ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2007 года Дело N Ф09-8213/07-С3


[Поскольку Банк России в целом и его территориальные подразделения осуществляют разрешенные виды деятельности как органы государственной власти, судами сделан обоснованный вывод о правомерном применении Банком России с учетом его конституционно-правового статуса дифференцированной ставки земельного налога в размере 0,7% при расчете налога по земельным участкам, предоставленным и используемым для осуществления вышеназванной деятельности]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2007 по делу N А76-32418/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Челябинской области (далее - Банк России) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 13.10.2006 N 18/91/422 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2007 (судья ...) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений решения Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории г.Челябинска" (далее - решение Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11).

Инспекция пояснила, что поскольку Банк России и его территориальные подразделения осуществляют деятельность по финансированию и кредитованию, то в соответствии с названным решением должны уплачивать налог с применением дифференцированной ставки 1,4%.

В отзыве на кассационную жалобу Банк России указывает на правомерность применения дифференцированной ставки 0,7% ввиду выполняемых им функций органа государственной власти.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Банком России налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за I полугодие 2006 года, по результатам которой составлен акт от 28.09.2006 N 18/2892/422 и принято решение от 13.10.2006 N 18/91/422 о доначислении земельного налога в сумме 46572 руб., пеней - в сумме 1378 руб. 53 коп. Основанием для доначисления сумм налога послужили выводы инспекции о неправильном применении Банком России налоговой ставки по земельным участкам, расположенным под зданиями по адресам: г.Челябинск, пр.Ленина, д.58 и г.Челябинск, ул.Елькина, д.47, исходя из существа его деятельности.

Полагая, что решение инспекции незаконно и нарушает его права, Банк России обратился в арбитражный суд.

Руководствуясь ст.75 Конституции Российской Федерации, ст.83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", суды пришли к выводу о том, что дифференцированная ставка налога применена Банком России правильно.

В силу п.2 ст.387, подп.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки в пределах, определенных гл.31, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом п.2 ст.394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 на территории г.Челябинска установлен и введен с 01.01.2006 земельный налог и дифференцированные ставки налога в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно подп.2 п.5 приложения N 1 к решению Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 установлена дифференцированная ставка земельного налога в размере 1,4% в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, а также игорного бизнеса. Пунктом 6 указанного решения установлена ставка земельного налога в размере 0,7% в отношении прочих земельных участков.

Судами установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Челябинск, пр.Ленина, д.58, предоставлен для эксплуатации здания Банка России; земельный участок, расположенный по адресу: г.Челябинск, ул.Елькина, д.47 - для эксплуатации здания Регионального центра информатизации. При исчислении авансового платежа в отношении указанных земельных участков Банком России применена дифференцированная ставка 0,7%.

Статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации, в ст.75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч.1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч.2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

В соответствии со ст.83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Согласно Положению о территориальных учреждениях Банка России, утвержденному Советом директоров Банка России 29.07.98 N 46-П, Главное управление Центрального банка Российской Федерации является обособленным подразделением Центрального банка Российской Федерации, осуществляющим на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящим в единую централизованную систему Центрального банка Российской Федерации.

Следовательно, Банк России в целом и его территориальные подразделения осуществляют разрешенные виды деятельности, в том числе кредитование, как органы государственной власти.

При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о правомерном применении Банком России с учетом его конституционно-правового статуса дифференцированной ставки земельного налога в размере 0,7% при расчете налога по земельным участкам, предоставленным и используемым для осуществления вышеназванной деятельности.

С учетом изложенного у суда кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.2007 по делу N А76-32418/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка