• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2005 года Дело N А56-13186/2005


[Об отказе в признании недействительным постановления
Правительства Санкт-Петербурга N 339 от 17.03.2005
]



Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2005 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 8 декабря 2005 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8093/2005) Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2005 по делу N А56-13186/2005, принятое по заявлению ГОУ "Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга" к Правительству Санкт-Петербурга о признании недействительным постановления, установил:

Государственное образовательное учреждение "Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга" (далее - ГОУ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Санкт-Петербурга N 339 от 17.03.2005 "О ликвидации государственного образовательного учреждения "Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга", мотивируя заявление нарушением Правительством Санкт-Петербурга при принятии оспариваемого постановления положений Закона РФ "Об образовании", а также прав учащихся и преподавателей ГОУ.

Решением арбитражного суда от 06.07.2005 заявление ГОУ удовлетворено со ссылкой на отсутствие порядка ликвидации государственных учебных заведений, находящихся в ведении Санкт-Петербурга, необходимость которого обусловлена пунктом 4 статьи 34 Закона РФ "Об образовании", указывая также на отсутствие обоснования ликвидации ГОУ при принятии оспариваемого постановления и нарушение Регламента Правительства Санкт-Петербурга.

В апелляционной жалобе Правительство Санкт-Петербурга просит решение от 06.07.2005 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления ГОУ, мотивируя жалобу необоснованностью решения, а также нарушением норм материального и процессуального права при его принятии, а именно:

- вывод суда об отсутствии утвержденного органом исполнительной власти Санкт-Петербурга порядка ликвидации государственных учреждений не соответствует действительности;

- оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Санкт-Петербурга;

- порядок ликвидации ГОУ соответствует Гражданскому кодексу РФ, ликвидация обоснована нарушениями в деятельности заявителя;

- незаконность оспариваемого постановления не может обосновываться несоблюдением Регламента Правительства Санкт-Петербурга, так как Регламент в данном конкретном случае не нарушен, кроме того, данное основание не заявлялось ГОУ при подаче заявления и в ходе рассмотрения дела;

- вывод суда о возможности ликвидации образовательного учреждения исключительно в судебном порядке не соответствует содержанию части 2 статьи 61 ГК РФ.

В судебном заседании представитель Правительства СПб жалобу поддержал, представил письменное обоснование правовой позиции по делу.

Заявитель - ГОУ "Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга" (далее - ГОУ ВАШ) - просит жалобу оставить без удовлетворения. В качестве дополнительного основания правомерности заявленного требования сослался на нарушение Правительством СПб при издании оспариваемого постановления требований пункта 2 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 N 264, предусматривающего осуществление ликвидации высшего учебного заведения подчинения субъекта РФ органом субъекта РФ по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 268-270 АПК РФ, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд признает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В заявлении о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным заявитель указал лишь одно основание - отсутствие утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ порядка ликвидации образовательных учреждений, находящихся в собственности субъекта РФ, что не соответствует требованиям части 4 статьи 34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

Суд первой инстанции, соглашаясь с данной позицией заявителя, дополнительно сослался на нарушение при издании обжалуемого постановления пункта 3.11 Регламента Правительства СПб, утвержденного постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100, предусматривающего обязательное согласование проекта обжалуемого постановления с организациями, не являющимися исполнительными органами, но упомянутыми в этом проекте, то есть с ГОУ ВАШ, что сделано не было.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими нормам материального права.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1997 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 61 ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица в добровольном и в принудительном порядке (по решению суда).

В добровольном порядке ликвидация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом никаких ограничений для принятия такого решения учредителем юридического лица закон не содержит. Приведенный в абзаце 1 части 2 статьи 61 ГК РФ перечень оснований добровольной ликвидации не является исчерпывающим, из чего следует, что в добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано и в случае признания нецелесообразности его дальнейшей деятельности по любому основанию.

Согласно пункту 1.3 устава ГОУ ВАШ (л.д.29-46, т.1) учредителем школы является субъект РФ в лице Администрации СПб, а собственником имущества - город Санкт-Петербург в лице уполномоченных государственных органов.

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что поскольку основаниями для принятия решения о ликвидации ГОУ ВАШ являются неоднократные нарушения лицензионных требований и нормативов, то ликвидация должна осуществляться в судебном порядке, не основан на нормах права.

Статья 34 Закона РФ "Об образовании" предусматривает, что образовательные учреждения ликвидируются в порядке, установленном органом исполнительной власти РФ и в соответствии с законодательством РФ. Оснований к ликвидации и особых требований к порядку ликвидации данная норма закона не устанавливает.

В соответствии со статьей 63 Устава Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга вопросы управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга отнесены к компетенции Правительства Санкт-Петербурга. Пунктом 11 части 1 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 30 октября 2003 года N 642-87 "О Правительстве Санкт-Петербурга" осуществление полномочий по ликвидации организаций возложено на Правительство Санкт-Петербурга.

Таким образом, оспариваемое постановление принято органом (Правительством СПб), который в соответствии со статьей 34 Закона "Об образовании" устанавливает порядок ликвидации образовательных учреждений в пределах своей компетенции.

Порядок ликвидации государственных учреждений, находящихся в ведении Санкт-Петербурга, установлен распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 19 июля 1994 года N 740-р "О полномочиях органов городской администрации по управлению и распоряжению государственной и муниципальной собственностью Санкт-Петербурга", распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 22 сентября 1998 года N 943-р "О порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий и учреждений Санкт-Петербурга", а также Концепцией управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 ноября 1998 года N 34.

При таких обстоятельствах отсутствие специального акта Правительства, устанавливающего порядок ликвидации именно образовательных учреждений, не может служить основанием для признания недействительным ненормативного акта высшего органа исполнительной власти Санкт-Петербурга, принятого в соответствии со статьей 61 ГК РФ.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления требованиям пункта 2 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшее учебном заведении) РФ (далее - Типовое положение) и Регламенту Правительства СПб, утвержденному постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100, не могут являться основанием для удовлетворения заявления ГОУ ВАШ, так как:

На несоответствие оспариваемого постановления пункту 2 Типового положения ГОУ ВАШ ни в заявлении, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции не ссылалось. Данный довод судом первой инстанции не исследовался, а, следовательно, в соответствии с правилом части 7 статьи 268 АПК РФ не подлежит рассмотрению апелляционным судом.

Тем не менее апелляционный суд считает необходимым отметить, что с внесением Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (статья 16) изменений в статью 28 Закона "Об образовании" осуществление ликвидации образовательных учреждений субъекта РФ (в том числе установление порядка ликвидации таких учреждений) отнесено к исключительной компетенции субъектов РФ.

Учитывая, что Типовые правила утверждены Правительством РФ постановлением от 05.04.2001 N 264, то есть в период действия ФЗ "Об образовании" в редакции Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, следует признать, что положения пункта 2 Типовых правил о согласовании ликвидации высшего учебного заведения, находящегося в ведении субъекта РФ, с федеральным органом управления образованием противоречит действующей редакции ФЗ "Об образовании" и не подлежит применению на основании части 2 статьи 13 АПК РФ.

Кроме того, фактически вопрос ликвидации ГОУ ВАШ был согласован с федеральным органом управления образованием, что подтверждается копией ответа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.02.2005 N 02-19/л, представленной Правительством СПб суду апелляционной инстанции.

Исходя из положений статьи 3 ГК РФ Регламент Правительства СПб, утвержденный постановлением Правительства СПб от 16.12.2003 N 100, к числу нормативных правовых актов не относится, а, следовательно, несоблюдение установленного названным актом порядка (процедуры) принятия оспариваемого постановления не может являться самостоятельным основанием для признания последнего недействительным в силу требований статьи 13 ГК РФ.

Следует также отметить, что допущенное при подготовке проекта оспариваемого постановления нарушение порядка согласования проекта не привело к нарушению гражданских прав и охраняемых законом интересов, так как из имеющейся в материалах дела переписки (л.д.1-2, 70, т.2) усматривается, что о предстоящей ликвидации ГОУ ВАШ было поставлено в известность, ректор ГОУ ВАШ был ознакомлен со всеми приказами Комитета по науке и высшей школе, регламентирующими мероприятия, связанные с прекращением образовательной деятельности школы, включен в состав комиссии по оказанию содействия переводу студентов ГОУ ВАШ в другие вузы СПб, что подтверждается представленными в дело документами.

Кроме того, апелляционный суд учитывает, что действие лицензии ГОУ ВАШ на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования прекращено в связи с истечением 01.04.2005 срока ее выдачи, срок аренды занимаемого ГОУ ВАШ помещения истек. В связи с указанным оснований и условий для ведения дальнейшей образовательной деятельности у заявителя нет.

На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с несоответствием обстоятельствам дела и нормам материального права.

Руководствуясь статьями 267-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2005 по делу N А56-13186/2005 отменить.

В удовлетворении заявления ГОУ "Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга" отказать.

Взыскать с ГОУ "Высшая административная школа при Администрации Санкт-Петербурга" в пользу Правительства Санкт-Петербурга 1000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
...

Судьи
...




Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: а56-13186/2005
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 08 декабря 2005

Поиск в тексте