых приобретаются за счет средств социального страхования в пределах норматива, утвержденного страхователю исполнительными органами Фонда. Путевки для страхователей с числом работающих триста и менее человек приобретаются непосредственно региональным (центральным отраслевым) отделением Фонда по заявкам страхователей. Указанные путевки страхователи и исполнительные органы Фонда приобретают только путем безналичных расчетов по прямым договорам (счетам) санаторно - курортных и оздоровительных организаций либо их объединений.

Следовательно, имея численность работающих более 300 человек, общество вправе было в пределах норматива приобрести самостоятельно, не через региональное отделение Фонда, путевку на санаторно-курортное лечение. То обстоятельство, что, приобретя самостоятельно спорную путевку за 12 000 руб., общество (учитывая филиалы и аппарат управления) не вышло за пределы норматива на приобретение путевок за счет социального страхования, установлено судом и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании кассационной инстанции.

С учетом изложенного, вывод суда о неправомерности действий должностных лиц ответчика, отказавших истцу в зачете расходов по государственному социальному страхованию в 4 квартале 1999 года на сумму 12 000 руб., уплаченных истцом за приобретение санаторно-курортной путевки, является правильным.

Доводы ответчика о том, что истец не вправе был приобретать путевку самостоятельно, поскольку является страхователем не как организация - юридическое лицо, с численностью работающих 6 922 чел., а как обособленное подразделение (аппарат управления) с численностью работающих 182 чел. не приняты кассационной инстанцией в связи с вышеуказанным. При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 29.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2001 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-694/2001-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка