ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2007 года Дело N КА-А40/10110-07


[Суд признал недействительными решения МИФНС в части отказа в возмещении НДС, отказа в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% и обязал устранить допущенные нарушения путем восстановления на лицевом счете ОАО сумм переплаты по НДС, т.к. заявитель вовремя представил полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ]
 (Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Открытое акционерное общество "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом изменения требований, о признании частично недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.10.2006 N 16-62 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость по материалам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставки 0% за март 2006 года, о признании недействительными решения Инспекции от 02.10.2006 N 16-63 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении НДС, об уплате НДС и пени за тот же период, требования N 50 от 12.10.2006 об уплате налоговой санкции, требования N 224 об уплате налога по состоянию на 12.10.2006, постановления N 3 от 30.10.2006 о взыскании налоговых санкций, решения N 3 от 30.10.2006 о взыскании налоговых санкций, решения N 348 от 19.12.2006 о зачете, письма N 58-14/14113 от 16.10.2006 в части зачета НДС в размере 63972 руб.; об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения путем восстановления на лицевом счете сумм переплаты по НДС в размере 63972 руб. и 4092 руб. 07 коп.

Решением от 02.05.2007 Арбитражного суда г.Москвы, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными ненормативные акты Инспекции: решение N 16-63 от 02.10.2006 в части начисления пени в сумме 4092 руб. 07 коп. и применения налоговых санкций в сумме 12794 руб. 40 коп., требования N 50 от 12.10.2006, решение N 3 от 30.10.2006, постановление N 3 от 30.10.2006, решение N 348 от 19.12.2006, требование N 224 от 12.10.2006 об уплате пени в сумме 4092 руб. 07 коп.; Инспекция обязана устранить допущенные нарушения путем восстановления в лицевом счете суммы переплаты по пене в сумме 4092 руб. 07 коп. в связи с имеющейся у Общества переплатой налога, в остальной части заявление отклонено, поскольку Обществом не собран полный пакет документов в подтверждение налоговой ставки 0%, поэтому оно обязано уплатить НДС по ставке 18%.

Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой заявитель ссылался на неправильное применение подпункта 7 п.1 ст.164 НК РФ, а также в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган ссылался на неправильное применение постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001.

Налоговый орган в заседании суда кассационной инстанции и в отзыве на кассационную жалобу заявителя возражал против его кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.

Согласно подп.7 п.1 ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.

При рассмотрении дела налогоплательщик сослался на то, что в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным п.п.2 и 3 ст.164 Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 Кодекса.

Вместе с тем, согласно абз.1 п.9 ст.165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).

Таким образом, законодателем подпункт 7 п.1 ст.164 НК РФ не указан в п.9 ст.165 Кодекса, устанавливающем перечень операций, которые подлежат налогообложению по ставке 10 или 18 процентов при непредставлении документов в 180-дневный срок. Данное положение закреплено и в новой редакции названной нормы права.

Исключительный порядок налогообложения по ставке 0% для указанных операций подтверждается тем, что в подп.7 п.1 ст.164 НК РФ содержится отсылка к полномочиям Правительства Российской Федерации по установлению порядка применения названного подпункта.

Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".

В соответствии с п.4 названного постановления организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствам, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой ставки. Указанные счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" выставляются при наличии договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости, официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации, реализующей товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.

Указанные нормы права соотносятся с п.9 ст.167 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Таким образом, и в данной норме права подпункт 7 п.1 ст.164 НК РФ исключен из общего правила исчисления налогооблагаемой базы при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт по последнему дню месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.

При таких обстоятельствах судебные акты в части отказа в удовлетворении требований заявителя следует отменить, полностью удовлетворив указанные требования.

Суд кассационной инстанции исходит также из сложившейся судебно-арбитражной практики (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/4040-07, 5980-07, 4479-07, 5399-03).

В остальной части судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.

Инспекция в кассационной жалобе ссылалась на неправильное применение судами п.42 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому если у налогоплательщика имеет переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.

Однако судами установлено, что в данном случае имеющиеся по указанным в актах суммам расхождения обусловлены тем, что в актах сверки не отражены суммы НДС, исчисленные к уменьшению в связи с представлением Обществом 20.04.2006 уточненных налоговых деклараций за январь 2005 года (сумма НДС к уменьшению - 58991713 руб.), за февраль 2006 года. (сумма НДС к уменьшению - 22487750 руб.), и не имелось переплаты в более поздние периоды по сравнению со спорным периодом.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.284-289 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 02.05.2007 по делу N А40-2534/07-33-21 Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 17.07.2007 N 09АП-9231/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявления ОАО "Ростелеком" отменить; в части признания недействительными решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.10.2006 N 16-63, требования N 50 от 12.10.2006, решения от 30.10.2006 N 3, постановления от 30.10.2006 N 3, решения от 19.12.2006 N 348, требования от 12.10.2006 N 224 и обязания Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 7 устранить допущенные нарушения путем восстановления в лицевом счете суммы переплаты по пене в сумме 4092,07 руб. оставить без изменения.

Признать недействительными ненормативные акты Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7: решение от 02.10.2006 N 16-62 в части отказа в возмещении НДС в размере 12243 руб. при реализации услуг для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствам, отказа в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% в марте 2006 года в отношении реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей на сумму 423418 руб., решение N 16-63 от 02.10.2006 в полном объеме, требования N 50 от 12.10.2006 в полном объеме, требования N 224 от 12.10.2006 в полном объеме, постановления N 3 от 30.10.2006 в полном объеме, решения N 3 от 30.10.2006 в полном объеме, решения N 348 от 19.12.2006 в полном объеме, письма N 58-14/14113 от 16.10.2006 в части зачета НДС в размере 63972 руб.

Обязать Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 устранить допущенные нарушения путем восстановления на лицевом счете ОАО "Ростелеком" сумм переплаты по НДС в размере 63972 руб. и 4092,07 руб.

Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб. (одна тысяча) руб.

Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в пользу ОАО "Ростелеком" расходы по госпошлине по кассационной жалобе в размере 1000 руб. (одна тысяча) руб.

Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2007 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка