• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2006 г. N Ф08-4970/2006

Дело N А32-8172/2006-50/129

[Государственные органы должны иметь полные сведения о каждом объекте культурного наследия, включая описание объекта и его изображение, без этого затруднительно обеспечить охрану памятника и невозможно его восстановить]
(Извлечение)

 


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии истца - Департамента культуры Краснодарского края, ответчика - закрытого акционерного общества "Факел", рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Факел" на определение от 02.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8172/2006-50/129, установил следующее.

Департамент культуры Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к ЗАО "Факел" об обязании ответчика восстановить снесенный объект недвижимости. До рассмотрения дела департамент заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы для выяснения вопроса о том, относятся ли уничтоженные ответчиком здания к объектам культурного наследия. Определением от 02.06.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.06, по делу назначена экспертиза, производство по делу приостановлено. В кассационной жалобе общество просит отменить определение от 02.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.06 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы. Заявитель ссылается на то, что суд не определил время для проведения экспертизы, не указал, какие документы должны быть переданы экспертам, вопрос отнесения спорных объектов к памятникам истории должен на основании имеющихся у истца документов.

В отзыве на кассационную жалобу департамент культуры указал на то, что экспертиза по делу назначена обоснованно, ответчик имел возможность сформулировать вопросы для экспертов, однако таким правом не воспользовался. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее. По делу объявлялся перерыв с 03.10.06 до 05.10.06. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы сторон, считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить. Исковое заявление департамента мотивировано тем, что ЗАО "Факел" незаконно и вопреки запретам государственного органа охраны памятников осуществило разрушение зданий, которые отнесены к памятникам регионального значения законом Краснодарского края "О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края" под наименованием "Ансамбль пивоваренного завода М.Ф. Ирзы" (г. Краснодар, ул. Мира, 58, ул. Мира, 60).

Определением от 02.06.06 по делу назначена экспертиза для выяснения вопроса о том, относятся ли снесенные ответчиком строения, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 58, Мира, 60, к объектам культурного наследия "Ансамбль пивоваренного завода М.Ф. Ирзы", которые поставлены на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ "О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края".

Назначая экспертизу, суд не учел, что государственные органы должны иметь полные сведения о каждом объекте культурного наследия, включая описание объекта и его изображение, без чего затруднительно обеспечить охрану памятника и невозможно его восстановить.

Так, согласно статье 15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия, содержащий сведения о памятниках истории и культуры (статья 16), для принятия решения о включении какого-либо объекта в реестр требуется заключение государственной историко-культурной экспертизы, сведения о местонахождении объекта, его описание и фотографическое изображение (статья 17), на объект культурного наследия, включенный в реестр, выдается паспорт (статья 21).

Законом Краснодарского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" установлено, что единый государственный реестр объектов культурного наследия ведется краевым органом охраны объектов культурного наследия (статья 15), этот же орган ведет учет объектов культурного наследия регионального или местного значения (статья 16).

Аналогичные требования содержались в ранее действовавшем законодательстве. В соответствии со статьями 16, 33 Закона СССР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету; в целях обеспечения охраны памятников истории, градостроительства и архитектуры устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки; указанные зоны отражаются в проектах районной планировки, генеральных планах городов, проектах детальной планировки и застройки.

Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 13 постановления СМ СССР от 16.09.82 N 865).

Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством; в целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов разрабатывают карты-схемы расположения памятников и опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов; зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки городов (пункты 28, 29, 31 постановления СМ СССР от 16.09.82 N 865).

Согласно пунктам 1.3, 1.4, 4.1.5, 5.1.1, 5.1.6 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР (утверждена приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. N 33 по согласованию с Госстроем СССР) границы территории недвижимых памятников вступают в силу одновременно со взятием памятника под охрану государства и указываются в учетных документах; в пределах территории памятника на основании действующего законодательства, в зависимости от вида и значимости охраняемого объекта, государственными органами охраны памятников устанавливается режим содержания и использования, обеспечивающий возможность его изучения, сохранения и реставрации; зоны охраны устанавливаются вокруг недвижимых памятников истории и культуры, включая архитектурные ансамбли; на территории зон охраны памятника устанавливается режим содержания и использования с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования; границы охранных зон должны быть обязательным элементом красных линий и опорного плана в составе генерального плана и проекта детальной планировки; проекты зон охраны памятников истории и культуры разрабатываются проектными институтами градостроительного профиля по заказу республиканских или местных государственных органов охраны памятников или пользователей за счет общих лимитов на проектирование, к этой работе привлекаются специализированные учреждения в области изучения и реставрации памятников; задания на составление проекта зон охраны выдают государственные органы охраны памятников, к заданию прилагаются историческая справка по проектируемому объекту, перечень принятых под охрану государства и учтенных недвижимых памятников истории и культуры с указанием их использования, геодезические планы с обозначением существующей планировки, застройки, основных черт ландшафта.

В соответствии с пунктом 5.2.1 указанной инструкции для составления проекта зон охраны необходимо выполнение следующих исследовательских работ, основанных на изучении литературных, архивных источников и на натурных исследованиях:

- исследование застройки населенного пункта - художественно-исторической ценности составляющей его зданий и сооружений, определение градоформирующего значения памятников, выявление объектов, требующих сохранения в качестве памятников культуры или исторической среды, а также объектов, нарушающих архитектурное единство или условия восприятия памятников или ландшафта;

- разработка рекомендаций по проведению необходимых мероприятий, связанных с использованием недвижимых памятников истории и культуры, их среды, а также устранению нарушений, наносящих ущерб памятникам и их среде. Пунктом 5.2.2 инструкции предусмотрено, что в составе историко-градостроительного и историко-архитектурного исследования должны быть следующие основные схемы:

- схема, характеризующая развитие и формирование населенного пункта, его планировочной структуры и пространственной организации с показом их главных исторических этапов и современного состояния (масштаб 1:25000 - 1:5000);

- схема, характеризующая застройку с ее классификацией по историко-архитектурной ценности и по значению в композиции населенного пункта, с показом зданий и сооружений, состоящих под охраной, предлагаемых к постановке под охрану ценных в качестве градостроительной среды, нейтральных зданий и сооружений и дисгармонирующих с историческим обликом населенного пункта (масштаб 1:5000 - 1:2000);

- схема, показывающая существующие и утраченные видовые связи между ансамблями, основными памятниками (масштаб - 1:25000 - 1:5000);

- архивные графические материалы, панорамы, перспективы, развертки, фото с натуры, характеризующие процесс развития и современное состояние населенного пункта. Итогом историко-архитектурных исследований является историко-архитектурный опорный план с указанием всех недвижимых памятников, зданий, сооружений и объектов, формирующих среду памятника, в том числе исторически ценных систем и элементов планировки, участков ландшафта, участков культурного слоя, визуальных связей между памятниками, имеющими градоформирующее значение, традиционных мест зрительного восприятия панорамы населенного пункта (пункт 5.2.3 инструкции).

При разработке генерального плана исторического поселения должны учитываться историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры (статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно приложению к Временному порядку рассмотрения и согласования предложений по приватизации недвижимого имущества, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к памятникам истории и культуры местного значения, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 мая 1996 г. N 353, для рассмотрения предложений по приватизации памятников истории и культуры местного значения в Министерства культуры Российской Федерации наряду с другими документами представляются копия паспорта памятника истории и культуры, утвержденного в установленном порядке; ситуационный план, совмещенный с историко-архитектурным опорным планом, с указанием границ землепользования, установленных зон охраны и иных ограничений; проект охранного договора (обязательства), предварительно согласованный с приобретателем (приобретателями) объекта приватизации, составленный и подписанный специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры субъекта Российской Федерации по установленной форме.

Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 1994 года N 2121 "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения предусмотрено, что объекты, являющиеся недвижимыми памятниками истории и культуры местного значения, приватизируются с обязательным условием их содержания новыми собственниками в надлежащем порядке в соответствии с требованиями охранного обязательства.

Таким образом, истец должен обладать сведениями о том, какие объекты являются памятниками истории и культуры, документов, которые в силу названных нормативных актов оформляются в отношении памятника, достаточно для того, чтобы установить является ли объект спора памятником истории и культуры, экспертиза для выяснения этого вопроса не требуется.

В связи с изложенным и учитывая, что назначение экспертизы препятствует дальнейшему движению дела и сопряжено с приостановлением производства по делу, определение от 02.06.06 и постановление от 21.07.06 подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                                     

ПОСТАНОВИЛ:


определение от 02.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8172/2006-50/129 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-8172/2006-50/129
Ф08-4970/2006
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 05 октября 2006

Поиск в тексте