АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2007 года Дело N А40-32231/07-146-186


[Арбитражный суд  не усматривает в действиях заинтересованного лица противоречия нормам земельного законодательства, в связи с чем предъявленное требование о признании действий префектуры, выразившихся в отказе от согласования и утверждения плана границ земельного участка незаконными, не подлежит удовлетворению]



Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 5 октября 2007 года.

Арбитражный суд г.Москвы, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП "ФТ-Центр" к Префектуре ЮВАО г.Москвы о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения, третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, установил:

ГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Префектуре ЮВАО г.Москвы (далее Префектура) с заявлением о признании незаконным действий, выразившихся в отказе от согласования и утверждения плана границ земельного участка, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Лефортовский вал, дом 24А, для эксплуатации и функционирования детского сада, ссылаясь на то, что оспариваемые действия Префектуры, выражающиеся в отказе от согласования и утверждения плана границ земельных участков, противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Согласование и утверждение плана границ земельного участка органом местного самоуправления имеют юридическое значение, поскольку только после совершения таких действий могут быть продолжены работы по оформлению прав на земельный участок, его постановке на кадастровый учет, однако Префектурой необоснованно отказано в согласовании.

В ходе судебного разбирательства в порядке ст.49 АПК РФ уточнены заявленные требования, о чем вынесено протокольное определение от 24.09.2007, заявитель просит признать незаконными действия Префектуры, выражающиеся в отказе от согласования плана границ земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Лефортовский вал, д.24А, для эксплуатации и функционирования детского сада, незаконным. В порядке устранения допущенных нарушений заявитель требует обязать Префектуру согласовать план границ земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Лефортовский вал, д.24А, для эксплуатации и функционирования детского сада и направить согласованный план на утверждение в Департамент земельных ресурсов г.Москвы.

Возражая по предъявленному заявлению, заинтересованное лицо в судебном заседании и в отзыве в удовлетворении требований просит отказать, поскольку решение об отказе в согласовании Префектурой не принималось, оспариваемый отказ оформлен письмом информационного характера и не влечет для заявителя неблагоприятных правовых последствий.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2007 отклонено ходатайство Префектуры о прекращении производства по делу по тому основанию, что письмо Префектуры от 15.05.2007 N СЛ 2511/7.0.1 носит информационный характер и не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку предметом оспаривания по настоящему делу является не какое-либо письмо заинтересованного лица, а действия Префектуры, выраженные в отказе от согласования плана границ земельного участка.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных ресурсов г.Москвы.

Представитель третьего лица - Департамента земельных ресурсов г.Москвы (далее - Департамент, ДЗР) явился в судебное заседание, заявление просит оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что в адрес Префектуры не направлялось обращение организации о согласовании плана границ земельного участка. Письмом от 15.05.2007 в адрес заявителя Префектурой направлено уведомление о том, на каких условиях возможно согласование проекта границ земельного участка с учетом положений закона города Москвы N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве", в соответствии с которым порядок определения границ земельного участка устанавливается Правительством Москвы.

В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в судебном заседании до 28 сентября 2007 года.

Выслушав объяснения представителя заявителя, поддержавшего заявленные требования, и представителей заинтересованного лица и третьего лица, возражавших против удовлетворения заявления, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу: заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2001 N 550-р за ФГУЭП "Сервэкс" Минимущества России, правопреемником которого является ФГУП "ФТ-Центр" на основании распоряжения Росимущества от 06.10.2006 N 3609-р (л.д.20), на праве хозяйственного ведения закреплено нежилое здание по адресу: г.Москва, ул.Лефортовский вал, д.24А площадью 1882,9 кв.м.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия на имущество произведена 13.11.2004 с внесением записи о регистрации права N 77-01/31-181/2001-2552, о чем выдано соответствующее свидетельство N НОМЕР (л.д.15).

ФГУЭП "Сервэкс", правопреемником которого является заявитель, обратилось в ТОРЗ ЮВАО г.Москвы Департамента земельных ресурсов г.Москвы с заявлением от 18.10.2006 N 33-5Т4-728/6 о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Лефортовский вал, д.24А, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости.

