АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2005 года Дело N А56-37367/04


[Текущие обязательства, указанные в п.1 ст.134 Закона о банкротстве, могут предъявляться только в ходе конкурсного производства, поэтому исковое заявление оставлено без рассмотрения]

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2005 года данное определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

___________________________________________________________________

Резолютивная часть определения объявлена 5 июля 2005 года.

Полный текст определения изготовлен 5 июля 2005 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ГУ - УПФ РФ по Колпинскому району Санкт-Петербурга; заинтересованное лицо - ОАО "Санлит" о взыскании 1356781,27 руб., установил:

Дело по существу рассмотрено быть не может, несмотря на указания, содержащиеся в постановлении окружного суда от 23 марта 2005 года.

Действительно, как отмечено в ссылке суда кассационной инстанции на п.1 ст.134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, погашаются за счет конкурсной массы вне очереди.

Однако как указано в п.4 ст.142 того же Закона, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, возникшие в том числе и после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Причем расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей (ст.142 Закона).

А в абзаце седьмом пункта 1 ст.126 Закона прямо указано, что текущие обязательства, указные в п.1 ст.134 Закона (на этот же пункт указано и в постановлении окружного суда), могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Таким образом, индивидуальный порядок разрешения спора, избранный заявителем, законом не допускается.

Заявитель ссылается на обращение к конкурсному управляющему с требованием уплаты страховых взносов, а поскольку оно было оставлено без удовлетворения, то это открыло возможность обратиться в арбитражный  суд в индивидуальном порядке.

В данном случае невыполнение требования органа ПФР явилось следствием тех же самых обстоятельств, которые привели к принятию судом решения о признании должника банкротом.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерацией как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, установлено, что уполномоченным органом (лицом, участвующим в деле о банкротстве) определена Федеральная налоговая служба с момента ее образования (до этого было МНС РФ).

Согласно п.12 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. утвержденного вышеуказанным постановлением, уполномоченный орган вправе запросить у органов государственных внебюджетных фондов информацию, необходимого для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам. После получения документов с такой информацией уполномоченный орган предъявляет требования к должнику в установленном порядке.

Как уже отмечалось выше, текущие обязательства, указанные в п.1 ст.134 Закона, могут предъявляться только в ходе конкурсного производства.

Кроме того, участвующий в деле о банкротстве уполномоченный орган (он же является Инспекцией ФНС России по Колпинскому району) включает требования об уплате страховых взносов в реестр (поскольку на него возлагает обязанность контроля за их уплатой закон) и контролирует соблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов конкурсным управляющим, согласно правилам, установленным ст.855 Гражданского кодекса РФ, в том числе и тех требований об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства и после закрытия реестра. Это предусмотрено п.4 ст.142 и ст.143 Закона.

Избрание заявителем иного способа удовлетворения требований к лицу, признанному банкротом, законом не предусмотрено. Даже если предположить наличие возможности судебного взыскания недоимок и пени по страховым взносам, то судебный пристав не вправе возбудить исполнительное производство, а будет должен передать исполнительный лист конкурсному управляющему, согласно абзацам 6 и 8 п.1 ст.126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". А далее все равно должен наступить тот же порядок удовлетворения конкурсным управляющим требований кредиторов и уполномоченных органов, который установлен пунктом 4 ст.142 Закона и о котором уже упоминалось выше.

Отмечена судом также недобросовестность заявителя, который, во-первых, вопреки закону, включил в понятие текущих платежей и те недоимки, которые возникли до введения процедуры конкурсного управления (поскольку в расчете платежей за 6 месяцев указывается их сумма нарастающим итогом). Во-вторых, вопреки закону, заявитель не приостановил начисление пени.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определил:

Заявление оставить без рассмотрения.

     Судья
...

Текст документа сверен по:

рассылка