(с изменениями на 1 июля 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 8 мая 2004 года на основании
постановления ФСС России от 17 марта 2004 года N 24
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ФСС России от 1 июля 2002 года N 74 (Российская газета, N 140, 31.07.2002).
____________________________________________________________________
Фонд социального страхования Российской Федерации
постановляет:
2. Региональным отделениям Фонда обеспечить проведение документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию в соответствии с Методическими указаниями.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Фонда Б.А.Дуденкова.
Председатель Фонда
Ю.Косарев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 апреля 2002 года,
регистрационный N 3397
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей
по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам
(с изменениями на 1 июля 2002 года)
Настоящие Методические указания определяют единые требования к назначению, проведению отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалами* документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию - плательщиков страховых взносов и единого социального налога**, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по их результатам.
____________
* Далее - отделения (филиалы отделений) Фонда.
** Далее - страхователи.
При назначении и проведении документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию отделения (филиалы отделений) Фонда руководствуются Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"*, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101**, федеральными законами о бюджете Фонда на соответствующий год, иными законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Фонда, а также настоящими Методическими указаниями.
__________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3686.
** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 8, ст.599.
1. Контроль за правильностью расходования страхователями средств на цели государственного социального страхования осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей*, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
____________
* Далее - проверки.
2. Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда (управляющим, заместителем управляющего отделения Фонда, директором филиала)*.
_____________
* Далее - руководитель отделения (филиала отделения) Фонда.
При составлении планов учитываются следующие критерии отбора страхователей для проверки:
периодичность проведения проверок - не реже 1 раза в 3 года;
значительные расходы на цели государственного социального страхования, произведенные страхователем в проверяемом периоде;
нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации*;
______________
* Далее - расчетная ведомость по средствам Фонда.
значительные суммы дотаций, полученные от отделения (филиала отделения) Фонда в возмещение произведенных расходов на цели государственного социального страхования.
Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда с учетом численности страхователя, объема произведенных расходов по государственному социальному страхованию, транспортных и иных условий.
В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
3. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 1).
4. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения (филиала отделения) Фонда.
5. В день начала проверки проверяющим(и) предъявляются страхователю решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение.
6. Проверкой могут быть охвачены законченный отчетный период текущего года и два непосредственно предшествовавшие ему календарных года деятельности страхователя (в общей сложности не превышающий три года).
7. Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать двух месяцев. При проведении проверок организаций-страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.
8. Отделение (филиал отделения) Фонда не вправе проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период, за исключением случаев:
а) реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения) - страхователя (приложение N 2);
б) в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку (приложение N 3).
9. Подготовке к проведению проверки предшествует подготовительный этап работы (не более двух дней), предусматривающий сбор и анализ в отделении (филиале отделения) Фонда следующей информации:
расходы на цели государственного социального страхования, произведенные страхователем в проверяемом периоде (по данным расчетных ведомостей по средствам Фонда);
установленный страхователю норматив на санаторно-курортное обслуживание работников и оздоровление детей (на 2000 год); утвержденные страхователю ассигнования на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и ассигнования на оздоровление детей (на 2001 год).
10. По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (приложение N 4), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
11. По результатам проверки организации (обособленного подразделения)* - страхователя либо физического лица - страхователя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по государственному социальному страхованию с индексом "с/с"** (приложение N 5).
_____________
* Здесь и далее имеются в виду обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате единого социального налога.
** Далее - акт.
12. Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) - страхователя либо физическому лицу - страхователю (их представителям).
13. Акт должен иметь сквозную нумерацию страниц, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, проводивших проверку и подписывающих акт.
14. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
15. Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:
номер, который присваивается акту при его регистрации в отделении (филиале отделения) Фонда;
наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого она проводилась);
дату подписания акта лицами, проводившими проверку;
полное и сокращенное наименование проверяемой организации (обособленного подразделения) - страхователя согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество физического лица - страхователя;
регистрационный номер и код подчиненности страхователя;
наименование налогового органа, в котором состоит на учете организация (обособленное подразделение) - страхователь или физическое лицо-страхователь;
ИНН/КПП организации (обособленного подразделения) - страхователя или ИНН физического лица - страхователя;
фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием должности и наименования отделения (филиала отделения) Фонда, который они представляют;
дату и номер решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки;
указание на цель проверки: проверка расходования средств на цели государственного социального страхования;
период, за который проведена проверка;
даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) - страхователя либо физическому лицу - страхователю (их представителям) решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки, а датой окончания - день подписания справки лицами, проводившими проверку;
фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении их с занимаемой должности;
среднесписочную численность работающих в организации (обособленном подразделении) - страхователе на дату проверки;
установленную дату выплаты заработной платы;
сведения о наличии комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;
сведения о представлении расчетной ведомости по средствам Фонда за проверяемый период (с 01.01.2001 - указывается также раздел расчетной ведомости по средствам Фонда);
сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие вопросы проверены сплошным, а какие выборочным методом;
перечень проверенных документов;
перечень не представленных страхователем документов, необходимых для проверки расходования средств на цели государственного социального страхования;
иные сведения.
16. Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели государственного социального страхования либо указание на отсутствие таковых.
По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены:
период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;
оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах-ордерах);