В ходе оформления документов ТОРЗ ЮВАО ДЗР города Москвы N 33-5Т4-728/6 от 14.12.2006 проект границ земельного участка направлен на согласование в Управу района Лефортово, которая письмом от 27.12.2006 сообщила о невозможности согласования плана в границах, испрашиваемых заявителем, в связи с выявленными в ходе проверки фактами нецелевого использования земельного участка и нарушения порядка его содержания (л.д.12).

Письмом от 12.01.2007 N 12.0107 ДЗР города Москвы сообщил заявителю о невозможности постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет в связи с отсутствием согласования плана границ земельного участка Управой района Лефортово (л.д.11).

Заявитель ФГУП "ФТ-Центр" 10.04.2007 обратился в Префектуру с просьбой дать указание Управе района Лефортово повторно вернуться к рассмотрению вопроса о согласовании границ по представленному заявителем плану с указанием доводов в опровержение указанных Управой оснований для отказа (л.д.14).

Письмом от 15.05.2007 N СЛ 2511/7.0.1 Префектура сообщила, что 04.05.2007 Управой района Лефортово совместно с ОВД "Лефортово" проведена комплексная проверка целевого использования здания и прилегающей территории земельного участка по указанному адресу. В ходе проверки установлено, что в здании располагаются сторонние организации, прилегающая к зданию территория имеет неудовлетворительный внешний вид, захламлена мусором, требуется санитарная обработка деревьев. По информации Управы района Лефортово, здание используется не под детский сад, в связи с чем согласование плана границ земельного участка не представляется возможным. Данным письмом Префектура уведомила заявителя, что Управа готова согласовать план границ земельного участка с учетом необходимых норм в соответствии с Законом города Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве".

Полагая, что Префектура таким образом отказала заявителю в согласовании плана границ земельного участка в пределах испрашиваемых им границ в нарушение ст.ст.35-36 ЗК РФ, ст.ст.216, 264, 271, 294 ГК РФ, норм Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", заявитель оспорил действия заинтересованного лица в арбитражном суде.

Арбитражный суд первой инстанции не усматривает в действиях заинтересованного лица противоречия вышеуказанным нормам земельного законодательства, в связи с чем предъявленное требование о признании действий Префектуры незаконными не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абз.1 п.1 ст.36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами (абз.2 п.1 ст.36 ЗК РФ).

Для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п.5 ст.36 ЗК РФ).

При этом согласно ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

Для описания земельного участка законодательством предусмотрен государственный кадастровый учет, который позволяет индивидуализировать в Едином государственном реестре земель земельный участок, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица и на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (п.7 ст.36 ЗК РФ).

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Согласно ст.70 Земельного кодекса PФ порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

В соответствии со ст.1 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Согласно ст.6 указанного Закона сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков определен ст.19 указанного Закона, которая предусматривает, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п.2 ст.19).

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел (п.6 ст.19).

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка (п.7 ст.19 указанного Закона).

В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается (п.8 ст.19).

В целях реализации приведенных положений ФЗ "О государственном земельном кадастре" и ряда других нормативных актов, Правительство Москвы приняло постановление от 13.03.2007 N 166-ПП* "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы", которое вступило в силу на дату возникновения спорных правоотношений.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "...N 168-ПП" - Примечание изготовителя базы данных.


Указанным постановлением утверждены Регламент подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" и Регламентная таблица подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы для выдачи заявителям в режиме "одного окна".

В соответствии с п.2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа, форма которого утверждена постановлением от 13.03.2007 N 168-ПП (приложение 3) и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.

В силу п.5 указанной таблицы при обращении с заявлением о выдаче кадастрового плана земельного участка в случае, если на дату обращения он не поставлен на кадастровый учет, заявитель представляет в том числе документы о межевании земельного участка (при наличии таковых).

Порядок работы службы "одного окна" при подготовке запрашиваемых заявителями документов детально определяет пункт 3 Регламента, подпунктом 3.2.2 которого регламентируется порядок подготовки комплекта документов для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, в соответствии с которым специалисты по исполнению запроса осуществляют этапы работ, включающие в себя, в частности, подготовку проекта плана границ земельного участка; сбор сведений о земельном участке в следующих организациях: ГУП МосгорБТИ (при отсутствии документов БТИ у заявителя); ГУП "Мосгоргеотрест"; ГУП "НИиПИ Генплана Москвы"; Управление Федеральной регистрационной службы по Москве; направление проекта плана границ земельного участка на согласование в префектуру и Москомархитектуру, другие организации (при необходимости); подготовку и представление Департаментом материалов в префектуру для рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка; рассмотрение префектом (уполномоченным им органом) вопроса о возможности предоставления земельного участка; выпуск распоряжения Департамента об утверждении проекта границ земельного участка; проведение заявителем межевых работ, включая получение согласований всех смежных землепользователей.

