АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2006 года Дело N А40-47274/06-102-377


[Поскольку организатору Международного военно-морского салона были выделены денежные средства для проведения выставки, в том числе пожертвования частных лиц, и Министерство обороны РФ в нарушение пп."г" п.9 Положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения не получило соответствующей компенсации, организатор выставки неосновательно сберег денежные средства за счет ответчика в размере фактических расходов на содержание экспонатов (кораблей) в период проведения выставки, которые подлежат взысканию в судебном порядке на основании ч.2 ст.1102 ГК РФ]

Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2006 года.

Арбитражный суд рассмотрел дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Роспрому о взыскании 18612520 рублей, установил:

Предметом иска является требование о взыскании 18612520 руб. основной задолженности.

Основанием иска является ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по компенсации расходов ответчика в связи с участием в Международном военно-морском салоне в г.Санкт-Петербурге.

Министерство обороны Российской Федерации подготовило и направило в г.Санкт-Петербург в период проведения салона с 25 по 29 июня 2003 года группу военных кораблей Балтийского флота. Фактические затраты Министерства обороны Российской Федерации, связанные с подготовкой и участием кораблей Балтийского флота в первом МВМС, составили 18612520 руб.

В соответствии с подпунктом "г" п.9 Положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.12.99 N 1384, на организатора выставки (показа) была возложена обязанность по заключению договоров с российскими участниками выставки (показа) по вопросам их участия в выставке (показе), в том числе по вопросам финансирования.

Ответчик возражает против иска, утверждая о том, Российское агентство по судостроению ликвидировано. Федеральное агентство по промышленности (Роспром) не является его правопреемником.

Кроме того, у Россудостроения вообще не было обязанности по оплате финансовых затрат Министерства обороны Российской Федерации по участию военных кораблей ВМФ Министерства обороны Российской Федерации в первом МВМС.

Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных ГК РФ. При этом, Министерство обороны Российской Федерации в тексте искового заявления признает, что какого-либо договора между упраздненным Россудостроением и Министерством обороны Российской Федерации (также как и между вновь созданным Роспромом и Министерством обороны Российской Федерации) заключено не было, иных доказательств существования у Россудостроения обязанности по оплате финансовых затрат не представлено.

Истец не обращался в ликвидационную комиссию Россудостроения. Согласно ч.6 ст.62 ГК РФ требования кредиторов, не признанных ликвидационной комиссией, в случае если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.

Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2002 N 1561 Министерству обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета было выделено 76,3 миллиона рублей на обеспечение подготовки и проведения мероприятий, связанных с проведением 300-летия Санкт-Петербурга.

Протоколом от 15.08.2002, подписанным начальником Главного оперативного управления Генерального Штаба ВС Рукшиным А.С. и заместителем Министерства финансов РФ Петровым А.Ю., было определено, что указанные средства обеспечат частичные потребности ВМФ в подготовке и проведении МВМС-2003 (копия письма Роспрома от 30.09.2005 N АД-4071/07).

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.03.2001 N 294-р в г.Санкт-Петербурге в период с 25 по 29 июня 2003 года проведен первый международный военно-морской салон.

Согласно п.2 распоряжения организатором мероприятия определено Россудостроение.

Министерство обороны Российской Федерации подготовило и направило в Санкт-Петербург группу военных кораблей Балтийского флота в составе: эскадренного минаносца пр.956 "Беспокойный", сторожевого корабля пр.1135М "Пылкий", малого ракетного катера пр.12341 "Пассат", ракетного катера пр.12411 "Р-2", десантного катера пр.11770 "Д-67", килекторного судна пр.141 "А.Пушкин".

Фактические затраты Министерства обороны Российской Федерации с подготовкой и участием кораблей Балтийского флота в первом Международном военно-морском салоне составили 18612520 рублей, что подтверждается соответствующими нарядами, заказами, калькуляциями, и утверждены должностными лицами финансовых служб рода войск.

Согласно распоряжению от 03.03.2001 N 294-р участники салона должны руководствоваться Положением об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.99 N 1384. Подпунктом "г" пункта 9 указанного Положения предусмотрено, что организатор выставки заключает договоры с российскими участниками выставки (показа) по вопросам их участия в выставке (показе), в том числе по вопросам финансирования. Распоряжением от 03.03.2001 N 294-р Правительства РФ установлено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением салона, производятся за счет средств заинтересованных организаций.

В связи с этим довод ответчика о том, что Министерству обороны Российской Федерации выделялись денежные средства из федерального бюджета на празднование 300-летия основания Санкт-Петербурга (распоряжение от 11.11.2002 N 1561-р) не соответствует обстоятельствам дела, поскольку порядок финансирования салона определен другим актом (распоряжение от 03.03.2001 N 294-р).

Предписания указанных нормативных правовых актов организатором салона (Россудостроение) не исполнены, соответствующий договор с Министерством обороны Российской Федерации не заключался.

Правовым основанием иска является ст.309 ГК РФ, в соответствии с которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, иных правовых актов.

В силу п.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения, правоотношение возникло из обязательства вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ - внедоговорное обязательство).

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку организатору салона были выделены денежные средства для проведения выставки, в том числе пожертвования частных лиц, и Министерство обороны Российской Федерации не получило соответствующей компенсации, организатор выставки неосновательно сберег денежные средства за счет ответчика в размере фактических расходов на содержание экспонатов (кораблей) в период проведения выставки.

Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло против их воли (ч.2 ст.1102 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образовано Федеральное агентство по промышленности (Роспром), которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом упраздненного Российского агентства по судостроению (Россудостроение).

Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 285 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по промышленности" установлено, что до утверждения Правительством РФ перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства по промышленности находятся организации Российского агентства по судостроению (п.3).

При указанных обстоятельствах Роспром является надлежащим ответчиком, и иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-182 АПК РФ, суд решил:

Взыскать с Федерального агентства по промышленности в пользу Министерства обороны Российской Федерации 18612520 руб. основной задолженности.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка