• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2006 года Дело N А33-24389/2005-Ф02-2131/06-С1


[В удовлетворении заявления ФСС РФ о взыскании с учреждения полученных от заявителя средств отказано, т.к. учреждение является плательщиком ЕСН, и ФСС РФ не вправе обращаться с заявлением о взыскании с него расходов по социальному страхованию]
(Извлечение)

Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Таймырскому (Долгано - Ненецкому) автономному округу (далее - Фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края к муниципальному образовательному учреждению "Детско - юношеская спортивная школа по горнолыжному спорту" (далее - учреждение) о взыскании 100 800 рублей.

Решением суда первой инстанции от 10 ноября 2005 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 26 января 2006 года решение суда от 10 ноября 2005 года отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда являются федеральной собственностью, региональное отделение призвано осуществляет контроль за их целевым расходованием страхователями.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 19144 от 26.04.2006, N 19145 от 27.04.2006), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисления единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд за период с 01.03.2003 по 31.12.2004.

В ходе проведения проверки установлено, что расходы на оплату путевок на санаторно-курортное оздоровление в сумме 100 800 рублей произведены страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, без наличия подтверждающих документов.

Данные нарушения зафиксированы в акте от 31.03.2005 N 101с/с.

По результатам проверки Фондом принято решение N 7 от 14.04.2005 не принимать в счет средств, полученных от отделения Фонда, расходы, произведенные учреждением на оплату путевок на санаторно-курортное оздоровление в сумме 100 800 рублей.

В адрес учреждения направлено требование от 15.04.2005 N 7 о возврате средств, полученных от Фонда в срок до 25.04.2005.

Неисполнение учреждением требования, явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании средств, в судебном порядке.

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Красноярского края, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Фонду в удовлетворении заявленных требований, исходила из того, что поскольку учреждение является плательщиком единого социального налога, Фонд социального страхования Российской Федерации не вправе обращаться с заявлением о взыскании с него расходов по социальному страхованию.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является правомерным.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей является одним из видов страхового обеспечения.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" в 2003 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан: в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия из расчета до 400 рублей на одного ребенка в сутки не более чем за 24 дня пребывания в таком лагере. Максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов; в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 418-р "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2003 году" указано Фонду социального страхования Российской Федерации осуществить полную или частичную оплату стоимости путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан в следующие расположенные на территории Российской Федерации организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке: загородные стационарные детские спортивно-оздоровительные лагеря со сроком пребывания 18-24 дня в период летних школьных каникул - для детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, в размере 100 процентов средней стоимости путевки (из расчета одна путевка одному ребенку), установленной в субъекте Российской Федерации, на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, включивших с 2003 года в состав бюджетных организации субъектов Российской Федерации детско-юношеские спортивные школы, ранее финансируемые Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования в Российской Федерации на 2003 год" и распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 418-р за счет средств обязательного социального страхования осуществляется полная или частичная оплата стоимости путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, в загородные стационарные детские спортивно-оздоровительные лагеря, открытые в установленном порядке и расположенные на территории Российской Федерации. Расходы на оплату стоимости путевок в санаторные и загородные лагеря осуществляются страхователями в установленном порядке (в соответствии с решением комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, принятыми на основании заявлений застрахованных граждан - родителей или лиц, их заменяющих). При этом оплата путевок в санаторные лагеря производится при наличии медицинских показаний ребенка.

Данный порядок закреплен и в Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2001 N 11.

Как следует из материалов дела, учреждением неправомерно выделены путевки детям дошкольного возраста (5 лет); выданы путевки на два заезда в один год в санаторий "Игеменка", "Олимпийский-Дагомыс" Пермякову Александру, номера отрывных талонов санатория "Олимпийский-Дагомыс" не соответствуют номерам выделенных путевок; отсутствуют медицинские справки. Таким образом, расходы на оплату путевок на санаторно-курортное оздоровление в сумме 100 800 рублей произведены страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социального страхованию. Указанные факты допущенных нарушений материалами дела подтверждены, учреждением не опровергнуты.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в пункте 18 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24, по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает:

- решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования;

- решение о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования;

- решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности;

- решение о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Учреждение является плательщиком единого социального налога, в связи с чем в отношении него Фондом должно быть принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, а не решение о непринятии расходов, произведенных страхователем.

Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия Фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основано на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Полномочия Фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.

На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, представляется отделением (филиалом отделения) Фонда в соответствующий налоговый орган в течение 10 дней со дня его вынесения. Сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя - плательщика единого социального налога представляется Фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Решение отделения (филиала отделения) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.

Следовательно, при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование, предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно, путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой Фондом к зачету по страховым взносам.

При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены постановления апелляционной инстанции от 25 января 2006 года.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 25 января 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-24389/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-24389/2005-Ф02-2131/06-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 11 мая 2006

Поиск в тексте