Следовательно, в отсутствие у заявителя материалов межевания согласование проекта границ земельного участка осуществляется Департаментом. Однако на дату обращения в Префектуру и получения письма от 15.05.2007 Департаментом не осуществлялось оформление документов заявителя в целях постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. Ранее направленные документы в порядке, установленном Регламентом организации работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 мая 2006 года N 352-ПП "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна" были рассмотрены Департаментом и заявителю направлен отказ в связи с неполучением согласования Управы района Лефортово. Данный отказ либо действия Управы заявителем не обжалованы.

Порядок проведения межевания в городе Москве установлен Положением о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 105. Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что межевание объекта землеустройства включает определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

В силу п.9 Положения разработка проекта межевания территории осуществляется по инициативе органов местного самоуправления или физических и юридических лиц - владельцев недвижимости, расположенной в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в отношении квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры в границах красных линий в масштабе 1:2000 и является открытой информацией.

Согласно п.10 проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции полагает, что само по себе обращение заявителя в Префектуру не отвечает требованиям данного Положения и не является заявлением о разработке проекта межевания либо согласовании (утверждении) плана границ земельного участка. Вопреки утверждению ФГУП "ФТ-Центр" в заявлении и в судебном заседании, из буквального текста письма от 15.05.2007 N СЛ 2511/7.0.1 следует, что предметом обращения было обязание Управы района Лефортово рассмотреть указанный вопрос.

Заявление ФГУП "ФТ-Центр" от 10.04.2007 не содержит просьбы осуществить согласование плана границ земельного участка. Как следует из текста данного обращения, заявитель обратился в Префектуру с просьбой дать указание Управе района Лефортово г.Москвы повторно рассмотреть вопрос о согласовании плана границ земельного участка и представил доводы в опровержение основания для отказа, данных Управой в письме, направленном в Департамент ДАТА.

Следовательно, данное письмо подлежало рассмотрению Префектурой в рамках контроля за деятельностью управы района, осуществляемой на основании п.5.1 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 3 декабря 2002 года N 981-ПП "Положение о районной управе города Москвы".

При таких обстоятельствах следует вывод, что вопрос о согласовании и утверждении плана границ земельного участка Префектурой по существу не рассматривался в связи с отсутствием обращения по данному вопросу, в связи с чем письмо от 15.05.2007 N СЛ 2511/7.0.1 не является отказом заинтересованного лица в соответствующем согласовании.

Заявителем не приведены правовые нормы, на основании которых решение вопроса о согласовании плана границ земельного участка отнесено к полномочиям непосредственно Префектуры административного округа. В качестве основания заявленных требований заявитель ссылается на обращения ДЗР города Москвы и ФГУП "ФТ-Центр" за разрешением данного вопроса в Управу района Лефортово. Таким образом, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии неправомерных действий со стороны Префектуры по отказу в согласовании плана границ земельного участка, поскольку такого обращения в Префектуру не поступало.

С учетом вышеизложенного не могут служить основанием для удовлетворения заявления доводы заявителя в обоснование правомерности использования земельного участка, отсутствия нарушений порядка содержания территории. Приведенные доводы сводятся к опровержению выводов Управы района Лефортово, изложенных в письме от 27.12.2006 и явившихся основанием для отказа в согласовании Управой плана границ земельного участка. Между тем данное решение Управы района Лефортово по настоящему делу не оспаривается. Из письма Префектуры не следует, что указанные выводы сделаны Префектурой и положены ею в обоснование какого-либо решения по вопросу о согласовании границ земельного участка.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что документы межевания и подлежащий согласованию план границ земельного участка в Префектуру для рассмотрения и согласования не направлялись ни в ходе осуществления работ про постановке земельного участка на кадастровый учет по заявлению ФГУП "ФТ-Центр", ни заявителем при обращении в Префектуру 10.04.2007, в связи с чем у Префектуры отсутствовала возможности рассмотреть данный вопрос.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд первой инстанции также исходит из того, что в соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.