ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2010 года Дело N А33-8630/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Юдиной Н.М., судей: Косачёвой О.И., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Леонтьевой Юлии Станиславовны (доверенность от 22 .01.2010 N 5),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 июня 2010 года по делу N А33-8630/2009 (суд первой инстанции - Лапина М.В.), установил:

общество с ограниченной ответственностью «Эдем» (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12 Минусинский) (фонд), выразившихся в отказе возместить обществу расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 58 660 рублей 39 копеек.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 года решение от 23 сентября 2009 года и постановление от 25 декабря 2009 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 июня 2010 года требования общества удовлетворены.

В кассационной жалобе фонд просит проверить законность решения от 21 июня 2010 года по мотивам неправильного применения судом статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (Федеральный закон N 165-ФЗ), Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 N 37, пункта 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22.

Заявитель полагает, что при обращении за возмещением денежных средств страхователь-работодатель документально не подтвердил правильность и экономическую обоснованность расходов по обязательному социальному страхованию.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.

Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 31 марта 2010 года указал на необходимость суду при новом рассмотрении дела вернуться к обсуждению вопроса и оценке правомерности действий фонда, выразившихся в отказе в возмещении обществу пособия по беременности и родам, и соответствия их нормативным правовым актам, регулирующим порядок обеспечения пособиями и выделения денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, а также порядок проведения фондом проверок и принятия решений по их результатам.

Указания суда кассационной инстанции при новом рассмотрении дела судом первой инстанции выполнены. Выводы арбитражного суда о признании незаконными действий фонда в настоящем случае являются правильными.

В силу подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ у страхователя и у застрахованных лиц отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора работника с работодателем.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (Федеральный закон N 255-ФЗ).

Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособие по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий, в том числе по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, утвержденными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2007 N 172 и от 01.08.2007 N 514.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Из подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и подпункта 3пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, следует, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации и установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22.

Согласно пункту 3.3 названной Инструкции выделение средств страхователям-работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании: письменного заявления страхователя; расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым отдельными категориями страхователей за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за соответствующий календарный месяц, подтверждающий начисление расходов по обязательному социальному страхованию; копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий год налога в соответствии с применяемой системой налогообложения, а также заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (для страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, страхователями, применяющих специальные налоговые режимы, а также по усмотрению отделения (филиала отделения) Фонда иными категориями страхователей).

Страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающие добровольно в Фонд страховые взносы на социальное страхование работников, дополнительно представляют копии платежных поручений, подтверждающих уплату указанных страховых взносов.

Таким образом, расходы на выплату пособий по беременности и родам подлежат возмещению в случае документального подтверждения фактов наступления страхового случая, наличия трудовых отношений, выплаты и размера пособия, а также представления документов, подтверждающих уплату налогов в соответствии с применяемой системой налогообложения и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

При этом из подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ следует, что в обязанности страховщиков входит обеспечение контроля за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контроль за правильностью и своевременностью назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110, при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в компетенцию фонда входит проверка наличия или отсутствия нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств фонда.

Отказывая в возмещении в возмещении обществу пособия по беременности и родам, фонд сослался на необоснованность периода работника Яковлевой В.И., не имеющей специального образования и соответствующего опыта работы на должность заведующего производством с повышением заработанной платы, а также на привлечение указанного работника в период беременности к сверхурочным работам.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 15.01.2008 N 201-ОП указал, что Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).

Указанные конституционные положения предполагают наделение работодателя (физического или юридического лица) правомочиями, позволяющими ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Следовательно, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав работников, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статей 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществление признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им.

Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства об условиях и времени перевода сотрудника Яковлевой В.И. на более высокооплачиваемую работу, условия, при которых Яковлева В.И. привлекалась работодателем к сверхурочным работам (учитывая, что фондом не устанавливались конкретные обстоятельства привлечения работника Яковлевой В.И. к сверхурочной работе), суд пришел к выводу о том, что данные основания для отказа в возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам фондом не доказаны.

Нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом не допущено, вопросы переоценки данных доказательств не входят в полномочия суда кассационной инстанции, предусмотренные главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействий), возлагается на уполномоченный орган.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности фондом создания обществом искусственной ситуации для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате пособия по беременности и родам.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем решение от 21 июня 2010 года следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 июня 2010 года по делу N А33-8630/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.М.Юдина
Судьи
О.И.Косачёва
М.А.Первушина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка