ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2004 года Дело N А33-11348/03-С6-Ф02-3035/04-С2


[Суд отказал в иске о взыскании убытков, вызванных оплатой листков нетрудоспособности, выданных лечебным учреждением с нарушением установленного порядка, поскольку ст.11 ФЗ
"Об основах обязательного социального страхования"
предусматривает право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства]

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Васиной Т.П., судей: Некрасова С.Ю., Уманя И.Н., представители сторон участия в судебном заседании не принимали, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение от 13 апреля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11348/03-С6 (суд первой инстанции - Гурский А.Ф.), установил:

Государственное учреждение "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (ГУ "КРО ФСС РФ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Игарская центральная городская больница" (МУЗ Игарская ЦГБ), к Администрации города Игарки, к Финансовому управлению города Игарки о взыскании 360 418 рублей 07 копеек убытков.

Определением суда от 24.09.2003 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения Администрации Красноярского края.

Решением от 13 апреля 2004 года в иске отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Обжалуя в кассационном порядке судебный акт по настоящему делу, государственное учреждение "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" ставит вопрос о проверке его законности, так как считает, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.

Заявитель полагает, что судом неправильно истолкованы статьи 7, 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования";

неправильно применены нормы материального права (пункт 1.7 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.94 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.94 N 21, статьи 15, 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, статьи 2, 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01 N 128-ФЗ, пункт 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.96 N 350, пункт 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.94 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.94 N 21, Положение о Лицензионной палате Красноярского края, утвержденное постановлением администрации Красноярского края N 206-П от 26.03.01, статья 2 Федеральных закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" (от 12.02.01 N 7-ФЗ) на 2002 год" (от 11.02.02 N 17-ФЗ).

Заявитель считает выводы арбитражного суда о недоказанности причинения действиями ответчика вреда имуществу истца неправомерными, поскольку средства Фонда, направленные на выплату пособий по больничным листам, выданным МУЗ ЦГБ в нарушение установленного порядка выдачи, израсходованы нецелевым образом, чем причинен истцу вред в виде неполученных взносов по государственному социальному страхованию в составе единого социального налога.

Так, по мнению заявителя, между противоправными действиями ответчика и наступлением вреда имеется причинная связь.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, истцом в мае-июне 2003 г. проводились четыре выездные проверки страхователей по вопросам расходования средств государственного социального страхования за период с 01.10.2001 г. по 31.03.2003 г., в результате которых был установлен факт выдачи больничных листов МУЗ Игарская ЦГБ при отсутствии лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Сумма выплат по больничным листам, выданным МУЗ Игарская ЦГБ в нарушение пункта 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, составила 360 418 рублей 07 копеек.

Полагая, что убытки у ГУ "КРО ФСС РФ" в указанном размере возникли по вине МУЗ Игарская ЦГБ, истцом предъявлен настоящий иск.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков.

Основанием иска указано на незаконность действий МУЗ "Игарская ЦГБ", выразившихся в выдаче листков нетрудоспособности при отсутствии лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Арбитражный суд Красноярского края, отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не доказал возникновения у него убытков по вине ответчика.

Данные выводы являются правомерными.

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.

Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6) (с изменениями от 24.08.90) (в редакции на 15.04.92).

В соответствии с пунктом 8 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.84. N 191) (с изменениями от 20.10.87, 14.05., 26.06, 11.10., 24.11.90, 22.07, 14.08.91), пунктом 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6) (с изменениями от 24.08.90) (в редакции на 15.04.92) основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).

Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности определяется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ и приказом Минмедпрома Российской Федерации от 19.10.94.

Право на выдачу листков временной нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (пункт 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность).

В соответствии со статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О лицензировании отельных видов деятельности" от 08.08.01 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отельных видов деятельности" от 08.08.01 лицензированию подлежит медицинская деятельность.

Согласно статье 5 указанного закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

- утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

- определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

- устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень федеральных органов исполнительной власти по осуществлению лицензирования медицинской деятельности включен в том числе Минздрав России, которым в соответствии со статьей 1 указанного постановления предложено, представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты положений о лицензировании соответствующих видов деятельности.

Порядок и условия выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности урегулирован Положением о лицензировании медицинской деятельности (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.02 N 499).

Согласно Приложению к приказу Минздрава Российской Федерации от 26.07.02. N 238 в перечень Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи включены работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности.

Соглашением N 50/245 от 01.11.02 Министерство здравоохранения Российской Федерации передало Совету администрации Красноярского края полномочия по лицензированию медицинской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Красноярского края.

В соответствии с распоряжением Администрации Красноярского края от 22.11.02 N 1149-р возложены полномочия по лицензированию медицинской деятельности на управление здравоохранения администрации Красноярского края.

Неурегулирование законодательством вопросов в части предоставления разрешения на осуществление медицинской деятельности по работам и услугам по экспертизе временной нетрудоспособности в спорный период не может служить основанием для взыскания убытков.

В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв. постановлением ФСС РФ от 1 февраля 2002 г. N 10) контроль за правильностью расходования страхователями средств на цели государственного социального страхования осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

Пунктом 23 Методический указаний предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования.

Статьей 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Законодатель установил право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.

Таким образом, истцом не было доказано, что его имуществу причинен вред вследствие неправомерных действий ответчика.

В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 15 января 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10764/03-С1 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 13 апреля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11348/03-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
      Т.П.Васина

 Судьи:
      С.Ю.Некрасов
      И.Н.Умань

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка