ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        

от 6 февраля 2008 г. № Ф08-51/08

Дело № А53-1721/2007-С6-27

[Вывод суда о правомерности вынесения антимонопольным органом решения и предписания о незаконности
 действий общества в виде применения температурных коэффициентов при определении объема
потребленного потребителями газа сделан без исследования всех обстоятельств по делу]
(Извлечение)

     

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Ростоврегионгаз», от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ростовской области, в отсутствие третьего лица - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и прокуратуры Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ростоврегионгаз» на решение от 24.07.07  и постановление апелляционной инстанции от 15.10.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-1721/2007-С6-27, установил следующее.

ООО «Ростоврегионгаз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы Российский Федерации по Ростовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 06.02.07 № 255 и недействительным  предписания от 06.02.06 № 16 (уточненные требования).

Определением от 02.03.07 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Определением от 29.03.07 по ходатайству заявителя суд исключил из числа третьих лиц ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - федеральное агентство), а также привлек к участию в деле прокуратуру Ростовской области.

Решением от 24.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.10.07, обществу отказано в удовлетворении требований. Судебные инстанции исходили из того, что статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок оплаты физическими лицами коммунальных услуг, и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.06 № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», Федеральным законом от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении»,  ГОСТом 2939-63 «Газы. Условия определения объемов» применение поправочных коэффициентов к показаниям приборов учета не предусмотрено. Приказ  федерального агентства от 08.11.06 № 3145 «Об утверждении температурных коэффициентов» не подлежит применению, поскольку не зарегистрирован в установленном порядке, поэтому у общества отсутствовали правовые основания для применения температурных коэффициентов при определении объема потребленного газа с января по октябрь 2006 года. Размер температурных коэффициентов определен обществом в произвольном порядке. Суд отклонил ссылки заявителя на Типовую методику выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации (далее - МИ 2721-2005), разработанную и утвержденную ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (далее - институт), и Методику выполнения измерений количества газа счетчиками без температурной компенсации, предназначенную для применения на территории Ростовской области, аттестованную институтом, указав, что данные документы носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, вывод суда о неправомерности применения им коэффициентов при определении объема отпущенного абоненту газа противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела. Коэффициенты рассчитаны институтом в соответствии с аттестованной МИ 2721-2005 и утверждены полномочным лицом - Крутиковым В.Н. Общество указывает, что пункт 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 23.05.06 № 307, не предусматривает необходимость соблюдения порядка утверждения температурных коэффициентов в форме нормативного правового акта. Заявитель ссылается на правоприменительную практику Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции Ростовской области и Краснодарского края, подтверждающую правомерность действий общества по применению температурных коэффициентов.

В отзывах на жалобу антимонопольный орган и прокуратура Ростовской области просят судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, а представители антимонопольного органа - доводы отзыва.

Изучив материалы дела и выслушав представителей общества и антимонопольного органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество является поставщиком газа потребителям Ростовской области. Согласно ГОСТу 2939-63 «Газы. Условия для определения объема» для определения объемов газа при расчетах с потребителями газ должен приводиться к стандартным условиям (температура 20°С, давление 760 мм. рт. ст., влажность 0%). Для измерения объемов потребляемого абонентами Ростовской области газа используются газовые счетчики, как имеющие, так и не имеющие корректоров по температуре и давлению.

25 мая 2005 года институт разработал и утвердил рекомендацию МИ 2721-2005 «Количество (объем) газа. Типовая методика выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). В пункте 94 Правил установлено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Приказом Федерального агентства от 21.08.06 № 2266 Управлению метрологии совместно с институтом предписано разработать порядок утверждения температурных коэффициентов, рассчитанных по МИ 2721-2005, для приведения измеренного объема газа к условиям по температуре и давлению согласно ГОСТу 2939-63 «Газы. Условия для определения объема». Утверждение температурных коэффициентов возложено на заместителя руководителя Ростехрегулирования В.Н. Крутикова.

Приказом Федерального агентства от 08.11.06 № 3145 с 01.01.07 введен порядок утверждения температурных коэффициентов при расчетах за газ при использовании потребителями приборов учета газа без температурной компенсации в соответствии с прилагаемой Инструкцией утверждения температурных коэффициентов для счетчиков газа без корректоров. Утверждение температурных коэффициентов возложено на заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии В.Н. Крутикова.

На основании заявления гражданина Баранова Н.И. антимонопольный орган провел проверку соответствия антимонопольному законодательству действий общества по применению с января 2006 года при расчетах за потребленный газ температурных (поправочных) коэффициентов. Решением от 06.02.07 № 255 антимонопольный орган признал, что действия общества, направленные на взыскание начисленной с применением поправочных коэффициентов суммы 609 рублей 74 копейки за газ, потребленный гражданином Барановым Н.И. в 2006 году при использовании прибора учета газа без температурной компенсации, нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции). Обществу выдано предписание от 06.02.07 № 16, в котором антимонопольный орган указал на необходимость прекращения незаконных действий, а также обязал отозвать до 15.02.07 требование об уплате Барановым Н.И. 609 рублей 74 копеек.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения управления от 06.02.07 № 255 и недействительным предписания от 06.02.06 № 16.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону (иному нормативному правовому акту), а также устанавливает, нарушает ли этот акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли такой акт.

В решении антимонопольный орган установил, что гражданину Баранову Н.И. принадлежит счетчик газа, предназначенный для измерения объема израсходованного природного газа при температуре измеряемой и окружающей среды от - 30°С до + 60°С, в паспорте счетчика имеется отметка о проведенной периодической поверке 31.08.06. Баранов Н.И. выполнил требования пунктов 2.9 и 2.12 Правил учета газа. Применение поправочных коэффициентов при использовании приборов учета Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Пункт 94 Правил вступил в силу с 09.06.06, поэтому применение температурных коэффициентов с января 2006 года не основано на законе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 утверждение поправочных коэффициентов отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования. Антимонопольный орган отметил, что общество не представило значения температурных коэффициентов, утвержденные уполномоченным органом в установленном законодательством порядке, и отклонил ссылки общества на разработанную и утвержденную институтом в 2005 году Типовую методику выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации (МИ 2721-2005) и аттестованную институтом 15.03.06 Методику выполнения измерений количества газа счетчиками без температурной компенсации, предназначенную для применения на территории Ростовской области, указав, что названные документы носят рекомендательный характер и не имеют силы нормативного акта. Антимонопольный орган отклонил представленные обществом таблицы температурных коэффициентов для Ростовской области на июнь - декабрь 2006 года и январь - июнь  2007 года, ссылаясь на то, что документ представлен посредством факсимильной связи в виде незаверенной ксерокопии. Кроме того, текст документа не содержит дату утверждения и введения коэффициентов.

По мнению антимонопольного органа, применение обществом температурных коэффициентов противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 94 Правил.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 утверждены Правила, которые устанавливают единые правила оплаты коммунальных услуг, в том числе и по газоснабжению, при заключении договоров по оказанию данных услуг.

Пункт 16 Правил определяет, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии (пункт 94 Правил).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.07 № ГКПИ 07-184, оставленным без изменения определением кассационной коллегии от 03.07.07 № КАС07-288, пункт 94 Правил признан соответствующим действующему законодательству.

В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Из смысла указанных норм следует, что учет объема газа должен соответствовать фактическому потреблению.

В случае, если обществу отпускается газ, приведенный к стандартным условиям, то последующее применение им температурных коэффициентов направлено на более точное установление объема фактически потребленного абонентами газа и суммы уплаты за него, что соответствует общим принципам гражданского законодательства. Таким образом, при наличии указанного условия использование поправочных коэффициентов при расчете объема газа для потребителей, имеющих приборы учета без температурной компенсации, нельзя отнести к числу действий, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказав обществу в удовлетворении заявления, указали на отсутствие правовых оснований для применения температурных коэффициентов в 2006 году, поскольку  МИ 2721-2005 носит рекомендательный характер, а приказ  от 08.11.06 и инструкция к нему не вступили в силу. Однако данные выводы судов сделаны без исследования и учета значимых для разрешения спора обстоятельств.

Температурные коэффициенты применяются лишь в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации; сами коэффициенты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. При этом Правила не устанавливают обязательные требования к порядку утверждения температурных коэффициентов на основании методики, нормативно разработанной органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии. Следовательно, вывод судебных инстанций о неправомерном использовании обществом спорных коэффициентов в связи с тем, что они утверждались федеральным агентством не на основании нормативно разработанной методики, сделан без учета указанных обстоятельств.

В письме от 25.09.07 заместитель руководителя федерального агентства подтверждает факт утверждения уполномоченным органом для газоснабжающей организации температурных коэффициентов на 2006 и 2007 годы. Заявителем в дело представлены соответствующие таблицы коэффициентов на июнь - декабрь 2006 года и январь - июнь 2007 года для Ростовской области, утвержденные заместителем руководителя федерального агентства Крутиковым В.Н. Полномочия указанного должностного лица по утверждению температурных коэффициентов подтверждены пунктом 3 приказа федерального агентства от 21.08.06 № 2266.

Заявитель также указывает, что до даты вступления в силу Правил (09.06.06) не требовалось утверждение поправочных коэффициентов федеральным органом исполнительной власти и выдача федеральным агентством разрешения на их применение по МИ 2721-2005.

Однако данный довод общества не опровергнут антимонопольным органом надлежащими доказательствами и ссылками на нормы материального права.

Использование потребителем счетчика газа, внесенного в Государственный реестр измерений и прошедшего надлежащую поверку, не исключает возможности применения температурного коэффициента. Из паспорта счетчика газа типа ВК-G следует, что при его установке в условиях, отличных от нормальных, возможен перерасчет объема газа к нормальным условиям по ГОСТу 2939-63.

Характеристики счетчика по температурам рабочей и окружающей среды, а также по погрешности носят техническую форму, определяя параметры его работы. Применение температурного коэффициента не связано с погрешностью работы такого счетчика, а обусловлено физическими свойствами газа, поэтому ссылка суда на технические характеристики счетчика в данном случае неправомерна.   

По правилам статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.  

В материалах дела отсутствует договор энергоснабжения, заключенный с Барановым Н.И., что не позволяет выяснить, содержит ли договор условия, позволяющие обществу при расчете объема потребленного газа применять температурные коэффициенты. Результат исследования данного вопроса может повлиять на исход спора.

Из решения антимонопольного органа от 06.02.07 следует, что счетчик газа у Баранова Н.И. установлен в отапливаемом помещении (кухне), что исключает применение температурных коэффициентов. Общество в свою очередь утверждает, что счетчик находится в неотапливаемом помещении и ссылается на соответствующий акт (т. 3, л. д. 144 - 145). Однако суд не исследовал этот вопрос и не устранил возникшие противоречия. Выяснение данного вопроса имеет существенное значение для вывода о правомерности действий заявителя.

Суды также не учли, что Ростехрегулирование, являясь федеральным агентством, не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314). Данный запрет закреплен и в пункте 7 Положения о Ростехрегулировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.04 № 294.

Правила не содержат специальных требований к порядку утверждения коэффициентов, поэтому факт отсутствия утвержденной инструкции по спорному вопросу не влечет за собой невозможности применения коэффициентов. В такой ситуации общество, использующее коэффициенты, должно доказать правильность и достоверность их расчета. Вывод судебных инстанций о невозможности использования газоснабжающей организацией коэффициентов в связи с тем, что они утверждались Ростехрегулированием не на основании нормативно разработанной методики, не соответствует названным правовым актам.

При таких обстоятельствах судебные акты надлежит отменить. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные обстоятельства и принять решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.   

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

     
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.07.07 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-1721/2007-С6-27 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка